Консультация "Общение: мотивы, наиболее значимые для детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дударева Татьяна Михайловна

В консультации представлен материал по общению детей дошкольного возраста, о смене мотивов общения в разные периоды дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Общение: мотивы, наиболее значимые для детей дошкольного возраста»


1.Введение        

2. Понятие мотива в концепции деятельности        

3. Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми        

4. Смена ведущих мотивов общения        

5. Заключение        

6. Список литературы        


Введение

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. (Е.О. Смирнова)

Общение – это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. (М.И. Лисина)

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (М.И. Лисина)

Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае для ребенка – взрослый. Однако человек предмет чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает самыми разными свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к общению, и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения.

Прежде, чем перейти к вопросу о возникновении мотивов общения, необходимо коротко остановиться на том, как мы понимаем, что такое «мотив» вообще.

Понятие мотива в концепции деятельности А.Н.Леонтьева.

Как известно, термин «мотив» толкуется разными психологами весьма неодинаково. В этой концепции деятельности, которую мы взяли за основу при интерпретации общения, понятие мотива тесно связано с понятием потребности. А.Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жёстко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом».

Таким образом, мотив деятельности совпадает с её предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнёр по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребёнка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другой ребёнок.

В разные периоды детства ребёнок способен увидеть в своём партнёре лишь часть его действительных качеств. Взрослея, ребёнок постигает других людей в их всё более существенных и глубоких свойствах. Параллельно изменяется и то в партнёре, что мотивирует социальные акты детей на различных ступенях дошкольного детства. Так возникают разные категории мотивов общения и происходит развитие каждой из них.

Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия. Следовательно, если между ребёнком и взрослым разворачивается общение, то не только взрослый  оказывается мотивом социального поведения ребёнка: ребёнок тоже обязательно становится объектом – а значит, и мотивом – деятельности отношения у взрослого человека. Эти два мотива принадлежат разным людям: один – ребёнку, а другой – его партнёру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обуславливают друг друга. Изучая мотивы общения детей с взрослыми и сверстниками, мы столкнулись с переплетением их встречных мотивов, настолько тесным, что в большинстве случаев разделить их можно только путём сложного анализа. Мы постоянно вынуждены говорить не только о том, что привлекает ребёнка в партнёре, но и том, что он получает от него, становясь мотивом (объектом) активной коммуникативной деятельности последнего.

Итак, мотив – это опредмеченная потребность. Естественно поэтому, что для выделения основных мотивационных категорий общения необходимо отыскать те главные потребности маленького ребёнка, которые он не может удовлетворить самостоятельно. В поисках помощи взрослого дети адресуются к окружающим людям. Между ними развёртывается взаимодействие, в процессе которого ребёнок узнаёт их со стороны того качества, которое они проявили в ходе общения, и в следующий раз вступает в контакт с этими (или другими) взрослыми ради этого их качества, уже заранее рассчитывая на него. Так возникают мотивы общения у детей.

Каковы же ведущие потребности детей, порождающие их различные коммуникативные мотивы?

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми.

Мотивы, побуждающие ребёнка вступать в общение с взрослым, связаны с 3 его главными потребностями: это

  1. Потребность в впечатлениях
  2. Потребность в активной деятельности
  3. Потребность в признании и поддержке

1.О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют работы многих исследователей Л.И. Божович, (1968), М.Ю. Кистяковская, (1970), А.М. Фонарёв, (1977).

После появления на свет ребёнок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, напряжённо прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к своему телу. При этом чем сложнее и необычнее (т.е. информативнее) объект, чем больше он приковывает внимание, тем дольше к нему интерес ребёнка. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается и возрастает. Но возможности ребёнка самостоятельно удовлетворить  эту потребность невелики. Длительность состояния беспомощности приводит к тому, что долгое время лишь через посредство взрослых дети могут насытить свою жажду впечатлений. Таким образом, потребность в новых впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт с взрослыми. Так возникает первая группа мотивов общения, которые мы называем познавательными, или мотивами общения детей с взрослыми на познавательные темы. Согласно предполагаемой концепции, этим мотивом является сам взрослый в одном своём определённом качестве: как источник сведений и как организатор новых впечатлений ребёнка.

Познавательные мотивы заставляют детей задавать взрослым десятки вопросов на самые разнообразные темы – от причин поломки игрушек до тайн мироздания. Маленькие «почемучки» сначала почти не слушают ответы взрослых – им важно высказать своё недоумение, они не замечают противоречий в словах взрослого З.М. Богуславская (1974). Но постепенно стремление спрашивать сменяется стремлением узнавать, и тут дети могут вступать с взрослыми в спор, многократно переспрашивать их, проверяя уверенность и надёжность сообщаемых ими знаний (Е.О.Смирнова, 1980).

2. Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях. Всякий, кто наблюдал ребёнка, поражается его неуёмной активности. Непоседливость детей, переход их в течение дня от одной деятельности к другой говорят об остроте испытываемого или голода активности О. Е. Шпи, (1971). Вялость ребёнка, его пассивность служат безошибочным признаком его болезненного состояния (Б. Спок, 1971) или дефектом развития. Возможно, потребность детей в активной деятельности представляет собой частный случай того явления, которое обозначают как «нужду органа в функционировании» (Н.А. Берштейн, 1947). Но для целей анализа достаточно, что такая потребность присуща детям.

Н а протяжении первых лет активность, проявляемая детьми, достигает высокого уровня развития и по своей форме, и по содержанию. Но для достижения максимальной эффективности детям всегда требуется участие и помощь взрослого. Это приводит к тому, что в деятельности детей появляется взаимодействие с взрослым, а среди разных видов взаимодействия постоянное место устойчиво занимает тот его вид, который мы называем общением. Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждением для обращения к взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые мы назвали деловыми, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребёнок, и служебную, подчинённую роль общения, в которую ребёнок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своём особом качестве – как партнёр по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий (Д.Б. Эльконин, 1978).

3. Потребность детей в признании и поддержке подчёркивается многими исследователями. В общей форме о потребности человека в признании говорят С.Л.Рубинштейн (1973); утверждающий нужду человека в нежности Л. Фестингер. При ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании и поддержке – это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.

Это общение не составляет «служебную» часть более широкой деятельности ребёнка – познавательной или продуктивной, а обособленно от остальных видов взаимодействия и замыкается на себя. Характерной особенностью описываемого рода общения следует признать его сосредоточенность на личности людей - на личности самого ребёнка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит в конечном счёте делу самопознания детей и познания ими социального мира. Поэтому мы и назвали мотивы третьей группы личностными. В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далёкие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения своё конечное удовлетворение. В качестве этого последнего мотива перед ребёнком предстаёт взрослый человек как особая личность, как член общества, представитель определённой его группы.

В мотивах общения опредмечиваются потребности ребёнка, заставляющие его искать помощь взрослого, при этом потребность в новых впечатления порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, а потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения.

Описанные группы мотивов, перечисленные выше, были выделены применительно к контактам ребёнка с взрослыми. Можно предполагать, что при общении сверстников перечисленные мотивы тоже имеют значение, хотя по-видимому, отличаются некоторым своеобразием, как свидетельствуют первые работы в этой области (Я.Л. Коломинский, 1976, И.С. Кон, 1980). Если ребёнок дошкольного возраста встречается с взрослым, то личный интерес к нему оказывается неизмеримо более глубоким.

Смена мотивов общения

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребёнка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то один, то другие из них занимают положение ведущих. Причём речь идёт не об индивидуальных особенностях взаимоотношений разных мотивов (Н.Н.Власова, 1977), а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определённой группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребёнка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности (М.И. Лисина, 1978).

Полученные факты показали, что в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей с взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности детей. Работы А.Г.Рузской, (1974), С.Ю.Мещеряковой, (1975) подтверждают этот вывод. Может показаться невероятным, как такой маленький ребёнок воспринимает взрослого и себя в личностном плане. Конечно, личностные мотивы общения младенцев весьма примитивны. Они воспринимают лишь внимание и нежность старших и переживают самое аморфное, глобальное чувство своей значимости для них. Но всё же для младенца личностные мотивы и доступны и необычайно важны.

Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнёра по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребёнка. В раннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются его похвалам (Т.М.Сорокина, 1976), но на первое место у них выдвигается стремление к совместной деятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из него хорошего партнёра в этом деле.

В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдается три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и наконец, как у младенцев, личностные. Указанная закономерность ярко выступала в исследовании А.Г.Рузской, 1974.

По мере взросления дошкольники переходят от практического сотрудничества с взрослым к сотрудничеству более умственного – «теоретического» толка и, наконец, к контактам углублённого нравственно – личностного плана. Параллельно происходит смена ведущих мотивов общения – деловые уступают место познавательным, а те – снова личностным.

Личностное общение первого полугодия жизни позволяет младенцу чутко воспринимать доброжелательное внимание взрослого, не замечать других его качеств. Личностные же мотивы старших дошкольников обеспечивают им достаточно разностороннее, глубокое и богатое знание о существенных свойствах окружающих взрослых.

Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребёнка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский, 1982). Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.

Заключение

Приобретения эмоциональной сферы ребёнка, сделанные благодаря общению, не остаются в пределах только коммуникативной деятельности, а обогащают личность в целом.

Специальное же формирование положительных эмоций детей в ходе общения с ними взрослого приводит к быстрому повышению уровня всех его переживаний; в частности, обостряет их познавательные эмоции, повышает удовольствие от мелодичных звуков, ярких красок, причудливых форм, которые при дефиците общения оставляют детей равнодушными.

Таким образом, через общение можно влиять на обогащение эмоций и чувств детей в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Приобщение детей дошкольного возраста к наиболее значимым событиям календаря."

В статье представлены группы методов нравствнного воспитания и их применение в комплексе во взаимосвязи с социумом(т.е. со значимыми событиями календаря)В начале года рекомендуется составлять схему те...

ТРИ ПОРОСЕНКА Театрализованное представление по мотивам одноименной сказки для детей дошкольного возраста.

ТРИ ПОРОСЕНКАТеатрализованное представление по мотивам одноименной сказки для детей дошкольного возраста. Использованы стихи: Виталия Лиходеда...

Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".

Проблема  детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...

Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей дошкольного возраста

Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей...

Значимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения: Строим безопасное будущее

Данная статья обращает внимание на важность обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения как в детском саду, так и дома. Она предоставляет советы, рекомендации и алгоритмы для дости...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...