Семейные ценности как основа русского фольклора
консультация (младшая группа) на тему

Миниахметова Екатерина Александровна

Раскрывается работа с семьями воспитанников через приобщение детей  и взрослых к малым фольклорным жанрам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. МИНИАХМЕТОВА

«Семейные ценности как основа русского фольклора»

Введение

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, красоте, любви, свету, истине. Все эти качества заложены в народной культуре, народных традициях, обычаях, песнях и танцах, народной педагогике. В современном обществе эти понятия утрачивают свою значимость, мало освещаются в средствах массовой информации, педагогической литературе, мало применяются в практической деятельности дошкольных учреждений.

Фольклор всегда считался элементом народной педагогики. Обращение к истокам народной мудрости было актуально всегда, когда утрачивается духовная связь поколений.

Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, прибаутки, потешки, сказочки, загадки, небылицы. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и просты по форме, но таят в себе не малые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей.

Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Оказывает нравственное влияние – пробуждает в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельные песни, пестушки, прибаутки входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

Актуальность.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Проблема.

В наше время мы наблюдаем процесс упрощения русского языка, его оскудения, пропадает его красота и образность. Причем, это можно наблюдать у целых поколений. У большинства родителей, которые приводят детей в детский сад, наблюдается бедный и примитивный словарный запас. Это происходит по разным причинам. Во- первых, резко сократилось число людей, которые сегодня читают книги. Как правило, сегодняшнее поколение предпочитает проводить время в интернете, телефонах и за просмотром телевизора.

Во-вторых, бешеный ритм жизни создает предпосылки к тому, что общение дома с детьми сводится к минимуму. Родители приходят домой усталые, включают телевизор или тот же интернет, редко поют колыбельные песни, читают сказки на ночь.

В результате анкетирования родителей в своей группе, я выяснила, что они очень мало знают произведений устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока…», практически не знают ни одной колыбельной песни,  кроме «Баю-баюшки-баю не ложися на краю…». И сделала вывод, что работа в данном направлении в детском саду организована недостаточно.Поэтому я перед собой поставила:

Цель: повышение компетентности родителей в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, посредством малых фольклорных форм.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей и родителей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки.
  • Расширить словарный запас детей.

Развивающие:

  • Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь, чувство ритма и рифмы, как в детском саду, так и дома.
  • Развивать интерес к семейным традициям.

Воспитывающие:

  • Создать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору.
  • Создать условия для приобщения детей к малым фольклорным формам, через создание мини-музея «Русская горница»
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, через участие в подготовке проектов, сборе экспонатов.
  • Собрать и систематизировать материал, собранный педагогом и родителями по приобщению детей к малым фольклорным формам.

Предполагаемые результаты

  • повышение речевой активности детей и овладение знаниями о малых формах фольклора;
  • развитие связной речи детей, используюя детьми в активной речи потешки, считалки, загадки,колыбельные песни;
  • установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей повопросам использования народного фольклора в развития речи детей, повышение уровня их педагогической компетентности.

Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что знакомство и приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам,осуществляется не периодически, а  систематически и поэтапно.

Проработав накопленный материал по теме «Развитие речи детей посредством малых фольклорных форм»,было решено реализовать программу с детьми 3-4 лет. Для реализации программы выбрана кружковая работа.

Программа рассчитана на 1 год обучения.Занятия проводятся с октября по май. В программе разработано 23 занятия, перспективный план работы с детьми и родителями.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для организациисистематической и целенаправленной работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм, в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

Свою работу по приобщению дошкольников к малым фольклорным жанрам я начала со сбора соответствующих материалов и пособий, создания предметно-развивающей среды в группе. Организовала в группе мини-музей «Русская горница».

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. На всех наших мероприятиях для детей мы рады всегда видеть родителей, бабушек, дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками.

Для начала вместе с родителями составили план работы, обсудили, на каких занятиях они бы приняли участие. Я использую активные формы и методы работы с родителями:

1. Родительский уголок.

2. Консультации.

3. Занятия с участием родителей.

4. Беседы с родителями и детьми.

5. Анкетирование.

6. Дни общения.

7. Участие родителей в подготовке и проведение праздников, досугов.

8. Дни добрых дел.

Работа с родителями велась по двум основным направлениям: 
Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей.
Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре. 
В группе велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья» 
Цель данного проекта сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях. Работая над проектом, совместными силами был оформлен альбом, странички которого готовили семьи воспитанников. Каждая страничка отражала сведения о традициях каждой семьи, их быте, праздниках, традиционных занятиях, любимых играх и игрушках, а так же включала народный фольклор и подвижные игры. Оформление альбома было продолжено страничками «Моя семья и мои друзья» с целью формирования представлений детей о том, что в каждой семье могут быть родственники и друзья различных национальностей.
Созданный альбом рассматривался и обсуждался со всеми детьми. Дети по материалам «страничек», рассказывали о своей семье и ее традициях, а затем совместно с педагогом знакомили детей с народными попевками, закличками,потешками, прибаутками, играми. 
Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным праздничным традициям в рукописных журналах «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды». Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях.

В результате проведенной работы,  у родителей замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Усовершенствована система работы с родителями путем сотворчества и приобщения родителей к активному участию в воспитании детей.

Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Хочется отметить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.

Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны, позволяет формировать знания о культурном наследии русского народа.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Список литературы.

1. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» - В.; «Учитель», 2006г.

2. Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» - М.; «Просвещение», 1985г.

3.Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7

4.Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7

5.Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.

6. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.

7. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4

8. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id

9. http://www.moi-detsad.ru/metod83.h


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе

В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....

Воспитание семейных ценностей как основа развития свободы и ответственности у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом

В статье рассматриваются вопросы о понятиях «свобода», «ответственность» и их формирование у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом. С какого возраста, в какой среде, каким специалистом или родит...

"Возрождение и укрепление традиционных семейных ценностей на основе праздничного круглогодичного детского народного календаря"

Духовно – нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада.Важной частью духовно – нравственного в...

Самообразование по теме "Формирование семейных ценностей посредство малых форм фольклора- пословиц"

Освоение нравственных и этических ценностей традиционной семейной культуры посредство малых форм фольклора - пословиц...

Семинар – практикум для педагогов «Семейные ценности как основа специфических функций семьи»

Семейные ценности конкретизируются в понятии функций семьи, в психологии семейных отношений. Семейные ценности – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением по...

"Семейные ценности, как основа формирования личности ребенка и его мировоззрения!» Презентация к IX БРЧ Помогаева Л.Л,

quot;Семейные ценности" к выступлению по теме "Миссия семьи в современном мире!" Презентация к IX БРЧ Помогаева Л.Л,...