План-программа работы кружка “Экспериментируем”
рабочая программа (старшая группа) на тему

Егорова Елена Васильевна
Опытно-экспериментальной деятельности для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_opytyeksperimenty_2018_egorova.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                     

План-программа работы

кружка  “Экспериментируем”

Опытно-экспериментальной деятельности

 для  детей с  5-7 лет

Егорова Елена Васильевна

г. Коломна ,2018 г.

                           

        Пояснительная записка

        Опыты и эксперименты для малышей.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет  поисково –познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментирования. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Организация работы идет по  двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа,  неживая природа. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способом  их реализации. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как  добывают их в ходе собственных творческих изысканий.

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  •  Формировать представления у детей о предметном мире.
  • Сформировать представления о материалах: песок, глина, вода, материал, камни и, о природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию
  •  Сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
  2. Наблюдения за объектом
  3. Просмотр иллюстраций
  4. Беседа с элементами дискуссии
  5. Познавательный рассказ воспитателя
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Проведение опыта, эксперимента.

Программа рассчитана  на 1 год обучения для  детей 5-7 лет:

Одно занятие .

Продолжительность занятий:  

- 25 минут

                                                                   Перспективная тематическая программа,

цели и задачи, материалы, процесс проведения

Месяц

№ п/п

Тема

Цели.

Задачи

Материалы,

процесс

Октябрь

1.

«Как устроены перья у птиц»

опыт

Плавающее перо

.

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме, показать, как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы

Развивать представления детей о жизни птиц, строении Расширять словарный запас детей, умение согласовывать слова в предложении.

Перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

 Широкая миска с водой
2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
Синяя пищевая краска
2 ватных шарика, салфетки

 Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру)дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).

1. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.4. Положи перо на бумажное полотенце.5. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.8. Положи перо на бумажное полотенце.

 Результат:Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь голубой цвет.Объяснение:

При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Ноябрь

2.

«Почва».

Опыт

Есть ли в почве воздух.

Дать представление о составе почвы В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Показать, что в почве есть воздух.

,

Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования, умение согласовывать слова в предложении.

Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух.

Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Декабрь

3.

«Удивительные свойства воды»

1.Опыт Подводная лодка  №1из винограда

.

   

2.Опыт

"Подводная лодка" №2 из яйца»

.

3.Опыт

«Цветы лотоса»

 

Уточнить и обобщить знания о свойствах воды

способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная).

 

 Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования, умение согласовывать слова в предложении.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются

Январь

4.

 «Понятие об электрических зарядах»

1.Опыт

«Шар-прилипала»

2.Опыт

«Танцующая фольга»

Выяснить способность статического электричества.

Формировать у детей познавательные интересы.

Шары (для каждого ребенка)

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Алюминевая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Февраль

5.

«Юный химик»

1.Опыт

«Извергающий-ся вулкан»

2.Опыт

«Надуй шар» 




Познакомить с  хим.реакцией

Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ

Активизировать словарь, развивать логическое мышление

Необходимый инвентарь:
Вулкан:
- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)
- Сода, 2 ст. ложки
Лава:
1. Уксус 1/3 стакана
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился; 


1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка

Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.
3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик. 

Март

6.

1.Опыт . «Водяная мельница».

 «

2.Опыт «Дождевые облака» 

 

Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают её свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу. Дети играют с мельницей.Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

В банку налить воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Апрель

7.

«Плавает,

тонет»

 1.Опыт

Подушка из пены

Дать представление о том, отчего зависит плавучесть предметов .

 

 

Оборудование: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?

Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов?

                                    

Тематическая программа опытов по месяцам

Тема

Опыта/эксперимента

Октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

«Как устроены перья у птиц»,

 1. Опыт  «Плавающее перо»

«Почва».

1.Опыт «Есть ли в почве воздух».

«Удивительные свойства воды»

1.Опыт Подводная лодка  №1из винограда

2.Опыт "Подводная лодка" №2 из яйца

«Понятие об электрических зарядах»

1.Опыт «Шар-прилипала»

2.Опыт «Танцующая фольга»

«Юный химик»

1.Опыт

«Извергающийся вулкан»

2.Опыт

«Надуй шар» 

1.Опыт . «Водяная мельница».

2.Опыт «Дождевые облака» 

Плавает,тонет»

 

1.Опыт

Подушка из пены

2.Опыт  «Цветы лотоса»


Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко

9.Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/Составитель Н.В.Нищева,-СПб,;ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-240 с.-(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)

10.ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. Система работы в средней группе детского сада С.Н.Николаева

11.О.В.Дыбина Ознакомление  с предметным  и социальным окружением,   средняя группа -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-96 с.

12. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.

Березка  О.А. , Шеремет  Е.А.,

Егорова  Е.В.,  Лиманова  Ю.А.

                                                          График работы кружка   «Юный  инженер»   2018-2019 г.

Месяц

Ф.И.О./ Числа

Березка О.А.

Шеремет Е.А.

Егорова Е.В.

Лиманова Ю.А.

Октябрь

6.10.18 г.

13.10.18 г.

20.10.18 г.

27.10.18 г.

Ноябрь

10.11.18 г.

-

17.11.18 г.

24.11.18 г.

Декабрь

01.12.18 г.

8.11.18 г.

15.12.18 г.

22.12.18 г.

 Январь

-

12.01.19 г.

19.01.19 г.

26.01.19 г.

Февраль

02.02.19 г.

09.02.19 г.

16.02.19 г.

-

Март

02.03.19 г.

16.03.19 г.

23.03.19 г.

30.03.19 г.

Апрель

06.04.19 г.

13.04.19 г.

20.04.19 г.

27.04.19 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".

Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...

План-программа ОБЖ (старший возраст)

План-программа ОБЖ(старший возраст)  МесяцФормы работы с детьмиСентябрь Беседы о личной гигиене в детском саду и дома.Чтение художественных произведений.Словесные игры, игры на ра...

Карта учёта реализации образовательной программы(ежедневная план-программа)

План работы на день,переходими ппостеппено на ФГОС,работаем по программе "От рождения до школы",вот такую мы выбрали таблицу на наш детский сад.Девочки может кому-то и поможем выбрать,минуты ещё высчи...