Консультация для педагогов "Экскурсия в музей как средство формирования гармоничного развитой личности"
консультация на тему
В жизни нашего общества и в целом России наступает решающий момент - возрождение государственности, этап сложный, ответственный и судьбоносный. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала и нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_muzey.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Тема: «Экскурсия в музей как средство формирование гармонично развитой личности»
Воспитатель: Вавилкина Е.Е.
В жизни нашего общества и в целом России наступает решающий момент - возрождение государственности, этап сложный, ответственный и судьбоносный. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала и нравственности.
Сегодня нравственность чаще всего отождествляется с культурой, искусством, творчеством. Снижение «культурности» в обществе — общепризнанный факт. В сегодняшних условиях проблема культуры, этической в частности, в воспитании нравственности очевидна.
Культура — это, прежде всего система ценностей. Она необходима для удовлетворения нравственных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.
Культура — это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, социальных нормах и духовных ценностях, отношениях человека к природе и между людьми. Культура фиксирует достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д., регулирующие поведение людей. Культуру невозможно представить вне понятия нравственности, морали и этики.
Стремительное изменение социальной и политической среды, оказывает влияние на образование, в том числе и дошкольное.
Система дошкольного образования, сложившаяся в России является народным достоянием. Дошкольное образование — это первая и важная ступень всей педагогической системы.
Складывавшаяся на протяжении веков система воспитания и формирования личности — важнейшая часть культуры любого народа. Период детства во все времена привлекал внимание психологов, педагогов, социологов и философов.
Одной из задач дошкольного образования — это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек).
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут особую ответственность за организацию культурной среды, а также материальную и духовную поддержку ребенка.
В 1949 году в журнале «Мурзилка» было опубликовано стихотворение С. Михалкова. Строчки это стиха знакомы каждому: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, — сказала мне сестра».
Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
В гуманитарном словаре музей — хранилище артефактов или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры. Подразумевается, что данный набор является эталоном образца культуры (или природы) или может им стать, и в этом плане всякая вещь, помещаемая в музей, есть вещь избранная, причем целенаправленно.
Современная иллюстрированная энциклопедия по искусству определяет музей как научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
В 1913 на научной конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» году, проходившей в Мангейме, А. Лихтварк директор Гамбургской картинной галереи говорил, что музей можно поставить в один ряд с университетами и академиями.
Первую половину двадцатого века в России просветительской деятельности музеев посвятили себя такие известные советские педагоги и ученые как А. Луначарский, Ф. Шмидт, П. Флоренский и А. Бакушинский.
В начале 1930-х годов новыми идеологами отечественной педагогики развитие музейной педагогики было приостановлено, а вскоре и свернуто. Лишь с начала 1960-х годов началось ее возрождение, были переосмыслены образовательное и воспитательное значение музеев, музейная экспозиция и проектирование. Следующие двадцать лет музейное экспозиционное искусство в Советском Союзе получает новый импульс. При Министерстве образования в эти годы функционирует проблемная группа «Музей и образование», способствующая популяризации музейной педагогики и формированию содержания образовательной функции музейной педагогики.
В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи распространены во многих странах мира, а в последнее время становятся популярны и в России. Одну из групп музеев того времени называли музеями-мастерскими, так как они были направлены на развитие творческих способностей детей. Примером такого учреждения считается первый российский Детский клуб, который был создан обществом «Сетлмент», возглавляемый С.Т. Шацким, Л.К. Шлегером и А.У. Зеленко. Одной из главных его задач была кружковая работа с детьми разного возраста из малообеспеченных семей. Отдельная комната была выделена под музей, в котором собирали коллекции разных растений, животных. Уже тогда акцент делался на восприятии ребенком окружающего мира. Так, А.У. Зеленко считал, что чувственная грамотность ребенка формируется от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного и способствует возникновению интереса к самостоятельной деятельности.
Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. Формы работы в музее отличаются многообразием. К ним относятся: мини-беседы с детьми; экскурсии для детей и родителей; самостоятельное рассматривание экспонатов; мастер-класс по изготовлению экспонатов; творческие игры, образовательные путешествия; чтение художественной литературы; исследовательская деятельность, экспериментирование; музицирование, прослушивание аудиоматериалов, просмотр мини-презентаций.
В наши дни приоритетным направлением дошкольного образования является приобщение детей к музейной педагогике. Причины роста популярности музейной педагогики – самые разные. Во-первых, большинство российских музеев из-за экономических трудностей в стране «потеряли» туристов, основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны. В итоге в практику стали внедряться музейно – педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую аудиторию.
Под музейной педагогикой понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности по средствам раскрытия историко-культурных конспектов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
Основными задачами приобщения ребёнка-дошкольника к музейной педагогике являются:
- воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам,
- формирование «образа музея, как храма искусства», в которых хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения,
-развитие художественного восприятия, образного мышления, словаря ребёнка,
- научить детей самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Чтобы все эти задачи выполнить, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо: организовать предметно-образовательную среду, подобрать специальные художественно-дидактические пособия, профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.
Формирование основ культуры восприятия нужно начинать с четырёх лет, поскольку ребёнок этого возраста активно приобретает опыт видения, и ему достаточно посещения сказочной комнаты.
К пяти годам дети уже понимают юмор, могут выражать своё отношение к рассматриванию картин, иллюстраций, видеофильмам, радуются своим умениям и открытиям.
К семи годам появляются процессы узнавания, сравнения, способность воспринимать и оценивать реальные и воображаемые сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонаже. В этом возрасте предусматривается тесное сотрудничество детского сада с педагогами-экскурсоводами.
К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Необходимо чётко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способное заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Для того чтобы направление музейной деятельности сделать эффективным необходимо объединить силы учёных, музеев и образовательных учреждений. Только тогда личность ребёнка будет развиваться полноценно, и приносить пользу обществу.
Главное назначение экскурсии – формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
формирование гармонической, всесторонне развитой личности и привитие элементарных навыков культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для всех сторон личности.
Экскурсия в музей предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких фундаментальных ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, самоактуализация, развитие творческих способностей.
Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что музейные памятники не только информируют о прошлом, они событийны, позволяют зрительно через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.
Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э.. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В X VIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.
В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей. Первый русский научный музей-Кунсткамера был основан Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г.
Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.
Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.
Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.
Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев.
Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, ведут литературоведческую работу.
Музыкальные музеи - это музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры. Коллекцию музыкальных инструментов могут одержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни.
Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества. Музеи естественно - исторические демонстрируют экспонаты, раскрывающие историю достижений в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования.
Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.
Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть музейной культуры и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.
Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.
С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Этот вопрос вызывал немало дискуссий в начале XX века. Выдающийся немецкий ученый А.Лихтварк настаивал на том, что этот возраст-11 лет. Он же дал понятие "музейная педагогика". Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога. К 80-тым годам XX века понятие "музейная педагогика" от обозначения определенного вида деятельности эволюционировала до названия научной дисциплины. В современных исследованиях музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как изобразительную систему. Динамика экономического и социального развития последних двух десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось и воспитанники детских садов буквально заполонили музеи. И это неслучайно, ведь умение видеть включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного. Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми.
Основа музейного материала - это, во-первых, любые материальные предметы прошедших времен; во-вторых, наглядные, прежде всего живописные или фотографические иллюстрации этого времени; и в-третьих, краткие словесные комментарии, помогающие воспитателям вводить детей в представленную тему.
Обобщенные полученные данные показывают необходимость организовать эффективное взаимодействие детского учреждения, родителей и музея. В связи с этим были сформулированы следующие задачи: особое внимание уделять эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка: формированию художественных предпочтений, формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды, формированию навыков культуры, развитию навыков познавательной деятельности посредством театрализованной игры, развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.
Таким образом, благодаря музею продолжается не только культурно-просветительская деятельность, но и расширяется кругозор, развиваются познавательные способности детей, формируются проектно-исследовательские умения и навыки, развивается творческое мышление и их активная жизненная позиция.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко»
для дошкольников
Консультация для педагогов
«Экскурсия в музей как средство формирования
гармонично развитой личности»
Выполнила воспитатель логопедической
группы Вавилкина Е.Е.
Серпухов 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника
презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...
Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»
laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...
«СОТРУДНИЧЕСТВО И СОТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Цель опыта - объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в решении задач, связанных с разносторонним гармоническим развитием детей, содействовать дальнейшему формированию музыкально...
Игра как средство воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни....
Консультация для воспитателей. « Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка» (к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»)
Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д...
Консультация для родителей: «Детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка»
детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка...
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...