Портфолио
материал на тему

Портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx53.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад «Радуга» города Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

ПОРТФОЛИО

Монгуш Опей Ооржаковны

г. Чадан

Содержание

  1. Раздел I «Общие сведения о педагоге»

  1. Сведения о базовом профессиональном образовании
  2. Сведения о присвоении квалификационной категории
  3. Сведения о почетных званиях и наградах
  4. Сведения о стаже работы педагога
  5. Приложение

  1. Раздел II «Инновационно-педагогическая деятельность педагога»

  1. Работа по теме самообразования
  2. Сведения об участии педагога в профессиональных конкурсах, присуждении грантов
  3. Сведения об участии педагога в экспериментальной, аналитической деятельности (работа в составе жюри, конкурсных, квалификационных комиссий, участие в надзорной деятельности, проведении мониторинга, экспертизы аттестуемых и др.)
  4. Прохождение курсов повышения квалификации
  5. Приложение

  1. Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

  1. Сведения о продуктах авторского научно-методического творчества педагога (авторские концепции, проекты, модели, целевые и образовательные программы, методические разработки, дидактические материалы, средства педагогической диагностики и др.)
  2. Сведения о проведении педагогом открытых занятий и мероприятий.
  3. Сведения о публикациях педагога (в том числе размещенных на сети Интернет)
  4. Творческие достижения моих воспитанников.
  5. Использование инновационных образовательных технологий

  1. Характеристика компонентов предметно – развивающей среды
  2. Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
  3. Приложение

  1. Раздел III «Результаты педагогической деятельности»

  1. Сведения об образовательных достижениях обучающихся
  2. Сведения о сформированности умений и навыков, ключевых компетенций, динамики личностного развития обучающихся
  3. Приложение

Раздел I «Общие сведения о педагоге»

  1. Сведения о базовом профессиональном образовании

Наименование учреждения

Дата окончания

Специальность (включая дополнительную)

Присвоении квалификации (включая дополнительную)

Ак-Довуракское педагогическое училище

23 июня

1994 года

Воспитатель

дошкольного учреждения

Воспитатель

Тувинский государственный университет

26 июня

2017года

Психолого-педагогическое образование

Педагог-психолог

  1. Сведения о присвоении квалификационной категории

Наименование квалификационной категории

Дата присвоения

Должность (должности) по которой (которым) присвоена квалификационная категория

Срок ее действия

II категория

Приказ № 17  от 28.04.1998 год

Воспитатель ГПД

5 лет

  1. Сведения о почетных званиях и наградах

Почетные звания, профессиональные награды и премии за весь период профессиональной деятельности

Наименование награды

Подтверждающие документы (оригинал или заверенная ксерокопия награды, копия приказа или выписка из приказа или справка, подтверждающая получение награды соответствующего уровня)

Орган, выдавший награду

Год получения награды

Уровень ДОУ.

1.4. Сведения о стаже работы педагога

1.5. Приложения

Общий трудовой стаж

Педагогический стаж

Стаж работы в данном образовательном учреждении

Стаж работы в данной должности

20 лет

19 лет

6 лет

12 лет

2.2 Раздел II «Инновационно – педагогическая деятельность педагога»

  1. Работа по теме самообразования

Тема самообразования

Ожидаемые результаты

Полученные результаты

«Экологическое воспитание дошкольников»

«Поисково-исследовательская деятельность в процессе экспериментирования»

Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способный понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры. Сформированы представления детей о доброжелательном отношении к окружающей живой природе.

 Могут соблюдать нравственные нормы поведения.

  1. Сведения об участии педагога в профессиональных конкурсах, присуждении грантов

Участие в профессиональных конкурсах

Название профессионального конкурса, уровень (уровень ДОУ, муниципальный и др.), год участия

Результат (победитель, призер, лауреат, участник)

Муниципальный уровень:                                                   .

2.1.3. Сведения об участии педагога в экспериментальной, аналитической деятельности (работа в составе жюри, конкурсных, квалификационных комиссий, участие в надзорной деятельности, проведении мониторинга, экспертизы аттестуемых и др.)

Участие в деятельности аттестационных комиссий (до 2011г.), профессиональных ассоциаций, постоянно действующих семинаров, жюри профессиональных конкурсов и др.

Название и уровень (уровень ДОУ, муниципальный и т.д.) методических объединений, комиссий, жюри конкурсов, профессиональных ассоциаций, постоянно действующих семинаров и др.

Название, № и дата приказа о назначении/ создании, наименование учреждения / организации, издавшей приказ

  1. Прохождение курсов повышения квалификации

п/п

Тема курсов повышения квалификации

Место прохождения курсов

Название организации, осуществляющей повышение квалификации

Сроки прохождения курсов

Название и № документа

Количество часов

1.

«Федеральный государственный стандарт дошкольной образовательной организации»

Кызыл

ГАОУ ДПО (ПК) С «Тувинском государственном институте переподготовки и повышения квалификации кадров « по дополнительной профессиональной программе»

 24 мая 2014 г

.72 ч

2.

«Вопросы использования русского языка как государственного языка Российской федерации: создание языковой среды в образовательной организации»

Иркутск

ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»

С «19» августа 2017 г. По «27» августа 2017 г.

72 ч.

3

«Вопросы использования русского языка как государственного языка Российской федерации: создание языковой среды в образовательной организации»

.Иркутск

ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»

С «20» апреля 2018 г, по «27» апреля 2018 г

72 ч

  1. Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
  1. Сведения о продуктах авторского научно-методического творчества педагога (авторские концепции, проекты, модели, целевые и образовательные программы, методические разработки, дидактические материалы, средства педагогической диагностики и др.)

Выступления на научно-практических конференциях педагогических чтениях, семинарах, секциях, МО/ГМО/РМО (за исключением вопросов организационного характера) и др.

Тема выступления

Уровень конференции (семинара и т.п.), название, место проведения, дата

«»

Районное методическое объединение для воспитателей подготовительных к школе групп. МОУ ДПО «Учебно-методический центр». Выписка № 131 из протокола № 3 от 16.01.2018 г.

«Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами тувинского народа»

Муниципальный уровень. Семинар: «Рассказ дошкольникам о  национальных традициях »

МБОУ ДПО «Учебно-методический центр». Регламент семинара от 03.04.2017г.

«Формирование грамматического строя у детей старшего возраста»

Районное методическое объединение для воспитателей старших групп  МБОУ ДПО «Учебно-методический центр». Выписка 355 из протокола № 3 от 23.01.2014г.

«Работа воспитателя  по развитию речи детей в повседневной жизни»

Уровень ДОУ. Педагогический совет. Протокол № 3 от 26.01.15 г.

«Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни»

Уровень ДОУ. Консультация для родителей, 07.10.2015 г.

Консультация  «Рисуночный тест »

Уровень ДОУ. Консультация для педагогов, 14.04.2016 г.

«Проект по теме «Поисково-исследовательская деятельность в процессе экспериментирования»

Уровень ДОУ. Педагогический совет Протокол № 2 от 22.03.17 г.

«Экология в детском саду»

Уровень ДОУ. Консультация для педагогов, 2018. г.

  1. Сведения о проведении педагогом открытых занятий и мероприятий

Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов и др.

Тема открытого занятия, мероприятия, мастер-класс и др.

Вид, уровень, название, место и дата проведения занятия, мероприятия, мастер-класса и др.

«Труд взрослых» по познавательному развитию.

Уровень ДОУ. Открытое занятие, МБДОУ детский сад  «Радуга»  - 15.12.2015г.

Открытый ННОД звук «Р» в словах и предложениях по социально - коммуникативному развитию

Уровень ДОУ. Открытое занятие, МБДОУ детский сад  «Радуга» -       24. 01.2016

Открытый ННОД по познавательному развитию «Воздух, солнце и вода – наши друзья»

Уровень ДОУ. Открытое занятие, МБДОУ детский сад  «Радуга» -       19. 05.2016

Открытое ННОД по социально - коммуникативному развитию »Части тела»

Муниципальный уровень. Открытое занятие, МБДОУ детский сад  «Радуга» -      

16. 11.2017 г

Интегрированное ННОД по художественно-эстетическому развитию «Моя семья

Муниципальный уровень. Открытое занятие, МБДОУ детский сад  «Радуга» -       21.03.2018 г

  1. Сведения о публикациях педагога (в том числе размещенных на сети Интернет)

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Адрес сайта, уровень (профессиональный, собственный)

Тема, год публикации

http://raduga-chadan.tuvasadik.ru/2015/12/30/novogodnee-oformlenie-grupp

скриншоты

http://raduga-chadan.tuvasadik.ru/2015/10/26/udivitelnoe-ryadom/

Скриншоты,

грамоты

  1. Творческие достижения моих воспитанников

Результаты творческой деятельности воспитанников

Форма (конкурсы, выставки и др.), уровень, название, год

Результат (количество победителей, призеров, участников), Название, № и дата приказа (или иного подтверждающего документа)

Конкурсы

Муниципальный уровень

Муниципальный этап Республиканского конкурса по начально-техническому конструированию и моделированию на звание правил пожарной безопасности «Бумажная вселенная» по теме: «Огонь друг, огонь-враг» среди детей старшего дошкольного возраста ДОО  2017 г

Муниципальный уровень .Конкурс  марша песни и строя среди команд мальчиков 5-7 летнего возраста, посвященном ко дню Победы в «Великой Отечественной войне» I место 2018 г

1. Победителница  Монгуш Есения Эресовна Грамота

Муниципальный уровень. Конкурс «Умники и умницы», 2018 г

Участники. Приказ № 23 от 05.04.2018г. МБДОУ детский сад «Радуга»г.Чадаана

Диплом победителя II степени  Монгуш Есения Эресовна

Муниципальный уровень. Конкурс инсценировок на русском языке по произведениям Шарля Перро посвященного 390-летию писателя по сказке «Кот в сапогах» 2018 г

II место. Участники: Ондар Наадым, Салчак Цыремжит, Сат Оваадай, Ооржак Херел

.

Муниципальный уровень. Военно-патриотический конкурс среди мальчиков в ДОО 2018 г

III место.Участник Ооржак Херел Граммота

Муниципальный уровень. Конкурс «Подснежники-2018»

 Диплом номинации «Лучший вокальный ансамбль» в городском фестивале народного творчества среди воспитанников ДОУ. Участники

Диплом Лауреата I степени.

Диплом номинации «Лучшее сольное исполнение» Участник Салчак Цыремжит

Муниципальный уровень

Конкурс красоты и интеллекта «Принцесса весна – 2018» среди девочек старшей и подготовительной группы ДОУ

Победительница Ондар Айлаана Граммота

Выставки

Муниципальный уровень

 Конкурс-выставка по правилам дорожного движения по теме: «Правило дорожные знать каждому положено» 2017 г.

Участник  Ондар Айбес

Уровень ДОУ.

 

1.Экологическая выставка «Дары осени», 2017г.

Участники :

I место Ооржак Мария, II место Куулар Сацын-Маадыр. III место Ооржак Шыырап.Граммота

2.Мини-олимпиада «Знаток русского языка» по русскому языку. 2017 г

Участники: I место Монгуш Есения Грамота

 II место Монгуш Норбу-Доржу Грамота

III место Монгуш Кан-Демир Граммота

Номинации «Юный знаток» Ондар Наадым, Донгак Чимита, Саая Батый

3.Экологическая выставка по подделке из природного материала «Осенние фантазии» 2017 г

Участники: Олзей Саелан, Донгак Чимита, Кужугет Буян. Грамота

Фестивали

Городской фестиваль народного творчества среди воспитанников в ДОУ «Подснежники»

Диплом в номинации «Лучшее художественное чтение»

Участник:  Монгуш Ёндан

Спортивные мероприятия и др.

Муниципальный уровень

Веселый старт среди воспитанников старших и подготовительных групп ДОО кожууна «Правило дорожные знать каждому положено»

Мини-спартакиада для детей старшего дошкольного возраста среди воспитанников  в ДОУ

Эстафета мини спартакиаде по прыжкам в длину

 I место

Участники: команда воспитанников подготовительной группы Д/с «Радуга» г.Чадан

 Диплом I степени

II место

 Участница: Салчак Цыремжит

Использование инновационных образовательных технологий

Название технологии/или методики

Цель использования технологии/методики

Описание порядка использования (применения)

технологии/методики в практической
профессиональной деятельности

Результат использования технологии/методики

Технология социально – нравственного воспитания (Е.О. Смирнова, В. Н. Холмогорова)

Формирование детского коллектива: создание микроклимата для формирования доброжелательного общения со сверстниками, умение разрешать конфликтные ситуации, умение договариваться, уступать друг другу, координировать действия при совместном решении спорных вопросов

Проведение непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, совместных игр и мероприятий.

Использование широкого арсенала разнообразных форм и приемов работы с детьми: беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы, выполнение различных заданий и др.

Работа с родителями: проведение совместных развлечений, досугов, проведение консультаций, собраний, разработка методических рекомендаций т.д.

Сформированы представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам.

Научились практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.

Приобрели навыки работы в сотрудничестве.

Сформированы умения доверять другу.

Интегративная технология развивающего обучения Е.В.Колесникова  

Всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, вариативного и образного мышления, а также  творческие способности детей.

Сформированы мыслительные операции.

Развилось вариативное и образное мышление. Появилось умение аргументировать свои высказывания.

«Технология развития игровой деятельности детей» (Губанова Н.Ф.)

  • Организация педагогического процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
  • Создание благоприятных условий для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста.
  • Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, образного и логического мышления, творческих способностей и др.
  • Развитие волевых и регулятивных качеств и организационных навыков.

Объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

Работа с детьми:

1.  Систематическое использование игр с правилами:

  • подвижные (на воздухе и в помещении с использованием спортивно-технических принадлежностей);
  • дидактические (разрезные игры, складывание геометрических фигур, настольно-печатные);
  • народные,
  • творческие сюжетно-ролевые.

2.  Проведение праздников, досугов, развлечений.

Этапы внедрения:

1 этап:

  • подбор игр;
  • планирование работы по организации совместной игровой деятельности детей;
  • определение особенностей организации игрового процесса в НОД;
  • подбор игрушек и атрибутов.

2 этап:

  • внедрение игр и приемов в практику
  • Педагогическое просвещение    родителей.

Дети:

  • эмоционально откликаются на разнообразные виды игровой деятельности;
  • увлекаются совместными действиями в процессе игр.

Педагоги:

  • опираются на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности;
  • планомерно перестраивают существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования.

Родители:

  • проявляют повышенный интерес к игровой деятельности, оказывают помощь в подготовке праздников, досугов, развлечений;

подбирают и готовят атрибуты

Технология «Портфолио педагога»

Оценка профессионализма педагога, отслеживание  творческого и профессионального роста, формирования навыков рефлексии (самооценки), поддержание высокого уровня мотивации педагога, расширение возможностей обучения и самообучение, поощрения, активности и самостоятельности.

Изучение темы из разных источников, подбор и оформление материалов, практическая работа и этапы создания «Портфолио»: планирование, сбор материалов, их систематизация, анализ, коррекция планов.  Отражение в «Портфолио» следущих разделов: портрет (общие сведения), эссе (профессиональный путь), повышение квалификации, творческие работы воспитателя, Участие в конкурсах, работа с родителями, предметно – развивающая среда, достижения воспитанников., награды.

Создание «Портфолио», использование «Портфолио» на родительских собраниях, при аттестации, для демонстрации достижений в разных формах работы ( на РМО, при подтверждении соответствие уровню квалификации), для систематизации деятельности педагога осознания и оценки  результатов своей деятельности  и пр.

2.2.6. Характеристика компонентов предметно – развивающей среды.

Предметно - развивающая среда в  подготовительной к школе группе № 6 МБДОУ детский сад «Радуга» № 2 - построена в соответствии с «Концепцией построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.) и «Концепцией дошкольного воспитания» (1989г.), а также Основной образовательной программой  МБДОУ детский сад «Радуга», реализующейся в детском саду.

Интерьер моей группы отличается индивидуальностью и  творческим подходом  к его организации.

Групповое помещение условно подразделено на  зоны, что   позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.

В учебной зоне размещены центры и уголки, в соответствии с возрастом детей: центр творчества, познавательно - речевой, книжный уголок, уголок природы и экспериментирования, уголок сенсомоторного развития,  музыкальный, физкультурный уголок. Учебная зона оснащена традиционными  материалами и материалами  нового поколения. Весь материал  подобран  сбалансировано, сообразно педагогической ценности.

В центре творчества имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы, клей – карандаш. В уголке собраны образцы декоративно – прикладного творчества.

В познавательно – речевом уголке имеется подборка познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт», «Наши папы, наши мамы» и т.д.),  наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры на звукопроизношение.

В книжном уголке размещены книги   в соответствии с программой, которые  обновляются 1  раз в месяц.

В уголке ОБЖ расположен макет – улица по ПДД, наглядные пособия (плакаты, наборы картинок), игрушки по данной тематике (машинки, лото «Транспорт»), настольные игры («Правила дорожного движения для маленьких»)

В уголок природы и экспериментирования помещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями  и средства для ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, деревянные палочки, тряпки.

В уголке имеются муляжи фруктов и овощей, животных, настольные игры («Земля и её жители», «Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи – фрукты» и т.д.);

материалы для экспериментирования: природный материал (шишки, ракушки, каштаны, камни), разные виды бумаги.

В уголке сенсомоторного развития  имеются большое количество логико - математических игр: игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации»)

В  музыкальном уголке есть театр: настольный, пальчиковый, би - ба – бо;   музыкальные инструменты;  фонотеки с  записями  детских песен, звуками природы; музыкальные инструменты.

В физкультурном  уголке имеются мячи, кегли, дорожки здоровья, кольцеброс, прыгалки, султанчики, косички.

Игровая зона оснащена уголками (парикмахерская) и атрибутами для сюжетно – ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например,  для девочек имеются утюги, куклы, пупсы; для мальчиков – наборы инструментов, техники.

В раздевалке  группы помещен родительский уголок, уголок именинника, уголок «Мед работника», уголок «Наше творчество»,  уголок «природы»

Стены в групповом помещении выкрашены в  тёплые  цвета, мебель подобрана в той же цветовой гамме (желтый, бежевый, охра). Это создаёт благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой детей, что способствует приятному  отдыху и спокойному сну детей.

Предметно – развивающая среда группы построена в соответствии со следующими принципами:

- принцип информативности (предметно - развивающая  среда   группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала);

- принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

- принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и художественными традиции России);

- принцип стабильности – динамичности (предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года)

- принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в неё различные элементы, а также убирать уже ненужные);

- принцип эмоциональной среды (развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции);

- принцип, сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

- принцип учёта половых различий детей

Предметно - развивающая среда в группе учитывает  все направления  развития ребенка. Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной мной группы  предметно - развивающей среды (со сверстниками и индивидуально).

Развивающая среда группы отвечает  всем  нормам СанПИН и нормам безопасности

2.2.7. Самоанализ педагогической деятельности воспитателя

Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь в учебно-воспитательной деятельности:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- интеллектуальное развитие детей;

- воспитание нравственных качеств человека;

- приобщение детей к общественным ценностям.

В детском саду я работаю с 2000 года в должности воспитателя. С 1994 по 1998 года работала воспитателем ГПД. 28 апреля 1998 года муниципальной аттестационной комиссией мне была присвоена вторая  квалификационная категория по должности воспитатель ГПД.

Мое убеждение, что ребенок- главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.  В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который  должен обязательно реализоваться.

И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий. Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

Раздел III «Результаты педагогической деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио

Презентация портфолио воспитателя...

Электронное портфолио, как форма представления педагога

 Профессиональное развитие пе­дагога дошкольного учреждения — это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.Не секрет, что сов...

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио педагога-психолога ДОУ

Материал для портфолио педагога-психолога ДОУ. В двух частях. В виде таблиц, диаграмм, графиков. Может быть полезен для аналитического отчета....

Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"

используемые технологии, успехи и достижения детей...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...