«Роль ознакомления с малой Родиной в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа) на тему

Статья по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_patriotizmu.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Роль ознакомления с малой Родиной в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Подготовила Назарова И.А.

воспитатель первой категории

 

Город Нижний Новгород

2018г.

«Роль ознакомления с малой Родиной в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Назарова И.А.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

 В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.    

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными   представлениями  о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей,  отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.

Любить Родину – значит знать её, знать,  прежде всего,  свою малую Родину.

Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,  познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковский, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие.

Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и другие),  осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, Е.С.Шукшина и другие), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

 Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем, анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения. В то же время нам представляется  правомерным убеждение педагогов, а также авторов региональных краеведческих программ (Г.Т.Анифанова, Н.В.Бибикова, З.А.Алёшина и др. – Москва) в том, что в социально-нравственном воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

- ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

 - введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностного значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребёнка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И.Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъективности.

- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.

 - осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. То есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охрана природы и т.п.).

 - привлечение к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.). познакомиться с жителями родного города – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца  и т.п.

 - осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

 - создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (Р.М.Чумичёва)

- организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Брянщине должны передаваться детям.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Используемая литература: 

  • Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2..

  • Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.

        

  • Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985.

        

  • Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотичекое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы.» М., 2003.

  • Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.

  • Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

  • Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». М., 2004.

  • Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.

  • Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

20. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002

21. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. М., 1998.

22. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданствен...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

    «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...