Математические игры в младшем дошкольном возрасте
консультация (младшая группа) на тему

Васина Татьяна Валерьевна

Консультация для педагогов "Математические игры в младшем дошкольном возрасте" с презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. о. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел. 8(43624)2-02-16

Математические игры в младшем дошкольном возрасте

Консультация для педагогов ДОУ

Выполнила: Воспитатель Васина Татьяна Валерьевна

Слайд № 1

Математические игры в младшем дошкольном возрасте

Слайд №2

Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знания:

о количестве: развивать умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов (один-много);

о величине: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначения в речи

о форме: формировать умение различать предметы по форме и называть их.

О цвете: формировать умение различать цвета, сопоставлять их друг с другом.

О пространственном представлении: формировать умение понимать пространственные значения (на, под, слева, справа, вверху, внизу)

Слайд№3   Формирование представлений о величине.

Величина - это показатель размера, объема, протяженности предмета

Понятие величины связано со способами сравнения определенных свойств предметов. Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Слайд №4 

Например: Д/Игра «Матрёшки»

Цель: Формировать понятия о величине.

Задачи:

учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы;

совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук;

научить совмещать детали игрушки по рисунку.

Материал: (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки)

Игровые действия:

Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.

Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.

Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненьким голоском). Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д.

Слайд №5 

Д/игра «Сложи снеговика»

Цель: Закреплять понятия о величине.

Задачи:

Учить находить по просьбе взрослого эндентичные, но различные по предметы.

Учить совмещать детали по образцу

Развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: Белый и цветной картон.

Игровые действия:

Предложить ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу.

Показать готового снеговика. Обратить внимание на то, что снеговик состоит из кругов разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький.

Предложить ребёнку сложить из кругов такого же снеговика.

Слайд № 6  Формирование представлений о количестве

Это могут быть различные тематические иллюстрации с изображением одного и множества предметов.

Слайд № 7  «В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много».

Игровые действия:

  • Пригласить детей в лес за грибами.
  • Уточнить сколько грибов на поляне (много).
  • Предложить сорвать по одному.
  • Спросить у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

Слайд № 8 Формирование представлений о форме.

Самая распространённая игра на формирование представления о форме - это геометрическое лото.

Слайд № 9 Д/игра «Пригласительный билет»

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах.

Игровые действия:

  • Объяснить детям, что Звери из леса прислали малышам приглашение в гости: зайчик – квадратное, белочка – круглое, ёжик – прямоугольное, лисичка – треугольное и пр.
  • Дети берут пригласительные билеты и идут в гости, отыскивая домики соответствующей формы.

Математических дидактических игр очень много. И у каждого педагога ДОУ в группе существует картотека таких игр, но хочу остановиться конкретно на определённых пособиях.

Слайд №10 Использование блоков Дьенеша и палочек Кьюнезера

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры: логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Слайд № 11

Маленький ребенок – это исследователь, который с радостью познает мир. Задача родителей и воспитателей – помочь ему развить свое стремление к обучению и удовлетворить потребность в активной умственной деятельности, дать толчок для развития интеллекта.

Логико-математические игры для дошкольников разработаны для того, чтобы развивать у детей способность самостоятельно, независимо от старших решать задачи разнообразных направлений. Также развивается способность к познавательной и творческой активности. Дети осваивают такие категории, как сравнение, уравнение, счет. Изучают эталоны: формы, цвета, массу, размер, модели образов.

Ознакомление с данными пособиями идёт по принципу «от простого к сложному».  Для возраста 2-3 года, разработан 1 альбом для накладывания цветных блоков на цветные изображения в альбоме, а 2 альбом дополняется лучшими стихами (А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака), что способствует развитию речи, художественного вкуса, приобщает детей к литературе.

Слайд № 12

При использовании блоков Дьенеша мы:

  • Развиваем логическое мышление.
  • Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать.
  • Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развиваем пространственные представления.
  • Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Слайд №13

Для использования палочек Кьюнезера, разработаны специальные альбомы – игры, где представлены игровые карточки: «Волшебные дорожки» для возраста 2-3 лет, «Дом с колокольчиком» для возраста 3-5 лет.

Слайд № 14

При использовании палочек Кьюнезера мы:

  • Развиваем элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.
  • Помогаем освоить ключевые средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера),
  • Развиваем такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
    Помогаем освоить пространственно-количественные характеристики.
    Учим детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
  • Формируем навык самоконтроля и самооценки.

Слайд №15  Василий Александрович

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Слайд № 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация отчёта плана по самообразованию на тему: "Занимательные математические игры в старшем дошкольном возрасте"

В данной презентации представлен материал, над которым я работала в течение 2012- 2013 учебного года . Это занимательные математические игры. К ним относятся " Блоки Дьенеша", "Выращивание дерева", "С...

Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.

Развивающие дидактические игры порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям, снимают проблемы мотивационного плана. Их использование в педагогическом процессе позволяет перестроить образователь...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста

Конспект НОД по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста. Описание хода занятия, физ минутки....

Игры на развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста.

Игры на развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста.   Математика (от греч. mathema - знание, учение, наука), наука о количественных отношениях и пространственны...

Конспект ООД по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Конспект ООД по математичекому развитию детей младшего дошкольного возраста. "В гостях у Топтыжки" . Образовательная область Познание.  Составила и провела Кузяйкина О.Л....

Сенсорное развитие как предпосылки математического развития детей младшего дошкольного возраста

Ранний и младший возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребенка. Этот же период важен для совершенствования деятель...

Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.

Цель: развитие познавательно-творческих  способностей  детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....