Кружок
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Юный эколог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog.docx110.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Радуга» г.ЧадаанаДзун-Хемчикскогокожууна Республики

Рассмотрен                                                                                                                                      Утверждаю

на педагогическом совете                                                                                              МБДОУ д/с «Радуга»  

 от «__»________ 2017 год                                                                                               _______ Куулар З Х

Программа

 дополнительного объединения по познавательному развитию

подготовительной к школе группе

Кружок «Юный эколог»

                                        Воспитатель: Монгуш О.О

Возраст детей 6-7 лет

г.Чадан

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………….…3

2.Учебно-тематический план………………………………………………….10

3.Содержание программы……………………………………………………..11

4.Учебно-методическое обеспечение………………………………………...19

Пояснительная записка

Охранять природу -  значит охранять Родину.

                                                                                                                                М.Пришвин.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.

     Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей  возрастной группы взята программа Н.А.Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Материал программы «Природа – наш дом» ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы.  Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить

«Наш дом — природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Программа «Наш - дом природа» предназначена для работы с детьми от пяти лет и рассчитана на два года. Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями.Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Программа экологического воспитания состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Почва», «Песок, камни» и др.) Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. Большое внимание уделяется наблюдениям во время прогулок, экскурсий, чтению книг, изобразительной и музыкальной деятельности, проведению наблюдений, опытов, игр.Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и направлены занятия по экологии.

Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут.

Список детей охваченных в кружок

№№

Ф.И.О. детей

Год рождения

Пол

1

Ооржак Мария Опей-ооловна

18.05.11

Д

2

ОоржакАйсланЭртинеевич

06.07.11

М

3

ОндарУгер Рустамович

11.09.11

М

4

ОндарАйбесЧингисович

09.06.11

М

5

МонгушНорбу-ДоржуСылдысович

19.07.11

М

6

СатОваадайАйдысовна

15.05.11

Д

7

Тергин Эвелина Эльдаровна

24.08.11

Д

8

Павлова Валерия Сайыновна

10.06.11

Д

Возраст детей: 6 лет

В основе реализации программы положены интеграция и деятельность ребенка. Все  разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так, блок занятий «Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва», которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и их связях с окружающей средой. Выделяется 4 уровня программы. Первый уровень представлен блоком «Я и природа» и вводит ребенка в мир природы, знакомит с ее компонентами (водой, воздухом, растениями, животными и т. п.) и окружающей средой. На втором уровне каждый компонент  рассматривается отдельно (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнышко, выгляни в окошечко», «Что у нас под ногами», «Почва – живая земля», «Что в  доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет»). На третьем уровне (блок «Лесной дом») рассматриваются взаимосвязи живой им неживой природы. Четвертый уровень представлен блоком «Человек и природа» и посвящен проблемам охраны природы, ресурсосбережения, усвоению правил поведения в природе и в быту.

Программа имеет эмблему в виде дома-природы, что отчасти объясняет ее название.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя, родителей и детей. Конечной задачей программы является не усвоение ребенком биологических (экологических) знаний, а формирование у него основ экологической культуры, умения сопереживать природе и желания сохранить ее.    

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Как уже отмечалось, она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды и интегрированный подход в организации работы. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, игр, чтения книг, занятий по изобразительной, физической деятельности, на музыкальных занятиях и т. п. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей: проведению наблюдений, экспериментированию, театрализованной, музыкальной деятельности и т.д.

Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут служить дополнением к основным и дополнительным программам. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам.

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание во всех регионах России, а часть методических рекомендаций известна также в Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Израиле, Сербии, Финляндии, Швеции, Германии, Греции, Польше, США, Голландии и других странах.

ПРОГРАММА

1. Блок занятий «Я и природа»

Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Ребенок как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных и т.п.).

Воспитывающий компонент. Осознание ребенком значения природы в жизни человека и формирование у него бережного отношения к окружающему миру, формирование познавательного интереса, умения видеть красоту природы, эмоционального к ней отношения.

2.Блок занятий «Вода»

Обучающий компонент. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора на жизнь растений и животных. Вода и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Эстетическое восприятие воды в природе (красота рек, озер, капель росы, сверкающего снега).

3. Блок занятий «Воздух»

Обучающий компонент. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые). Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром (на примере отдельных растений). Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья и понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи предприятий и т.п.). Посадка растений на улицах, в детском саду и дома, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

4. Блок занятий «Солнце»

Обучающий компонент. Солнце — источник света и тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Ночные животные, животные, обитающие под землей в условиях отсутствия или недостатка света, их особенности. Сезонные изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Природные зоны: тундра, тайга, широколиственные леса, степи, пустыни и т. п.  Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения (закаты, восходы Солнца).

5. Блок занятий «Камни, песок, глина»

Обучающий компонент. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Животные и растения пустыни и других песчаных и глинистых мест обитания, приспособленность живых организмов  к жизни в таких условиях. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (посуда, строительный материал, дымковская игрушка). Разнообразие камней (горных пород, минералов) в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются). Драгоценные и строительные камни. Горы и  их обитатели. Пещеры, вулканы.  

Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, изделий из камня). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам. Формирование эмоционального, бережного отношения к растениям и животным.

6. Блок занятий «Почва»

Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя, крота), их особенности и роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Человек и почва. Необходимость охраны почвы.

Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями  в группе, дома, на территории детского сада (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями). Формирование бережного отношения к почве и ее жителям. Понимание значения почвенных животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы.

7. Блок занятий «Растения»

Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Связь растений с насекомыми и другими животными. Растения — пища животных и человека. Развитие растений (на примере 1—2 растений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения, растения первоцветы. Почему растения нуждаются в охране. Правила поведения по отношению к растениям.  

Воспитывающий компонент. Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.

8. Блок занятий «Животные»

Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1—2 видов, обитающих на территории края, области. Человек и животные.

Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитания. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

9. Блок занятий «Лес»

Обучающий компонент. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). Лес как «дом» для растений и животных. Разные типы леса и их особенности (хвойные, широколиственные, тропические и т. п.).  Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов и т. п.). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса.

Воспитывающий компонент. Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту леса.

10. Блок занятий «Человек и природа»

Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе изучения предыдущих блоков. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.

Воспитывающий компонент. Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических праздниках, включая День Земли.

Учебно – тематический план.

                         Тема

Количество часов

1.Что такое природа?

1

2.Что такое живая природа?

1

3.Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер).

1

4.Человек – частица природы. Природа – наш дом.

1

5.В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку?

1

6.Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?»

1

7.Собираем осенью урожай плодов.

1

8.Какие бывают птицы: знакомство с перелетными  и зимующими птицами

1

9.Домашние животные.

1

10.Дикие животные.

1

11.Уход за комнатными растениями.

1

12.Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней?

1

13.Жизнь растений зимой.

1

14.Кто как зимует. Жизнь животных зимой.

1

15.Вода – источник жизни.

1

16.Жизнь воды. Основные свойства воды.

1

17.Что мы знаем о воде?

1

18.Круговорот воды в природе.

1

19.Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума).

1

20.Что в морской глубине на самом дне?

1

21.Викторина о воде.

1

22.Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.

1

23.Мы – ветры.

1

24.Экскурсия на участок (весенние изменения в природе).

1

25.Что за чудо – кладовая есть у матушки – земли: знакомство с почвой.

1

26.Обитатели почвы: знакомство с кротом и дождевым червяком.

1

27.Лес – наше богатство. Этажи леса.

1

28.Взаимосвязи в природе.

1

29.К первоцветам в гости(экскурсия на участок).

1

30.КВН «Наш дом – природа».

1

Содержание программы

месяц

ТЕМА

Содержание программы

Мат      Материалы

Октябрь

1

1

Что такое

природа?

Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа –это то, что создано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Д.и. «Природа – не природа».

Комплект карточек «Природа–не природа»; игрушки; природный материал; мяч.

22

Что такое живая природа?

Закрепить понятия «природа» и «не природа».Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, размножаться, двигаться.

Комплект карточек«Живая и неживая природа», «Курочка Ряба», комнатное растение «Фикус эластика»; губка с водой.

33

Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер).

Закрепить понятия «живая»- «неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом для всех живых существ. Д.и. «Кто в домике живет?»

Игрушка ежик; лист ватмана; рисунки с изображением людей; животных и растений; краски; клей.

44

Человек – частица природы. Природа – наш дом.

Раскрыть понятия:

- человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается;

- связь человека с природой, ее компонентами;

- человек – частица природы;

- природа – единственный дом человека.

Два рисунка – природы и обычного дома; таблица с рисунками.

Ноябрь

5

В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку?

Солнце, как великий труженик:оно – источник тепла и света, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер (перемещение теплого и холодного воздуха).

Игрушка Карлсон; рисунок солнца.

66

Осенняя сказка  «Почему осенью желтеют листья?»

Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день).

Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски.

77

Собираем осенью урожай плодов.

Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком).

Муляжи овощей и\фруктов; рисунок «Сад», «Огород»; мяч.

Декабрь

88

Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы).

Рассказать о перелетных и зимующих птицах:

- причины отлета птиц;

- классификация птиц на зимующих(синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и  возможностей его добывания;

Как помочь птицам в зимних условиях.

Д.и. «Кто что ест».

Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени.

99

Домашние животные.

Сформировать понятие «домашние животные»:

- рассказать об их жизни и существенных признаках;

- живут рядом с человеком, человек о них заботится.

Д.и. «Найди детеныша».

Иллюстрации диких и домашних животных

110.

Дикие животные.

Сформировать понятие «дикие» животные:

- рассказать об их жизни и признаках;

- дикие и домашние животные – родственники;

- классификация диких и домашних животных.

Д.и. «Дикие и домашние животные», «Кто где живет».

Телеграмма; клубок; два обруча ;рисунки диких и домашних животных.

111

Уход за комнатными растениями.

Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения

(стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать).

Комнатные растения в группе; карты – схемы ухода за цветами.

112

Хвойное дерево – ель. Кто дружит с ней?

Рассказать:

- о строении ели(ствол, ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположены по одной на ветке; корень; шишки продолговатые с семенами);

- отличие лиственных деревьев от ели (по сезонам);

- роли ели в жизни животных        ( для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа –дом; для клеста и дом, и столовая).

Рисунок мешка треугольной формы, три геометрические фигуры( треугольники); игрушка зайка; шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели.

Январь

113

Жизнь растений зимой.

Рассказать:

- о состоянии растений поздней осенью и зимой;

- способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя);

- как можно помочь им зимовать ( не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли).

Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев.

114

Кто как зимует. Жизнь животных зимой.

Рассказать о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме. Сформировать навыки установления причинно – следственных связей. Как помочь животным зимой.

Комплект карточек «Животные»; пособие«Зимний лес».

115

Вода – источник жизни.

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой.

Февраль

116

Жизнь воды. Основные свойства воды.

Выявить:

-свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы);

где встречается вода.

Прозрачные сосуды разной формы и величины; глобус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками.

117

Что мы знаем о воде?

Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед.

Д.и. « Какой бывает вода».

Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед.

118.

Круговорот воды в природе.

Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе.

Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями.

119

Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума)

Рассказать:

- оводоемов как среде обитания животных и растений);

- о том, что помогает рыбам и растениям жить в нем, как естественном водоеме;

- о создании необходимых условий для обитателей водоема.

Аквариум с обитателями.

Март

220

Что в морской глубине, на самом дне?

Рассказать:

- о  море, как среде обитания животных и растений;

- разнице между морскими и речными обитателями.

Рисунки морских животных; иллюстрации корабля и подводной лодки.

221

Викторина о воде.

Вспомнить с детьми изученный материал; совершенствовать умение быстро и четко отвечать на вопросы.

Медали; конверты с заданиями.

222

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.

Раскрыть понятие «воздух»:

- свойства воздуха;

- роль воздуха в жизни человека.

Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям.

Мяч; воздушный шар;ёмкость с водой; пустая бутылка.

223

Мы – ветры.

Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных.

Вентилятор; аудиозапись со звуками ветра.

Апрель

224

Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе.

Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сокодвижение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать.

225

Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой.

Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека.

 вода; лупа; муляжи овощей и фруктов.

226

Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком.

Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы.

Иллюстрации крота, червя, барсука.

227

Лес–наше богатство.

Этажи леса.

Дать понятие: лес – наше богатство.  Познакомить с «этажами» леса. Закрепить знания о диких животных. Воспитывать любовь к природе.

Плакат «Лес» с указанными на нем «этажами».

Май

228

Взаимосвязи в природе.

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

Д.и. «Кто чем питается».

Карточки «Цепи питания»; схемы к игре.

229

3

Кпервоцветм в гости.

(экскурсия).

КВН «Природа – наш дом».

Дать детям понятие о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми.

Создать у детей атмосферу праздника. Развивать мышление, память, фантазию детей. Воспитывать интерес к знаниям; обобщать и систематизировать материалы разных тем.

Картинки животных; плакат «Круговорот воды в природе»; картинки «Цепи питания»; картинки о природе; музыкальное сопровождение.

Методическое обеспечение

1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.:ТЦ Сфера,2008.

2.Виноградова Н.Р., Куликова Т.Ф. дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.

3.Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.

4.Громова О.Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М., 2007.

5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1981.

6.Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.

7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.

8. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

9.Рыжова Н.А. наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»). М.,1996.

10.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников. М., 1996.

11.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

12.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

13.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...