план по самообразованию
материал (старшая группа)

Дудкина Валентина Валерьевна

План по самообразованию на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через сюжетные игры" на пять лет после установления первой квалификациооной категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План повышения квалификации воспитателя МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 61» НМР РТ на 2017 – 2021г.г.

Ф.И.О.

Дудкина Валентина Валерьевна

Должность

воспитатель

Образование

высшее, Институт экономики, управления и права 2015 г, по специальности «Педагогика дошкольного образования»

Переподготовка

Повышение

квалификации

г. Нижнекамск, Республика Татарстан, 2014 г. «Новые подходы к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС ДО» 72 часа, удостоверение о повышении квалификации

Квалификационная

категория

первая

Стаж

26 лет

Тема самообразования

«Развитие речи детей через сюжетные игры»

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский

Актуальность темы и её обоснованность.

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила. Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен? Ответ очевиден. В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.

Цель

повышение профессионального уровня знаний  путем изучения литературы по теме, систематизировать работу по реализации ФГОС ДО.

Задачи

  • Изучить методическую и познавательную литературу по данной теме
  • Создать условия для приобщения детей и родителей к речевой  культуре.
  • Познакомить с дидактическими, подвижными,  народными, сюжетными играми и вызвать у детей  интерес к общению
  • Формирование навыков речи.
  • Сформировать у детей отношение к общению, как важнейшему свойству в развитии социализации.

Ожидаемый результат

переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
  Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй и  звуковую культуру речи.

Блок «Дети»

  • узнают и называют знакомые виды народных пальчиковых игр,  подвижных, дидактических и сюжетных
  • умеют сравнивать и находить их сходство и различие между игрушками и предметами-заместителями
  • самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях
  • различают и называют действия с игрушками
  • умеют самостоятельно организовать, провести,  игру

Блок «Родители»

привить родителям интерес к совместным играм.

Блок «Педагог»

повысить творческий и познавательный интерес к сюжетной игре  при использовании в своей работе.

Механизм реализации

- срок 5 лет

- блоки

Подготовительный этап

- создать условия для приобщения детей и родителей к совместным играм

Теоретический этап

- изучить методическую и познавательную литературу по данной теме, передовой опыт педагогов

Аналитико-диагностический этап

- проведение диагностирования по проблеме

Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы;  провести диагностические исследования, составить методическую копилку, картотеки.

 - Изучение, анализ литературы по теме самообразования: 1.От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
3. О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
4. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера 
5. Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
6.  А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
7. В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Просвещение, 1985г.
8. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г., 
9. серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». 
10.  Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
13. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

14.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений . Планы занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- 48 с

15. Б.Н.Панова. Дидактические игры –занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16.Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

17.Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение,1984

18.Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988

19.А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

20.М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики» Методические пособия для воспитателя, Издательство: Вентана-Граф, 2014 г. Серия: «Тропинки»

21.Интернет ресурсы

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2015-2016 учебный год

I

II этап - Конструирующий

Создать методическое сопровождение

1.Разработать рабочую программы, перспективные планы работы с детьми, проекты,  создать и оснастить творческие центры в группе, сценарии праздников, диагностические  методики, методические рекомендации, конспекты ОД, программы работы с родителями; видеозаписи,  пособия, методическую копилку  (перспективные планы, перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…)

Консультации для родителей:

«Роль игры в развитие речи детей»

«Дидактические игры, которые можно провести дома»

«Как правильно выбрать игрушку»

«Учите детей рассказывать»

В течение учебного года

2016-2017 учебный год

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

I этап  - Аналитический

Мониторинг целевых ориентиров. Отчет о проделанной работе за учебный период 2015-2016 г.

Подготовка детей к муниципальному конкурсу строя и песни

Подготовка  детей к  муниципальному интеллектуальному конкурсу “Умка”

Подготовка  ребёнка к муниципальному конкурсу “Умники и умницы”

Подготовка   воспитанников к муниципальному конкурсу  чтецов к дню рождения Габдулы Тукая.

Подготовка детей к интеллектуальной олимпиаде «Все работы хороши, выбирай на вкус

В течение учебного года

Рецензия

2017-2018 учебный год

II

II этап - Конструирующий

Мониторинг целевых ориентиров. Отчет о проделанной работе за учебный период 2016-2017 г.

Участие во  всероссийских и региональных интернет- конкурсах(работы детей, конспекты занятий, проекты, и др.)

Подготовить и показать презентацию  для родителей «Использование дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи детей».

Пополнение персонального сайта www.nsportal.ru 

Итоговый  годовой  мониторинг по  целевым ориентирам

Показ занятий в недели творческих отчетов.

В течение учебного года

Рецензия

2018-2019 учебный год

II

III этап - Формирующий

Реализация своих разработок в практике: подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, мастер-классов, выступлений и т.д.),оформление результатов диагностики,оформление конспектов ОД,  участие в конкурсах различного уровня.

Оформить в группе «Уголок развития речи»

Участие в конкурсах

Пополнение картотеки по развитию речи.

  • Картотека презентаций по развитию речи;
  • Картотека игр по развитию речи.

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

  • Разработка и проведения занятий с

            использование ИКТ.

В течение учебного года

Рецензия

2019-2020 учебный год

II

IV этап - Обобщающий

Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы Оформление опыта работы (портфолио) - его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований, редакция рабочих программ, перспективных планов работы с детьми,  проектов, метод. рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями; издание собственных разработок, размещение публикаций; мониторинг развития детей оформление методических рекомендаций, участие в конкурсах различного уровня.

В течение учебного года

- педчас, педсовет, семинар, конференция,

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ НОД

Рецензия

аналитическая справка, результат участия в конкурсах,

отзыв коллег, родителей

III

Практический:

работа с детьми

  • Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.
  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования дл проведения деятельности
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогическом совете

Участие в работе творческих групп

Работа с родителями

Доклад «Воспитание детей в семье в игровой форме»

Сентябрь

Беседа с родителями «О значении игрушки в жизни детей»

Октябрь

Выставка детских работ

Ноябрь

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

Декабрь

Доклад на родительском собрании «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Январь

Рекомендации родителям по созданию атрибутов к сюжетным играм

Февраль

Выставка детского творчества

Рекомендации родителям

Март

Апрель

Май  

Работа с педагогами

1. Посещение ОД по проблеме

2. Участие в семинарах – практикумах

В течение учебного года

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

Апрель

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

2019-2020 учебный год

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической материала

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»:

  • Рассказ;
  • Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей

Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для  общения во время игры. По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы культуры речевого общения закладываются в дошкольном детстве. В современном мире развитию речи отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено тем, что владение речью как средством общения и культуры необходимо во всех сферах жизнедеятельности человека.

Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ

Просмотр компьютерной презентации «Формирование знаний, умений и навыков по ознакомлению с  игрушкой в среднем дошкольном возрасте»

Взаимодействие с логопедом: проведение с детьми лексико-грамматического занятия с использованием русского народного творчества.

Работа на персональном сайте www.nsportal.ru

Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный)

Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах

Сроки реализации:3-й,4-й,5-й годы

Работа с родителями

1. Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».

2. Консультация для родителей на тему: «Значение игры для детей».
3. Изготовление папки-передвижки «Знакомимся с игрушкой»

4. Выставка детских работ по предметному  рисованию

Проведение родительских собраний по темам:

  • «Подготовка детей к обучению грамоте»
  • «Развитие речи в дидактических играх»

«Речевая культура в семье».

В течение учебного года

2020-2021 учебный год

Y

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видеосъемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей №61»

Нижнекамского муниципального района

Индивидуальный план

самообразования

 на межаттестационный период

с 2020г. по 2025 г.

 

Дудкиной Валентины Валерьевны

г. Нижнекамск

Республика Татарстан

Тема: «Развитие речи детей через сюжетные  игры».

Дата начало работы над темой: январь 2020года.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Развить у ребенка интерес к дидактическим играм в дошкольном возрасте.
  2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
  3. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы
  4. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
  5. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
  6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

:https://nsportal.ru/albina-makkanievna

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет

(2020 – 2025 учебный год)

2020-2021 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь 2020г.

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь 2020г.

3.

Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь 2020г.

4.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

6.

Собрать банк данных по теме  «Развитие речи детей через дидактические игры».

В течение года

7.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь 2020г.

8.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте»

В течение года

9.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

10.

 Изучить литературу «Воспитать детей в игре» под ред. Д.В.Менджерицкой

Январь 2021.

11.

Открытое занятие для воспитателей детских садов микрорайона по развитию речи.

Февраль 2021г.

12.

Провести итоговое занятие для родителей

Март 2021г.

13.

Ведение персонального сайта

: https://nsportal.ru/albina-makkanievna

В течение года

14.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя

2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучить литературу «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации». Губанова Н.Ф.

Сентябрь 2021г.

3.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

По плану старшего воспитателя

4.

Составление картотеки публикаций по теме.

В течение года

5.

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

В течение года

6.

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня речи  детей на начало и конец учебного года.

Сентябрь, май

7.

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Сентябрь-октябрь

8.

Создание презентации:

« Игра где логика».

Январь-апрель

9.

Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников.

В течение года

10.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течение года

11.

Ведение персонального сайта

: https://nsportal.ru/albina-makkanievna

В течение года

12.

Диагностика динамики за два года по своей теме:

- входной контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Октябрь

Февраль

Май

2022-2023 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

3.

Гасанова Д. «Игра в развитии познавательной сферы»2014.

Сентябрь-октябрь

4.

Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы.

В течение года

5.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

6.

Открытое занятие для педагогов .

Октябрь

7.

Изучить литературу

Ноябрь

8.

Консультация «Роль сюжетных игр в развитие речи детей»

Декабрь

9.

Оформление выставки «Атрибуты сюжетных игр своими руками»

Январь

10.

Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях»

Февраль

11.

Подготовить папку-копилку с развивающим материалом.

В течение года

12.

Итоговое занятие по математике с

использованием дидактических игр.

Март

13.

Ведение персонального сайта : https://nsportal.ru/albina-makkanievna

В течение года

14.

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

2023-2024учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучить литературу «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.

Сентябрь -октябрь

3.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течении года

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

8.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

9.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

12.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

2024-2025 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Открытое занятие для воспитателей города

декабрь

3.

Размещение своих работ на веб-сайте

 https://nsportal.ru/albina-makkanievna

В течение года

4.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

5.

Пройти курсы повышения квалификации.

Декабрь

6.

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь - январь

7.

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.

В течение года

8.

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

9.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь, март

10.

Разработка пособия дидактических игр по интеллектуальному   развитию.

В течение года

11.

Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МАДОУ

По плану образовательного учреждения

12.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Сюжетные игры как средство развития речи».

По плану старшего воспитателя.