Конспект занятия по экологическому развитию детей 2 мл. гр. Тема: «Путешествие в осенний лес».
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Юрьева Елена Александровна

Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью, используя произведение Е. Чарушина «Рассказы о животных».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Конспект занятия по экологическому развитию детей 2 мл. гр. №2

        Тема: «Путешествие в осенний лес».                

Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью, используя произведение Е. Чарушина «Рассказы о животных».

Задачи:

Познакомить детей с произведением Е. Чарушина «Рассказы о животных», учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказов.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Закреплять знания детей об изменениях в природе осенью, о повадках зверей, умение разгадывать загадки о диких животных (заяц, белка, медведь)

Развивать внимание, память, мышление, умение выражать свои мысли, чувства с помощью слов. Прививать любовь к произведениям художественной литературы. Воспитывать   у детей желание участвовать в играх познавательной направленности; чуткое отношение к диким животным.

Словарь: «дикие животные», «задал стрекача», «всеядный».

Оборудование: экран, мультимедийная установка, презентация в программе Power Point, книга Е. Чарушина «Рассказы о животных».

Раздаточный материал: маски зайчиков для игры, листочки с изображением белки, шишки и грибочки.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, на полке стоит новая книга. Она называется «Рассказы о животных», а написал её  Е. И. Чарушин.

Евгений Иванович Чарушин - это писатель и талантливый художник – анималист, художник, рисующий животных. Чарушин часто бродил по лесу и наблюдал за животными. Простыми и яркими образами он доносит до нас, читателей волшебный мир птиц и зверей.

Ребята, а вы хотите отправиться в лес?  Тогда ответьте на вопросы:

-Какое сейчас время года?- осень

А какая сейчас погода на улице? – холодно

Тогда, чтобы отправиться в путешествие в лес, нам надо одеться потеплее.

Давайте представим, что мы одеваемся. Что оденем сначала? – штанишки и ботинки

А потом? – кофты и куртки        

И в конце? – шапку, шарф и варежки.

До леса мы поедем на поезде, а по лесу будем ходить пешком. Как вы думаете почему? – что бы не напугать лесных жителей. Молодцы, правильно.

Ну, что же занимайте свои места. Мы отправляемся в дорогу.

Дети берутся друг за друга паровозиком, двигаются вперёд. Звучит песня:

Паровоз, паровоз,         

 Новенький, блестящий!

 Он вагоны повез,

 Будто настоящий.

 Кто едет в поезде?

 Плюшевые мишки,

 Кошки пушистые,

 Зайцы да мартышки.    (музыка З. Компанейца, слова О. Высоцкой)

Вот мы с вами и приехали в лес.

Осенней порой

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.    (Иван Бунин  Листопад)

Этот лес полон сказок и чудес

Мы сейчас в него войдем,

Чудеса увидим в нем.

Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу? (Медведь, лиса, волк, заяц, ежик) Правильно, а это какие животные? Это – дикие животные.

Давайте скажем все вместе: «Дикие животные».

К нам спешит один из обитателей леса.

А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?...   (зайка)

Вот и к нам в гости зайчик пришел. Скажите, пожалуйста, какого цвета  этот зайчик?

Д: Серого.

В: А как вы думаете, зайчик подготовился к зиме?

Д: Нет.

В: Правильно, зайчик к зиме не подготовился. А почему?

Д: Он не сменил шубку.

В: А какая у зайчика шубка зимой?

Д: Белая.

В: Правильно. Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой?

Д: Чтобы было не видно на снегу, чтобы стало теплее.

В: Посмотрите, вот и наш зайчишка свою шубку поменял. Вот теперь он готов к зиме и его совсем не видно на снегу.

Ребята, присядьте на пенёчки и послушайте, как зайку описывает Е. Чарушин:

«Шуба у зайки тёплая-тёплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели».

В: Ребята, а что значит «задаст стрекача».

Д: Это значит – быстро убежит.

В: Давайте, ребята, на прощанье сыграем с зайкой в игру. Оденьте маски, представьте, что вы зайки.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит (2р.)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть (2р.)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать (2р.)

Движения выполняются по тексту. После игры дети садятся на  стульчики – пенёчки.

В: Молодцы, ребята, хорошие зайчики у вас получились. Снимаем маски.

В: Ребята отгадайте, кто еще к нам торопится?

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орешки мелко.

Ну, конечно, это...  (Белка) .

Вы правы, это - белочка.

Белочка , как и все звери, готовится к зиме.

Послушайте,  как это описывает Е. Чарушин:

«Наступили холода. Звери стали устраиваться в своих жилищах. Белка всё ещё искала запасы, всё ещё пыталась их пополнить. В лесу в ели было дупло, там и жила белочка с бельчатами. А в другой ели в дупле белочка хранила свои запасы. Грибы всё ещё сушились около дупла. Спрятаны от глаз они были пушистой веткой».

В: Ребята, что запасает белка в своих «кладовочках»?

Д: Шишки, ягоды, грибы.

В: Какие вы молодцы, ребята! Белка действительно запасает шишки,

ягоды и грибы. А давайте поможем белке заготовить запасы к зиме.

Пройдите за столы.

Сначала поиграем, разомнем пальчики:

Пальчиковая гимнастика

Пальчик -зайчик,

Пальчик-волк.

Серый волк- зубами щелк!

Пальчик- лисонька-лиса.

Лиска-лисонька-лиса.

Пальчик- ежик,

Пальчик- мишка,

А кулак похож на шишку!

В: А теперь давайте разместим на ветке шишки и грибы, но в определённом порядке: шишка, грибочек, шишка, грибочек. (Дети самостоятельно выполняют.)

В: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Теперь запасов белочке хватит на всю зиму.

В: Ребята отгадайте, кто еще к нам торопится?

Бурый он и косолапый,    

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?  (Медведь)

В: Правильно. Это – медведь.

Мишка осенью много ест, готовит к зиме берлогу. А для чего он много ест?

Д: Чтобы спать зимой.

В: Правильно, медведь осенью много ест, готовит берлогу, чтобы зимой крепко спать. Е. Чарушин  с любовью и юмором описывает медведя.

«Сидит медведь-сладкоежка, ест малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает — одни голые веточки остаются.

Ну и жадный же ты, мишка! Ну и прожорливый! Смотри, объешься — живот заболит.»

А вот ещё: «А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки! Не свались, не ушибись!

Хоть вы, медведи, косолапы, а ловкачи. Так  бегать умеете - лошадь догоните!

На деревья лазите, в воду ныряете. Тяжёлые пни выворачиваете, жирных жуков ищете.

И мёд, и траву едите, корешки и ягоды. А дичинка попадёт - и ей рады».

Скажите, пожалуйста, чем питается медведь?

Д: Грибами, ягодами, рыбой.

В: Ребята, а ведь медведь ест все, он всеядный. Давайте скажем все вместе: «Всеядный»

В: Наш мишка хорошо питался всю осень, набрал много подкожного жира, пора и в берлогу спать ложиться. Чтобы он побыстрее уснул, давайте ему колыбельную песенку споём.

Игра «Мишка косолапый по лесу идет» (с музыкальным сопровождением)

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ.

Больше он не будет, по лесу гулять.

Сядет на машину и поедет спать.

После игры дети садятся на стульчики - пенёчки.

А сейчас пришло время нам отправляться назад  в группу. Садимся на поезд и поехали.

Дети берутся друг за друга паровозиком, двигаются вперёд. Звучит песня:

Паровоз, паровоз,         

 Новенький, блестящий!

 Он вагоны повез,

 Будто настоящий.

 Кто едет в поезде?

 Плюшевые мишки,

 Кошки пушистые,

 Зайцы да мартышки.    (музыка З. Компанейца, слова О. Высоцкой)

В: Ребята, вспомните, кого мы  сегодня видели в лесу?

Д: Белочка, медведь, заяц.

В: С каким писателем познакомились? С каким его произведением? Понравились вам рассказы Чарушина?

В: Молодцы!

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «Путешествие капельки»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «Путешествие капельки»...

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы Тема: “Осенние посиделки. Беседа о домашних животных«, 2019

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы  Тема: “Осенние посиделки. Беседа о домашних животных«, 2019...