Развитие музыкального слуха у детей
консультация

Ерютина Светлана Валерьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnogo_sluha_u_detey.docx25.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

        Развитие музыкального слуха у детей можно начинать с самого раннего возраста. Ведь уже тогда малыши проявляют интерес к музыке. Восприятие свойств музыкального звука развивают у ребенка не только слух, но и сенсорные способности.

    Для первых несложных занятий приобретите несколько детских музыкальных инструментов – дудочку, барабан, ксилофон, бубен, игрушечное пианино и так далее. Нажимайте на клавиши пианино и поясняйте ребенку, как именно она звучит. Нижний регистр – рычит медведь, верхний – поют птички. Пропойте звук сами, чередуйте громкие и тихие звуки и объясняйте разницу между ними. Используйте голоса животных (цыпленок говорит «ПИ-ПИ», корова мычит «мууу»), изменяя тембр голоса. Попросите ребенка повторять все ваши действия. Предложите малышу ритмично постукивать в бубен под музыку. Выбирайте разные по темпу и характеру мелодии.

    Придумайте характерные движения для часто прослушиваемой музыки. Колыбельная (например, из мультфильма об Умке)– ребенок плавно машет ручками, под маршевую мелодию начинает топать и двигаться резко. Попутно объясните малышу понятие «жанр», чем песня отличается от танца и так далее. Спрашивайте, как звучит музыка – грустно, весело, задорно? Быстрая ли она или медленная?

Как развить слух у ребенка при помощи игры

        Для тематических игр подберите подходящий музыкальный материал и игрушки.

Например: пальчиковые или резиновые игрушки медведь, заяц, лиса и еж помогут вам и вашему ребенку поставить небольшой музыкальный спектакль. Выучите и пойте вместе потешку «Тень-тень-потетень», надевая на пальчик (или показывая) в нужный момент ребенку зверя, от имени которого в данный момент поется песня. Медведь должен петь басом, лиса – высоким голосом и так далее. Плюсы такой игры очевидны – развиваются слух, голос, мелкая моторика и творческие задатки вашего малыша.

      Не ограничивайтесь только этой песней, используйте и другие известные ребенку мелодии. Выучите несколько колыбельных – малыш может петь, укладывая спать куклу или мишку. Старайтесь сопровождать пением любое бытовое действие или игру. С большим интересом дети исполняют песни, требующих активных действий. Например, всем известный «Каравай» — малыш показывает, какой он ширины, «низины», вышины.

Игра «Музыкальные прятки»  

Несложная музыкальная игра для детей с 3-х лет. Дети выходят из комнаты, а взрослый в это время прячет в комнате игрушку. Когда дети заходят, взрослый начинает играть на фортепиано или включает музыку на магнитофоне. Когда дети приближаются к месту, где спрятана игрушка, музыка звучит громче, когда удаляются, музыка становится тише. Дети должны прислушиваться к музыке, улавливая изменение громкости, и таким образом найти спрятанную игрушку.

Игра «Что звучит»

На столик выставляют несколько предметов из различных материалов, например, такой набор: стеклянный стакан, деревянный кубик, пластиковый контейнер, металлическая коробочка. Сначала ребенку дают деревянную палочку, просят постучать по всем предметам и запомнить, какой из них как звучит. Потом взрослый просит ребенка отвернуться, а сам палочкой стучит по какому-то из предметов. Ребенок должен угадать, что это за предмет.

Второй вариант игры проводится с использованием музыкальных инструментов. Берется несколько инструментов, например, бубен, маракасы, колокольчик, трещотка или любой другой набор. Ребенку предлагают самостоятельно поиграть на них, послушать, как они звучат. Затем ребенок отворачивается, а взрослый играет на любом инструменте и просит отгадать, что звучит.

Игра подходит для детей 4-7 лет, чем младше ребенок, тем меньшее количество предметов нужно предлагать для игры.

Игра «Лесные жители»

Детям раздают по 3 картинки, на которых нарисованы медвель, заяц и птичка. Сначала педагог играет для детей 3 разные мелодии, изображающие этих животных. Он предлагает детям послушать, как идет медведь – и играет «тяжелую» громкую, неторопливую музыку в низких регистрах. Вторая мелодия изображает скачущего зайчика – более быстрая мелодия средних тонов. Третья – это пение птички – высокие и негромкие «щебечущие» звуки.Затем начинается игра - взрослый играет одну из мелодий, а дети должны поднять карточку, на которой нарисован соответствующий ей лесной житель. Эту игру можно предлагать детям с 4 лет.

Игра «Продолжи песенку»

Для игры дети встают в круг или садятся на стульчики напротив взрослого. Выбирается известная детская песня. Сначала можно спеть песню всем вместе, хором, чтобы дети вспомнили слова. Затем взрослый поет первую строчку из песни, например, «Пусть бегут неклюже пешеходы по лужам…» и указывает рукой на одного из детей. Тот должен продожить песню, спеть следующую строчку – «А вода по асфальту рекой…». Взрослый указывает на другого малыша, который поет следущую фразу, и так далее. Указывать ребенку нужно заранее, чтобы он успел подготовится к своему вступлению в песенку. Если игра проводится только с одним малышом, то взрослый и ребенок поют строчки выбранной песни по очереди. При этом можно передавать друг другу какой-нибудь предмет – мячик или мягкую игрушку. Игра подходит детям 5-7 лет.

Развитие тембрального музыкального слуха и эстетическое воспитание ребенка.

   Расскажите ребенку об основных тембрах голоса, и попросите иллюстрировать ваш рассказ (бас – ребенок «гудит» в низком регистре; сопрано – поет в высоком). Купите диски с записанными на них песенками из мультфильмов, народными, детской классикой и эстрадой. Постоянно прослушивайте их вместе с ребенком, уже через короткий промежуток времени вы заметите, что ваш малыш не только слушает, но и подпевает. Параллельно тренируется память, ведь текст тоже выучивается.

    Посещения концертов с несложными программами и театров введут вашего ребенка в новый, интересный мир! Расскажите ему об инструментах оркестра. На какие группы они делятся (струнную, духовую, ударную) и почему так называются (звук извлекается при помощи струн, дыхания или удара). Купите диски с записями отдельно звучащих инструментов. Ставьте их малышу и просите определить на слух, – какой именно звучит. Вполне возможно, что ребенок захочет научиться играть на каком-либо инструменте.

КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

      Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.

Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.

1. Слушание музыки.

     Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на  каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).

2.Работа над ритмикой.

      Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.

3. Развитие слуха

     Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.

      Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.

Наши советы:

  Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.

  Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!

  Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.

  После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.

  Записывайте выступления малыша на аудио - или видеокассету.

  Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика).

Игры для детей:

Игра «Музыкальные прятки»  

Несложная музыкальная игра для детей с 3-х лет. Дети выходят из комнаты, а взрослый в это время прячет в комнате игрушку. Когда дети заходят, взрослый начинает играть на фортепиано или включает музыку на магнитофоне. Когда дети приближаются к месту, где спрятана игрушка, музыка звучит громче, когда удаляются, музыка становится тише. Дети должны прислушиваться к музыке, улавливая изменение громкости, и таким образом найти спрятанную игрушку.

Игра «Что звучит»

На столик выставляют несколько предметов из различных материалов, например, такой набор: стеклянный стакан, деревянный кубик, пластиковый контейнер, металлическая коробочка. Сначала ребенку дают деревянную палочку, просят постучать по всем предметам и запомнить, какой из них как звучит. Потом взрослый просит ребенка отвернуться, а сам палочкой стучит по какому-то из предметов. Ребенок должен угадать, что это за предмет.

Второй вариант игры проводится с использованием музыкальных инструментов. Берется несколько инструментов, например, бубен, маракасы, колокольчик, трещотка или любой другой набор. Ребенку предлагают самостоятельно поиграть на них, послушать, как они звучат. Затем ребенок отворачивается, а взрослый играет на любом инструменте и просит отгадать, что звучит.

Игра подходит для детей 4-7 лет, чем младше ребенок, тем меньшее количество предметов нужно предлагать для игры.

Игра «Лесные жители»

Детям раздают по 3 картинки, на которых нарисованы медвель, заяц и птичка. Сначала педагог играет для детей 3 разные мелодии, изображающие этих животных. Он предлагает детям послушать, как идет медведь – и играет «тяжелую» громкую, неторопливую музыку в низких регистрах. Вторая мелодия изображает скачущего зайчика – более быстрая мелодия средних тонов. Третья – это пение птички – высокие и негромкие «щебечущие» звуки.Затем начинается игра - взрослый играет одну из мелодий, а дети должны поднять карточку, на которой нарисован соответствующий ей лесной житель. Эту игру можно предлагать детям с 4 лет.

Игра «Продолжи песенку»

Для игры дети встают в круг или садятся на стульчики напротив взрослого. Выбирается известная детская песня. Сначала можно спеть песню всем вместе, хором, чтобы дети вспомнили слова. Затем взрослый поет первую строчку из песни, например, «Пусть бегут неклюже пешеходы по лужам…» и указывает рукой на одного из детей. Тот должен продожить песню, спеть следующую строчку – «А вода по асфальту рекой…». Взрослый указывает на другого малыша, который поет следущую фразу, и так далее. Указывать ребенку нужно заранее, чтобы он успел подготовится к своему вступлению в песенку. Если игра проводится только с одним малышом, то взрослый и ребенок поют строчки выбранной песни по очереди. При этом можно передавать друг другу какой-нибудь предмет – мячик или мягкую игрушку. Игра подходит детям 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие музыкального слуха у детей"

Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой. Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помо...

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...

Статья музыкального работника МБДОУ №52 Глазковой К.А. "Развитие музыкального слуха у детей младшего возраста"

Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах....

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 9 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На данном занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 10 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На этом занятии я предлагаю вам музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста.Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не ...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 27 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей среднего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! Предлагаю вам поиграть с детьми в увлекательные музыкально - дидактические игры на развитие музыкального слуха....

Статья на тему "Использование музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются компоненты музыкального слуха и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для дошкольников...