Развитие эмоционально-волевой сферы детей по средствам театрализованной деятельности
консультация (подготовительная группа) на тему

Латфуллина Гульнара

Теоретическое наследие классической психологии дает основание считать, что воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка, Участвуя в постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильные6 вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работа над выразительностью реплик персонажей, собстве5нных высказываний, активизирует словарь ребенка. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит детей перед необходимостью, ясно. Четко, изъясняться, т.е. учит общению таким образом . театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся развития интеллектуального, художественного, речевого. Она также служит неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляет  волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания  создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность выступает важнейшим средством развития эмпатии - условия , необходимого для совместной деятельности детей.

Основа эмпатии- в умении распознать эмоциональные состояния человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в разных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М. Теплов)

А это подразумевает наличия определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с понравившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно- от лица персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Практическая работа по развитию эмоциональной сферы может вестись средствами театрализованной деятельности по следующим направлениям.

Просмотр спектаклей и беседы по ним с участием профессиональных артистов в детском саду.

Игры- драматизации.

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Знакомство и работа над выразительным чтением стихов наизусть из классической и современной поэзии (в движении, с использованием невербальных средств).

Проведение спектаклей, праздников , концертов с участием детей разных групп и соседних детских садов, в том числе для родителей.

Игры на развитие позитивных эмоций.

 

Театрализованная деятельность с детьми ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Ее содержание, формы и методы проведения  преследуют одновременно три основные цели.

Театрализованная деятельность включает не только знакомство с текстом литературного произведения, но и с жестами, мимикой, имитационными движениями, костюмом, т.е. со знаками, играющими роль выразительного языка.

Ни в коем случае в работе с детьми не используется сравнение с другими, негативная оценка, осуждение. Наоборот, детям представляется возможность высказаться, проявить активность. Развитию уверенности в себе и  социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используют разнообразные приемы:

Выбор детьми ролей по желанию.

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,

Распределение ролей по карточкам ( дети берут любую карточку, на которой схематично изображен персонаж).

Проигрывание ролей в парах.

Театрализованная деятельность с детьми, накопление эмоционально- чувственного опыта- длительная работа, требующая также участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной сфере способствуют тематические вечера, в которых родители и дети выступают равноправными участниками, домашнее сочинение сказок и историй и их разыгрывание, совместное изготовление театральных атрибутов.

Театрализованная деятельность позволяет детям стать более веселыми, раскрепощенными, интересными в общении, они учатся договариваться, соответственно редко ссорятся, не дерутся, помогают друг другу. Возникает творческая взаимосвязь и взаимопонимание

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально-волевой сферы детей  по средствам театрализованной деятельности          

Теоретическое наследие классической психологии дает основание считать, что воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка, Участвуя в постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильные6 вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работа над выразительностью реплик персонажей, собстве5нных высказываний, активизирует словарь ребенка. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит детей перед необходимостью, ясно. Четко, изъясняться, т.е. учит общению таким образом . театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся развития интеллектуального, художественного, речевого. Она также служит неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляет  волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания  создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность выступает важнейшим средством развития эмпатии - условия , необходимого для совместной деятельности детей.

Основа эмпатии- в умении распознать эмоциональные состояния человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в разных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М. Теплов)

А это подразумевает наличия определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с понравившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно- от лица персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Практическая работа по развитию эмоциональной сферы может вестись средствами театрализованной деятельности по следующим направлениям.

Просмотр спектаклей и беседы по ним с участием профессиональных артистов в детском саду.

Игры- драматизации.

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Знакомство и работа над выразительным чтением стихов наизусть из классической и современной поэзии (в движении, с использованием невербальных средств).

Проведение спектаклей, праздников , концертов с участием детей разных групп и соседних детских садов, в том числе для родителей.

Игры на развитие позитивных эмоций.

Театрализованная деятельность с детьми ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Ее содержание, формы и методы проведения  преследуют одновременно три основные цели.

Театрализованная деятельность включает не только знакомство с текстом литературного произведения, но и с жестами, мимикой, имитационными движениями, костюмом, т.е. со знаками, играющими роль выразительного языка.

Ни в коем случае в работе с детьми не используется сравнение с другими, негативная оценка, осуждение. Наоборот, детям представляется возможность высказаться, проявить активность. Развитию уверенности в себе и  социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используют разнообразные приемы:

Выбор детьми ролей по желанию.

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей,

Распределение ролей по карточкам ( дети берут любую карточку, на которой схематично изображен персонаж).

Проигрывание ролей в парах.

Театрализованная деятельность с детьми, накопление эмоционально- чувственного опыта- длительная работа, требующая также участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной сфере способствуют тематические вечера, в которых родители и дети выступают равноправными участниками, домашнее сочинение сказок и историй и их разыгрывание, совместное изготовление театральных атрибутов.

Театрализованная деятельность позволяет детям стать более веселыми, раскрепощенными, интересными в общении, они учатся договариваться, соответственно редко ссорятся, не дерутся, помогают друг другу. Возникает творческая взаимосвязь и взаимопонимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети реш...

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Статья о работе с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы средствами театрализованной деятельности....

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Консультация может быть использована в работе с родителями и педагогами. Они могут воспользоваться соетами, как раскрыть творческий потенциал ребенка через театрализованную деятельность в условиях ДО ...

Статья: "Игровой тренинг для родителей воспитанников и педагогов: «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» "

В статье говорится о значении театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы ребёнка. О том, что самый короткий путь развития эмоциональной сферы ребенка - это путь через игру, фантазиро...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...