Организация народных игр с детьми дошкольного возраста
консультация на тему

Шлыкова Ольга Валерьевна

/мастер - класс для воспитателей/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_vospitateley.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 9 «Сказка»  города  Лесосибирска»

                           

Организация

народных игр с детьми  дошкольного возраста

                         

/мастер - класс для воспитателей/

                                                                  Музыкальный руководитель:  Шлыкова

                                                                                                            Ольга Валерьевна

                                                              /высшая квалификационная категория/

 

Лесосибирск  2016 г.

                                             

      Народные игры имеют   воспитательное и педагогическое значение для дошкольников. Они позволяют решать такие задачи, как

  • совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков;
  •  развитие умений выполнять игровые образы;
  • развитие всех психических процессов;
  • формирование понимания красоты речи;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • формирование физических качеств, здоровья;
  • формирование коммуникативных качеств.
  • приобщение к народной культуре, традициям.

 Игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные /спортивные/ игры;

б) обрядовые /календарные/;

в) по отношению к природе /природные/;

г) трудовые /бытовые/;

д) с ведущим /водящим/;

ж) драматические /с элементами театрализованных действий/.

Народные песенки имеют простой ритм, поэтому их удобно использовать для проведения логоритмических упражнений. Цель упражнений: правильное воспроизведение ритмического рисунка хлопками или шумовыми инструментами. В работе применяются такие известные народные песенки, как «Тень-тень-потетень», «Во саду ли в огороде», «Андрей-воробей» и др.

Сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю взять шумовые инструменты и сыграть вместе со мной русскую народную потешку «Андрей воробей»

/совместное исполнение на шумовых инструментах  русской народной потешки «Андрей воробей»

Текст потешки

Андрей воробей,

Не гоняй голубей.

Гоняй галочек

Из под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок,

Пригодится носок

Клевать колосок.

Народные игры можно проводить как процессе НОД, так и во время организации режимных моментов в группе. По форме проведения народные игры могут быть подвижные /хороводные, парные/ и малоподвижные /пальчиковые/.  Произносить текст потешки надо ритмично,  выполнять движения в соответствии с текстом. Это будет способствовать  развитию  чувства ритма, мелкой и крупной моторики у детей.  Текст можно не произносить, а петь. В этом случае в процессе игры формируются   вокально-певческие навыки.

Уважаемые коллеги, предлагаю разучить несколько подвижных игр, которые могут быть использованы в работе с детьми разных возрастов. Для этого нам нужно встать в круг.

 

Подвижные игры для детей младшего возраста

        Данный вид  игр способствуют развитию навыка движения по кругу, выполнения движений в кругу.

                                                            Зайка

/идут по кругу, приговаривая слова/

Зайка шёл, шёл, шёл,
Морковку нашёл,
Сел, поел и дальше пошёл.
Зайка шёл, шёл, шёл,
Капустку нашёл,
Сел, поел и дальше пошёл.
Зайка шёл, шёл, шёл,
Картошку нашёл,
Сел, поел и дальше пошёл.

                  /а словах «сел» - присаживаются на корточки/

                                                            Пузырь

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел.

Ручкой хлоп-хлоп-хлоп,

Ножкой топ-топ-топ,

А пальчиками чик-чик-чик,
А головкой тик-тик-тик.

Раз сюда, два сюда, 
Повернись вокруг себя.

Пузырь лопнул! Воздух вышел!

Ш-ш-ш-ш.

                                                На реке камыши

На реке –

Камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше,

Остановитесь и повернитесь лицом в центр круга

Круг – помладше, 

Сделайте шаг к центру

Круг – совсем малыши! 

Сомкните круг.

Подвижные игры  для детей среднего возраста

Данный вид  игр способствуют развитию чувства ритма, слухового внимания, чувства ритма.

                                                       Колпачок    

         Ход игры: Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

  Колпачок, колпачок,

  Тоненькие ножки,

  Красные сапожки,

  Мы тебя поили,

  Мы тебя кормили,

  На ноги поставили,

  Танцевать заставили.

/все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг; хлопают в ладоши/

Танцуй,  сколько хочешь,

                      /водящий кружится с закрытыми глазами/

                                                Выбирай, кого захочешь!

/водящий выбирает, не открывая глаз, и меняется  местами/

                                                          Дятел

/дети идут по кругу и поют/

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук.

     Воспитатель произносит ритмослоги и простукивает ритм.

Например:    Та та ти ти та /та-длинный, ти короткий звук/

                        Ти ти ти ти та та.

/дети повторяют за воспитателем ритмический рисунок/

Подвижные игры  для детей старшего и подготовительного возраста

      Данный вид игр способствуют развитию двигательной активности, коммуникативных навыков, чувству ориентации в пространстве

                                                          Золотые ворота

       Ход игры: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки /ворота/  и тех, кто через эти ворота пробегает цепочкой или по одному /гости/.  Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

«ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

                                                      У бабушки Маланьи

                                       Дети идут хороводом, приговаривая:

«У маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

/показывают жестами/

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

/воспроизводят действия, показанные ведущим/

                                                     Жаворонок

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

       Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

Малоподвижные игры при  работе с детьми  дошкольного возраста

     Данные игры способствуют развитию  мелкой  и крупной  моторики, созданию положительного эмоционального фона в группе.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам пройти на места, отдохнуть и разучить несколько  малоподвижных игр, которые можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста.

Данные игры способствуют развитию  мелкой  и крупной  моторики, созданию положительного эмоционального фона в группе.

Дарики - комарики

       Для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки /или куда-нибудь еще/ вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.

Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!

-Закусали нас комарики.

Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!

                                              Сидит белка на тележке

           Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому.

                                                            Локотки

 Ай туки-туки-туки

/стучать кулачками по коленям/

Застучали молотки,

/кулачком по кулачку/

Застучали молотки,

/подставить левую ладонь под правый локоть и правым кулачком ударять по ноге/

Заиграли локотки

/чередуя руки, шлепать ладошками по локтям/

Ток-тук, ток-тук

/стучать кулачком по руке от запястья до плеча/

Молоток хороший друг!

/чередуя руки хлопать себя по плечам/

     

Уважаемые коллеги, благодарю всех за внимание и желаю хорошего настроения!

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...