Экологический проект "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ
проект на тему

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

 

 

 

Актуальность проблемы.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Проблема. У современных детей не развито экологическое мышление, сознание, экологическая культура.

 

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории,  надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

  «Любовь к Родине начинается с любви к природе» - именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.  Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.  В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.

Развивающая предметно-проственная среда включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, холлы с природными объектами, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.

Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительская работа с родителями воспитанников, работниками дошкольного учреждения. Она выполняет познавательную, развивающую функции.

Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на которой дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев.

Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей на территории детского сада.

 

 

Цель проекта: формирование в детях осознанно – правильного  взаимодействия с окружающим миром природы на экологической тропе детского сада.

Задачи проекта:

  • учить детей  вести наблюдения за объектами живой и неживой природы с использованием экологической тропы
  • учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы; учить проводить простейшие опыты с природными объектами, учитывая правила безопасности
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы
  • формировать навыки  безопасного труда на экологической тропе
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку
  • разработать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранительной деятельности на экологической тропе
  •  формировать  основы экологической воспитанности у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей
  • формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой  природы.

 

Длительность:  4 года.

 

Результаты первоначальной диагности

В ходе бесед с детьми подготовительных к школе групп было выяснено, что представления детей о названиях деревьев, кустарников, цветов, находятся на низком уровне, с затруднением дети отличают животных по месту обитания. Дети не имеют представления о  различии насекомых  друг от друга, не знают названия комнатных цветов, не интересуются особенностями жизненного цикла птиц. Особенную тревогу вызывает тот факт, что дети знают как надо бережно  обращаться с животными и растениями, но на практике не применяют свои знания. Дети не обладают знаниями по ориентировке на местности, не понимают, что смена времен года зависит от движения Земли вокруг Солнца.

 

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_prekt.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Актуальность проблемы.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Проблема. У современных детей не развито экологическое мышление, сознание, экологическая культура.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории,  надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

  «Любовь к Родине начинается с любви к природе» - именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.  Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.  В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.

Развивающая предметно-проственная среда включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, холлы с природными объектами, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.

Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительская работа с родителями воспитанников, работниками дошкольного учреждения. Она выполняет познавательную, развивающую функции.

Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на которой дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев.

Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей на территории детского сада.

Цель проекта: формирование в детях осознанно – правильного  взаимодействия с окружающим миром природы на экологической тропе детского сада.

Задачи проекта:

  • учить детей  вести наблюдения за объектами живой и неживой природы с использованием экологической тропы
  • учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы; учить проводить простейшие опыты с природными объектами, учитывая правила безопасности
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы
  • формировать навыки  безопасного труда на экологической тропе
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку
  • разработать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранительной деятельности на экологической тропе
  •  формировать  основы экологической воспитанности у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей
  • формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой  природы.

Длительность:  4 года.

Результаты первоначальной диагности

В ходе бесед с детьми подготовительных к школе групп было выяснено, что представления детей о названиях деревьев, кустарников, цветов, находятся на низком уровне, с затруднением дети отличают животных по месту обитания. Дети не имеют представления о  различии насекомых  друг от друга, не знают названия комнатных цветов, не интересуются особенностями жизненного цикла птиц. Особенную тревогу вызывает тот факт, что дети знают как надо бережно  обращаться с животными и растениями, но на практике не применяют свои знания. Дети не обладают знаниями по ориентировке на местности, не понимают, что смена времен года зависит от движения Земли вокруг Солнца.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Экология в лицах»

Тема проекта: «Экология в лицах». Тип проекта: творческий. Сроки реализации: с 03 по 17 декабря 2007 г. Проблема: Есть ли в нашем городе фотографы, писатели, поэты, воспевающие природу родного к...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Экология в картинках"

·        дать детям представление об экологии как науке;         продолжать учить различать живые и неживые объекты природы;·...

Экологический проект : " Экология души"

Влияние родной природы каждый из нас испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.  Данный проект помож...

Экологический проект «Экология и подрастающее поколение»

МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка» г.Медногорска» Экологический проект«Экология и подрастающее поколение» «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с безграничным богатством,...

Конспект родительского собрания в старшей группе по экологическому воспитанию «Экология и мы»

Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом....

Детско-родительский экологический клуб «Экология и Я»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план....

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...