Проект "Формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре"
проект (средняя группа) на тему

Проект "Формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы ГБПОУ «Педагогический колледж №15» Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре» по программе «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» Выполнила: слушатель КПК Митькина Н.П. Д/О «Сказка», г. Москва Научный руководитель проекта: к.п.н. Крылова Ольга Юрьевна Москва, 2015г.

Слайд 2

Актуальность 2 Актуальность. Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.

Слайд 3

Цель: развитие социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в процессе ролевой игры. Задачи: Анализ методической литературы по теме проекта. Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в процессе ролевой игры. Внедрение в педагогическую практику разработанных игровых моделей. Анализ, результативность, перспективность. 3

Слайд 4

Планируемые результаты Овладение нормами и ценностями, принятыми в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». 4

Слайд 5

Модель взаимодействия РЕБЁНОК ПЕДАГОГ РОДИТЕЛИ сверстники 5

Слайд 6

Подготовительный этап( 1 неделя октября) Анализ литературы, создание предметно-пространственной развивающей среды в группе, тематическое планирование игр. 6

Слайд 7

Основной этап ( 2-3 неделя)октября Экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами, чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы. Непосредственно образовательная деятельность: Чтение стихотворений: «Мой мишка» 3.Александровой; А. Крылов «Заболел петух ангиной» Художественное творчество: Лепка «Фрукты для Ксюши» Рисование дорожный знак «Больница» Музыка: П. Чайковский «Болезнь куклы» 7

Слайд 8

Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета: Посещение кабинета врача (Виртуальная экскурсия). Дети получают кукол, которые заболели. Рисование с родителями на тему «посещение больницы» 8

Слайд 9

9 Модель сюжетно-ролевой игры Интересы и особенности детей Деятельность Любят рисовать рисование дорожный знак «Больница» Любят конструировать Изготовление коробочек из бумаги для витаминов Любят петь и танцевать Организовать концерт по открытию больницы Гиперактивные Охранник, курьер по доставке витаминов, участие в презентации Любят практические задания Изготовление одежды для сотрудников, лепка продуктов питания для сотрудников и угощений для посетителей Любят познавательные задачи Рассказывание сказок и стихотворений

Слайд 10

Практическая значимость Данная работа может использоваться педагогами ДОУ с целью формирования социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру. 10

Слайд 11

Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. N1155[Текст]-М.: Центр педагогического образования, 2014. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2007. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2010. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2005. 11

Слайд 12

Выводы Формирование социально-коммуникативных навыков является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ребенку возможность успешного освоения школьной программы. В своей работе мы обозначили основную роль игры, как естественной деятельности детей дошкольного возраста, в развитии социально-коммуникативных качеств ребенка. Игры дошкольника разнообразны и многообразны, все они очень ценны и важны в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольника. 12

Слайд 13

Департамент образования города Москвы ГБОУ Педагогический колледж №15 Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре» по программе «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» Выполнила: слушатель КПК Митькина Н.П. Д/О «Сказка», г. Москва Научный руководитель проекта: к.п.н. Крылова Ольга Юрьевна Москва, 2015г.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОД МОСКВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15

Итоговая практико-значимая работа

Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре».

Выполнила: слушатель КПК Митькина Н.П.

                      Воспитатель ГБОУ школа №933

Д/О «Сказка», г. Москва

        Научный руководитель:

        к.п.к. Крылова О.Ю.

Москва, 2015г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

I. Основная часть.………...................................................................................5

Теоретическое обоснование формирования коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре

II. Практическая часть..………………………………………………………..7

Конспект занятия по формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре «Больница»

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы …………………………...………………………………14

Введение

Актуальность. Современное общество  живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий.  Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его  конкурентно способным.

Проблема. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Поэтому одно из основных направлений  работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности.

Цель: развитие социально-коммуникативных навыков в процессе ролевой игры.

Задачи:

  • Задачи:
  • Анализ методической литературы по теме проекта.
  • Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в процессе ролевой игры.
  • Внедрение в педагогическую практику разработанных  игровых моделей.
  • Анализ, результативность, перспективность.

Практическая значимость:

  • Данная работа может использоваться педагогами ДОУ с целью формирования социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру.

Основная часть.

Актуальность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Первое общество для «маленького» человека - коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Психологи (Л. С. Выготский, [3],  Д. Б. Эльконин, [25], А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.

Игра - самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.

Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности.  Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

II. Практическая часть.

Конспект занятия по формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре «Больница»

Задачи:  

  • Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.  
  • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.
  • Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).  
  • Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.  
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,  уважение к труду врача.

Материалы: сундучок, загадки, белый халат, шапочка доктора, игровой набор  «Доктор», медицинские карты на каждого больного и геометрические фигуры, куклы.

Словарная работа: врач педиатр, медсестра, фонендоскоп, шприц, термометр, рецепт, регистратура.

Подготовительный этап: 

Анализ литературы, создание предметно-пространственной развивающей среды в группе, тематическое планирование игр.

Основной этап:

экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей  с  внешним видом врачей,  с инструментами, чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.

        Чтение стихотворений: «Мой мишка» 3.Александровой; А. Крылов «Заболел петух ангиной»

Художественное творчество Лепка «Фрукты для Ксюши», рисование дорожный знак «Больница»

 Музыка. Слушание: П. Чайковский «Болезнь куклы»

                                                  Ход занятия.

Организационный момент.

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наше занятие с пожелания добра друг другу.  Повернитесь друг к другу лицом и скажите: Мы желаем друг другу добра.

Основная часть занятия.

 Воспитатель:  Ребята посмотрите,  какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку и вы узнаете кому он принадлежит.

 Воспитатель:  Кто в дни болезней всех полезней?

                         Лечит нас от всех болезней?

 Дети: Доктор.

 Воспитатель: Этот сундучок  принадлежит доктору. А как вы думаете что в нём находится? (В нем лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы.)  Ребята давайте посмотрим эти инструменты и назовём их (фонендоскоп, шприц, градусник, капли в нос, шпатель…) Молодцы.

Воспитатель:  А как вы думаете в какую игру мы сейчас с вами будем играть? (В больницу)

Воспитатель обращает внимание детей на кукол в игровом уголке.

 — Посмотрите, какие грустные наши куклы. Что с ними случилось? Может быть они заболели? Вспомните,  как называют врача  который лечит детей? (Педиатр).  А каких вы ещё врачей знаете? ( лор, хирург, терапевт)

- А с кем вы ходили к врачу? (ответы детей)

 - Вот и наших кукол нужно отвести в больницу  на приём к детскому врачу (педиатру)

Давайте сделаем  физминутку, а потом распределим с вами роли

Физкультминутка.

 Мы в автобусе сидим, и в окошечко глядим.

 Глядим назад, глядим вперед, ну что ж автобус не везет.

 Колеса закружились, вперед мы покатились

 Пускай автобус нас, везет, мы едем, едем все вперед.

 (Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за педагогом слова).

Воспитатель: давайте выберем с вами доктора.  В первый раз им  будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.

Воспитатель предлагает доктору выбрать себе медсестру. Затем выбираются: медсестра в регистратуру, пациенты с больными куклами (воспитатель раздаёт детям игрушки просит пожалеть и успокоить их, предлагает им взять карточку в регистратуре и встать  в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.) А теперь нам нужно выбрать  очень главную роль - это санитарка, ведь она следит за чистотой во всей больнице, работа её очень важна - ведь если не будут убираться в больнице посетителям будет неприятно туда приходить.

Воспитатель объясняет каждому его роль. Дети расходятся по своим игровым зонам (аптека, больница, регистратура). Одевают халаты, готовят свои рабочие места.

Диалог в регистратуре:

Дети здороваются, называют свою фамилию имя и просят карту больного.

Регистратор выдает карту больному. (по геометрическим фигурам, которые находятся на карточках и на пациенте)

В поликлинике начинается прием. Воспитатель  напоминает  «посетителям»,  чтобы те заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться рассказать, что болит у вашей дочки?

Диалог в больнице больного и доктора:

П: Здравствуйте.

Д: здравствуйте, что болит у вашей дочки?

П: у неё высокая температура,  болит голова.

Д: не беспокойтесь, сейчас я осмотрю её  и назначу лечение.

Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и предлагает медсестре сделать жаропонижающий укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке.

Посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Пока пациенты ждут свою очередь у дверей появляется санитарка, которая моет пол. Она старательно всё моет и просит посетителей не сорить.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо и до свидания».

 Окончание игры

 Поликлиника закрывается: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите, кто не успел рецепты, и зайдите в аптеку за таблетками и витаминами. Нужно отвести детей домой и уложить в кроватки. Вот теперь у нас в группе полный порядок.

 В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать.

Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: ребята давайте и мы с вами сделаем зарядку (Дети выполняют зарядку под муз

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,                      

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)

Воспитатель: Ребята во что мы сегодня с вами играли? (Больницу) Что вам понравилось больше  всего в нашей ирге?

Воспитатель: Ребята, я желаю вам здоровья.  Сейчас я вам  раздам вкусные полезные фрукты. (Детям раздаются яблоки)

Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета:

  1. Посещение кабинета врача (Виртуальная экскурсия).
  2. Дети получают кукол, которые заболели.
  3. Рисование с родителями на тему «посещение больницы»

Заключение

Формирование социально-коммуникативных навыков является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ребенку возможность успешного освоения школьной программы.

           В своей работе мы обозначили основную роль игры, как естественной деятельности детей дошкольного возраста, в развитии социально-коммуникативных качеств ребенка. Игры дошкольника разнообразны и многообразны, все они очень ценны и важны в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольника.

Список литературы

  1. 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. N1155[Текст]-М.: Центр педагогического образования, 2014.
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском    саду. – М., Гном и Д., 2007.
  3. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007.
  5. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил  и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...

План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год

Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»

Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

"Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры "

Потребность в общении – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития» Только в результате общени...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР»

Папка - передвижка «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка среднего дошкольного возраста»...