Арт-проект как инновационная направление работы детского сада.
проект (подготовительная группа) по теме

Лантухова Елена Михайловна

Поэтапная работа над арт-проектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-proekty.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Арт - проекты как инновационное              направление работы детского сада

     Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века.

   Актуальность его связана тем, что современные тенденции качественного переустройства  в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.

     Ключевые позиции ФГОС — комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличении доли самостоятельной и совместной деятельности — могут  быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.

    В настоящее время проектная деятельность является одним из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка: развитие его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов творчества.

    Что ещё представляет собой арт-проект и с чем связана такая высокая результативность подобных проектов в дошкольном образовании?

    Арт-проект - проект, связанный с искусством,  восприятием различных его видов, их взаимодействием с различными видами детского художественного творчества. Результативность именно этого вида проектов в художественном и общем развитии дошкольников объясняется близостью природы искусства и природы ребенка-дошкольника, его возрастных психических особенностей.

    Как известно, ведущий в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Воздействие различных видов искусства в их взаимодействии, взаимосвязи способствует  вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной культуре как целостному  явлению.

    Арт-проект, безусловно, также явление культуры, которое развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной.

    Под музыкальной драматургией понимается последовательность этапов раскрытия драматургического замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. В соответствии с этим можно выделить основные этапы арт-проекта.

    Первый этап — вступление — это этап, на котором определяется тема проекта, его цели, задачи, а также формы и методы реализации. На этом же этапе распределяются обязанности участников, определяются возможности их творческого взаимодействия, выявляются организационные моменты, к которым можно отнести создание условий для самостоятельной, исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, а так-же — вовлечение родителей в проектную деятельность.

     Приступая к работе над арт-проектом «Стрекоза и Муравей» (муз. С.М.Соснина, автор сценария  и текстов песен Е.Косцова) мы определили цели и задачи.

Цель:   Приобщение детей к литературному, анимационному наследию, раскрытие различных сторон музыкального развития ребёнка,развитие гармоничного становления личности дошкольников, их духовной и эмоциональной восприимчивости.

               

Задачи: 

- вызывать у детей познавательный интерес по теме;

                           

 - формирование социально-коммуникативных и речевых навыков, навыков сотрудничества;

                           

- развитие творческих способностей в процессе знакомства с литературными и музыкальными произведениями;

                           

- содействовать гармонизации отношений психологического благополучия между взрослыми и детьми;

                           

- способствовать формированию интереса к книгам, к литературному произведению (басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»), способствовать активному восприятию  средствами театрализованной деятельности;

                         

- способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные и музыкальные произведения;

                         

- формировать умение представлять литературные образы через восприятие  музыки;

                       

- формировать умение выражать  свои впечатления после восприятия литературных, музыкальных произведений в различных видах творческой деятельности;

                       

- обогащать и расширять словарный запас детей, углублять умение выразительно читать стихотворный текст, инсценировать его;

                     

- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения;

                     

- заинтересовать родителей в реализации проекта.

     Перечислю формы  в которых реализовывался проект «Стрекоза и Муравей».

                      - занятия по слушанию музыки, включающие ознакомление  дошкольников с произведениями С.М.Соснина к сказке   «Стрекоза и Муравей»;

                      - занятие по изобразительной деятельности детей, обеспечивающие подготовку дошкольников к воплощению  в рисунках литературно-музыкального образа (рассматривание иллюстраций к произведению И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»,  работа над поиском колористического решения в передаче настроение рисунка и т. д.);

                      - посещение школьной  библиотеки  (знакомство с биографией И.А.Крылова и его произведениями);

                     - занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы, беседы, обсуждение произведения И.А.Крылова  «Стрекоза и Муравей»;

                     - просмотр анимационных фильмов;

                     - театрализованные игры-занятия;

                     - интегрированные занятия «Мои любимые сказки», «Музыка из мультфильмов и кино»;

                      - разучивание ролей (индивидуально, по подгруппам, коллективно);

                      - проведение дидактических игр («Кого встретил колобок», «Угадай настроение музыки», «Три танца», «Узнай сказку»);

                      - выставка творческих работ детей и родителей «Стрекоза и Муравей»;

                      - постановка музыкальной сказки «Стрекоза и Муравей» (музыка С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова).

         Методы, используемые в реализации данного арт-проекта: -выразительное исполнение литературного и музыкальных произведений;

                         - практические действия;

                         - наглядные средства.

     На этом же этапе были распределены обязанности участников, возможности их творческого взаимодействия.

     На втором этапе, который можно назвать экспозицией проекта, проводились запланированные занятия с детьми, способствующие и нацеленные на восприятие детьми содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном искусстве, художественной  литературе, театре.

     На занятиях по музыке дети накапливали слуховые впечатления, упражнялись в умении слышать и различать  разные эмоциональные состояния, передавать их движениями, жестами, мимикой. Использование дидактических игр делало эти занятия интересными и увлекательными.

     На занятиях по развитию речи знакомились с литературным произведением, развивали четкую ясную дикцию, работали над артикуляцией.

     На занятиях по изобразительной деятельности знакомились с иллюстрациями различных художников к произведению И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

     Игровая деятельность содержала элементы театрализации: дети разыгрывали отдельные фрагменты по сюжету произведения.

      В основе своей, занятия были однонаправленные, обучающие, которые являются основной для различных видов детского творчества:  музыкально-двигательного, изобразительного, театрального.

     Третий этап — завязка проекта — обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события.

     Дети посетили библиотеку школы №3, где ближе познакомились с биографией  и творчеством И.А.Крылова. Такие мероприятия активизируют интерес детей, наполняют их восприятие новыми красками.  

    Четвертый этап — разработка, развитие — активное переживание содержания проекта в творческой деятельности детей, отражение накопленных впечатлений, в различных видах детского творчества. В творческую деятельность, как правило, активно включились  и родители, и педагоги дошкольного учреждения. Интересно и с увлечением готовились поделки, рисунки по теме проекта, атрибуты и костюмы к театральной постановке.

    Пятый этап — развязка, итог — подразумевает проведение яркого, культурного события, главными участниками которого являются дети (музыкальная сказка «Стрекоза и Муравей» муз. С.М.Соснина, автор сценария и текстов песен Е.Косцова). Этот творческий итог одновременно является и кульминацией проекта, поскольку дети передают свои чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.

    Арт-проект «Стрекоза и Муравей» (муз. С.М.Соснина, автор сценария  и текстов песен Е.Косцова) может рассматриваться как самостоятельный  проект. Проект непродолжительный.  Он является развязкой, логическим завершением, творческим итогом и кульминацией проекта «Сказка в музыке», который охватывает весь дошкольный возраст («лонгитюдный»-длительный) и проводится с детьми всех возрастных групп на разном тематическом материале. Обращение к длительным проектам связано с тем, что в каждой возрастной группе возрастают возможности дошкольников, а так-же с тем, что специфика дошкольного возраста предусматривает повторение материала с новыми, более сложными задачами.

    Арт-проект «Стрекоза и Муравей» был реализован детьми подготовительной к школе группы, посещающими кружок  «Волшебный мир театра». Работа велась на протяжении 2-х месяцев.

    Тематика арт-проектов может быть различной, но базой является программа, по которой работает дошкольное учреждение.

    В рамках проекта  «Сказка в музыке» мы обращались к таким произведениям как сказка Ш.Перро «Красная  шапочка», к сказкам А.С.Пушкина.

    Что же даёт арт-проект всем его участникам?

Воспитанникам: гармоническое всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.

Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком, дополнительную мотивацию к совместному посещению культурных учреждений, стимулирует творческую деятельность детей и родителей (создание общего «творческого продукта» на основе накопленных художественных впечатлений.

Педагогам: обеспечивает генерирование ярких художественно-творческих идей, повышение мастерства, активизацию творческих способностей всех участников проекта. Объединение педагогов общей творческой задачей благотворно влияет на общий психологический климат коллектива.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»

Статья об опыте работы стажировочной площадки...

Инновационные технологии используемые в работе детского сада

Краткое описание используемых технологий в работе педагога - психолога и муз.руководителя....

Статья : «Основные задачи , приоритеты и направления работы детского сада, для детей с ОВЗ»

quot;Основные задачи , приоритеты и направления работы детского сада, для детей с ОВЗ"....

«Метод проектов как инновационная деятельность в детском саду»

      Я считаю, что метод проектов является одним из перспективных методов и рассматриваю проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как сп...

СТАТЬЯ " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка....

Фокус группа и проекты как инновационная форма работы в детском саду

Представлены разные формы работы с родителяит и детьми с ОВЗ в условиях детского сада...