Особенности работы по формированию словаря у детей. Из опыта работы
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Густова Лариса Михайловна

Известно, что речь ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_po_formirovaniyu_slovarya_u_detey._.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы по формированию словаря у детей.

Из опыта работы

Автор:

Густова Л.М., воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детского сада №20

Выборгского района Санкт-Петербурга

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Известно, что речь ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

В речевой функции, носящей системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействия различных компонентов языка: звуковые произношение, лексику и грамматический строй.

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребенка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.

Слово – основная единица речи, условно обозначающая название предметов, явлений окружающей жизни, признаков предметов, их действий и т.д. Различается активный и пассивный словарь, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов.

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования.

К 5 годам они овладевают набором слов, обозначающих основные формы, выделяют измерения противоположных величин - высоту, длину, ширину. Пространственные представления в этом возрасте называются достаточно дифференцированно и точно (впереди, ниже, сзади и т.д.).

 После 5 лет дети уверенно выделяют части предметов, сравнивают их по различным и общим признакам, усваивают свойства предметов, сделанных из различных материалов.

В это же время они начинают употреблять слова, обозначающие отвлечённые понятия, связанные с настроением (грусть, радость, веселье); военной тематикой (отряд, победа, война); деятельностью (строительство, ремонт); нравственными ценностями (смелость, забота, защита, предательство).

При формировании словарного запаса у детей используются разнообразные приёмы, направленные прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков.

Для активизации словарного запаса детям предлагается:

а) самостоятельно назвать предмет, действие, признак;

б) закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;

в) подбор существительных, глаголов, прилагательных к словам

раздражителям.

Занимаясь с ребенком, возможны различные приёмы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, название первой части слова, образца.

Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом, чтобы помочь понять не только сюжетную линию, но и причинно–следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

На первоначальных этапах образования уменьшительно-ласкательных слов даётся сопоставление двух предметов – большого и маленького, подчёркивается, как по–разному они называются. Интонационно выделяется суффикс (кот-котик, куб-кубик, рот-ротик и т.д.).

Далее детям предлагается поднять ту картинку, которая называет педагог: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машинка, машина и т.д.

Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за педагогом предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения, типа. У Лены кукла, а у Леночки куколка. Маша надевает кофту, а Машенька – кофточку.

При этом можно использовать:

а) демонстрацию действий;

б) картинок;

в) опорные слова;

г) вопросы.

Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями, важно правильно подобрать наглядный материал.

Сначала даются упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом «ик-ок» (хвостик, бантик, грибок, дубок) затем существительных женского рода с суффиксом «к» (куколка, машинка).

Путем специальных дидактических упражнений детей учат различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками. Эти различия передаются разными приставками. Например: пришёл-ушёл, вышел-подошёл. Сначала детям демонстрируется два противоположных действия (пришёл-ушёл) предлагается их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее интонационно педагог выделяет первую часть слова, приставку (при-шёл, у-шёл ) подчёркивая, как по-разному эта часть слова меняет действия.

Большое внимание уделяется обучению детей образованию новых существительных с помощью суффиксов, например: «ница» (в значении вместилища: для сахара – сахарница для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница, для сухарей – сухарница, для селедки – селёдочница).

Обучение и закрепление навыков словообразование проводится в виде различных игровых моментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи.

Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать эмоциональный положительный настрой детей, интерес к занятиям.

При формировании словарного запаса детей, целесообразно предусмотреть тематический подход к отбору словаря с опорой на те предметы и явления, которые постоянно окружают детей в повседневной жизни.

Весь лексический материал обязательно используется в структуре, связного высказывания, т.е. включается в повседневную речевую практику.

Картинки помогают усваивать навыки образования притяжательных местоимений, уточнять знания детей о предметах и их частях, а так же о словах с противоположными значениями. Они применяются для ознакомления детей с разными профессиями, атрибутами этих профессий и для закрепления этих знаний.

Сюжетные картинки, помогающие продолжить работу по закреплению всех поставленных звуков в словах разной сложности слоговой структуры, по уточнению значения новых слов и усвоению ранее отработанных грамматических структур.

Картинный план, затрагивая эмоции детей, помогает создать отчётливые конкретные представления детей о данном событии в целом и в частях, обогащает, уточняет словарь детей, помогает анализировать, сопоставлять, обобщать и, что очень важно, излагать виденье в определенной последовательности.

Содержание картинок подобрано в соответствии с программами по воспитанию и обучению детей с ФФНРи ОНР в условиях специализированного детского сада.

Задача – пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов, – связана со спецификой воспитательной деятельности.

Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на занятии и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи.

Ещё один момент: работая с детьми в продолжение всего дня, воспитатель ищет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Важно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом.

В чём же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?» и т.п.

В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть.

На улице, во время прогулки, можно спросить детей: «Какое небо?» «Какой снег на участке?» «Какие листья лежат на земле?» «Что делают ветер, дождь, снег?» и т.п.

Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей.

Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

Ошибки в произношении должны фиксироваться воспитателем моментально («неверно», «неправильно», «не так сказал», «я не пронимаю тебя, подумай и скажи правильно»). К исправлению ошибок, грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Ещё более сложной работой для детей с общим недоразвитием речи является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому для занятий их следует использовать лишь с детьми седьмого года жизни. Для начала воспитатель может предложить детям два, три варианта

Например: пословица «Не в свои сани не садись»

Варианты объяснений: 1. Не обижай младших. 2. Не садись на сломанный стул. 3. Не берись за дело, которое не сможешь выполнить.

Чтобы тети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать.

Например: после того как дети собрали на участке целую кучу сухих листьев и веточек, воспитатель произносит: «Клади по ягодке – наберёшь кузовок» или ребёнок один несёт тяжёлый таз с песком, уместно ему сказать: «Один в поле не воин». А ленивому проговорить: «Лёжа хлеба не добудешь». Ребёнку, который поторопился и испортил свою работу, воспитатель может сказать: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

При такой систематической работе пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а воспитатель избавляется от лишних назидательных речей...

Детей с ОНР приходится учить играть. Игра у большинства из них лишена творчества, они не умеют договариваться во время игры, распределять роли. Поэтому воспитателю группы приходится обучать игре. В первую очередь следует создать базу – подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Воспитатель намечает объём понятий, с которыми он собирается познакомить детей, слова, которые придётся уточнить. Необходимо не только привлечь внимание детей к каким-либо предметам, объектам, совершаемым действиям, но и назвать их, а кроме того, попросить детей повторить название. Например, у нас в кукольном уголке появилась стиральная машина, мы её рассмотрели: какая она, зачем нужна, как она стирает, сколько одежды туда войдет; чтобы одежда была чистая, что нужно добавить в стиральную машину кроме воды (порошок стиральный). Что внутри машины – барабан он крутится и стирает одежду.

– Всю кукольную одежду наши девочки и мальчики «перестирали». А затем наша няня, Наталья Алексеевна, стала менять постельное бельё, оказывается, не все дети знают, что такое постельное белье, снимая его, помогая няне они узнали и проговорили вслух: пододеяльник, это то, что надевают на одеяло, простыня – мы на ней спим, она на матрасе, наволочка – на подушке. Потом Наталья Алексеевна принесла чистое постельное бельё, полотенца, салфетки... Откуда? Оказывается у нас в детском саду есть прачечная (повторяем это слово). А её хозяйка – Александра Павловна – пачка (повторяем слово) пригласила нас к себе в гости посмотреть, откуда же приходит чистое бельё в группу. По подгруппам мы там были на экскурсии и видели большие стиральные машины, как барабан вращается, как отжимается бельё, сушится в сушильном шкафу, шкаф тёплый, там сухой воздух, который сушит бельё, затем гладится на гладильной доске становится не только чистым, но и без «морщинок», «ровным», как сказали дети.

Понаблюдали все действия проговорили, понюхали воздух в прачечной, какой: влажный, чистый, пахнет глаженным бельём, его хочется потрогать, погладить, провести рукой.

Вспомнили и технику безопасности при работе с машинами, утюгом. Конечно, после таких экскурсий, а мы были и на кухне, и в медицинском кабинете, у детей обогащаются и словарь, и знания, и игра в группе, на улице, на участке, становится более активной, разнообразной, изобретательней.

С гораздо большей активностью дети включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли: например, встаёт с другими детьми в очередь в «магазин», вежливо говорит с «продавцом». Ребёнок-«врач» с удивительной охотой начинает «лечить» «заболевшего воспитателя» в своей «больнице», причёсывать его в «парикмахерской». А диалог,  который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. И никого не приходится уговаривать слушать, что говорит воспитатель, все и так заинтересованы его участием в игре, его ролью.

Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Будут полезны вопросы воспитателя, во время различных ролевых игр, например: «Доктор, почему вы бинтуете мне руку? Зачем мне мажете ногу?» Или хозяйке кафе, ресторана (Лиза): «Дайте, пожалуйста, меню, что могу я вкусного у вас покушать, какой суп?» Назовите: грибной, гороховый, борщ, солянка, щи, уха и т.д. и т.п. И Лиза, и Юля с удовольствием повторяют названия блюд, чтобы вы взрослые, пришли к ним в «кафе» не один раз. Это наши любимые игры на улице, на участке. И мальчишки набегавшись, с удовольствием приходят – заказывать «любимые блюда» в «кафе». Вот вам повседневная словарная работа на улице, и в группе через сюжетно-ролевую игру.

Вопросы активизируют воображение ребенка, к которому обращается воспитатель, заставляют его думать, отвечать, а всех остальных –подражать беседующим во время игры.

Внимание и память – процессы теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятия речи не может происходить в полном объеме. Р.Е. Левина выделила нарушения внимания как одну из причин возникновения ОНР. Экспериментальные данные подтверждают эту связь: у детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90% случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

На прогулке можно поиграть в игру: «Летает – не летает». Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет, ракета и т.д. и т.п.). Если они могут летать, дети машут руками. Если нет – приседают.

По такому же принципу проводятся игры на выделение, любого обобщающего понятия (овощи, одежда, транспорт и т.д.). Задуманное обобщение можно выделить среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.

Ещё одно упражнение на прогулке: посмотреть вокруг и назвать всё земное, красное деревянное, живое, металлическое, высокое, толстое, длинное, широкое, кирпичное и т.д. и т.п. Такое упражнение увеличивает объём внимания и его устойчивость.

Полезно также проводить хорошо известные игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу».

В старшем дошкольном возрасте содержательность речи зависит и от умения использовать богатство языковых средств.3адача взрослых на данном возрастном этапе – совершенствовать связную речь ребенка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности – эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.

 Знакомство с богатством, художественными средствами языка дает возможность ребенку сознательно относиться к своей речи. Он выбирает более подходящее слово, наиболее яркое, точное для выражения своей мысли.

Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.

Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустный мальчик и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальный, невеселый, огорченный. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т.д.

Ребята с интересом подбирают к названным словам слова (прилагательные, наречия, существительные) противоположного значения (антонимы). Сначала приведите пример: «Один мальчик слабый, а другой – сильный». «Нож бывает острый, а бывает...» – «Тупой», – добавляет ребенок.

«Один мальчик бегает быстро, а другой... (медленно)». «У трамвая есть вход есть – что?» (Выход.)

Детям нравится эта игра, и они обычно с удовольствием в нее играют. Нельзя только допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой, небыстро вместо медленно).

Вариант этой игры – образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом... (закрыли)»', «Мальчик пришел, а потом... (ушел)», «Самолет улетел, а потом... (прилетел)»; «Бабушка сначала очки надела, а потом... (сняла)» (сел – встал, купил – продал, потерял – нашел и др.).

Способствует расширению словаря ребенка и классифицирование предметов по определенным признакам. Предложите ребенку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол (круглый, квадратный, прямоугольный, деревянный, обеденный, письменный) или назвать, какой может быть река (широкая, глубокая, извилистая, чистая). Неполные ответы дополняются, неточные – исправляются.

Нередко дети даже седьмого года жизни вместо точного названия предмета потребляют обобщающее слово. Так, вместо слова ель (сосна, береза) ребенок говори дерево, вместо слова ромашка (астра, василек) – цветок. Добивайтесь, чтобы ребенок точно называл предмет, а если он не знает его названия, назовите его сами и попросите повторить.

Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления.

 «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. «Кресло», – говорите вы.

«Мебель», – отвечает ребенок. «Воробей» (Птица.) «Жук». (Насекомое.) «Окунь». (Рыба.) «Лук». (Овощ.) «Груша». (Фрукт.)

Дети с удовольствием заканчивают фразу, начатую взрослым: «Пошла бабушка в магазин и купила...» Ребенок перечисляет, что именно купила бабушка. Усложняя задание, можно предложить называть только фрукты (сливу, яблоки, груши, персики). Спросите ребенка, что выращивают на огороде. «Свеклу, лук, морковь, огурцы», – перечисляет ребенок. Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок начинает фразу, а вы заканчивайте.

Расширять словарь дошкольника надо за счет не только существительных, но и прилагательных.

 «Угадай, что это». Назовите основные качества какого-нибудь предмета, а ребенку предложите определить, какой это предмет. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке. (Помидор.) При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.

Поупражняйте  ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти (шерстяная), подушка из пуха или перьев (пуховая, перьевая)?». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова. Это задание можно несколько изменить.

Положите перед ребенком несколько предметов (например, чашку, линейку, салфетку) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные: «Линейка сделана из пластмассы. Она пластмассовая».

Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (чисто, быстро).

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы.

Не оставляйте без объяснения слова, которые непонятны ребенку! Те слова, которые он встретил в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив значение.

Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Заданий, позволяющих эффективно пополнять и развивать словарный запас дошкольников очень много, выбирайте из них те, выполнение которых доставят юным ученикам удовольствие. Например, подвижным детям лучше предложить задания с мячом, флегматичным и наблюдательным – задания описательного характера, предполагающие анализ явлений, предметов и ситуаций.

Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию их интеллекта и логического мышления.

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974.
  5. Мухина В. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
  6. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008. - №5 (июль). – С.33 – 37.
  7. Дружинина Е.Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника.- http://marypop.ru/doshkolnik/rechevoe-razvitie/razvitie-slovarnogo-zapasa-rebyonka-doshkolnika.html