Мастер-класс
материал на тему

Головина Ирина Ивановна

Мастер - класс «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_golovina_i.i.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62»

Городской конкурс молодых педагогов

муниципальных образовательных учреждений

«Педагогический дебют – 2019»
Мастер-класс

«У меня это хорошо получается»

Разработал:  воспитатель

Головина Ирина Ивановна

Бийск,2018

Цель: систематизировать экологические знания педагогов, по средствам технологии экологические сказки.

 Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке. 

- Развивать  творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии, 

Ход мастер класса:

Слайд №1

Релаксационная минутка.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
Друзья, давайте улыбнёмся!
В мир детства с вами окунёмся.
И здесь осенним теплым днём

Свой опыт повышать начнём.

 Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Прошу обратить ваше внимание на экран.

На экране Слайды:(2-3-4-5-6)

- что общего между этими картинками (экология)

- что общего между этими картинками (сказка)

- как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)

-Чему учат экологические сказки? (слайд 7)

 Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Я в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. 

   А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что?   Сказка ненавязчиво воспитывает ребенка, увлекает в мир фантазий и воображения.  Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в  экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность.

     На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

      Существуют различные методы и приемы работы со сказкой:
 (Слайд 8 )

  • Чтение сказок.
  • Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
  • Театрализация сказок.
  • Исправление ошибок в сказках.

3. Игра в группах.

Мне понадобятся 2 группы по 2 человека.

1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.

       Дополнить сказку «Лисенок и Медвежонок» 

Эта история произошла в одном лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Лисенок и Медвежонок решили устроить пикник.  Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко.

Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Лисенок и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке…

2 группа найдет ошибки в сказке.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

         Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

         Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.»

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Слайд №9  Игра с залом.

А пока наши участники готовятся, я хочу немного поиграть с залом.  После прочтения сказки вы на время можете  стать  Волшебниками:  

Экологическая сказка «Королева Вода».

  Высоко в небе есть прекрасный замок, но он так далеко, что его никто не видел. Живет в этом замке Королева Вода. В ее замке ледяной, прозрачный пол, сквозь который она смотрит на Землю.

  У Королевы много маленьких помощниц – капелек, их Королева посылает на землю помогать людям. Одни капельки возвращаются обратно к своей хозяйке, другие остаются жить на земле, их домом становятся реки, моря, ручьи, озера.

  Королева Вода наблюдает за людьми и видит, как они ждут ее помощниц, ведь без воды нельзя ни умыться, ни поесть, ни попить. Люди всегда любили воду и берегли ее. Королева тоже любила людей и посылала вовремя своих помощниц на Землю к людям.

  Так прошло много лет…

  Люди придумали машины, заводы, фабрики. Из-за дыма и копоти Королева Вода уже не могла наблюдать за Землей. Но она верила людям, верила, что они также радуются дождю и берегут каждую капельку воды.

  Однажды Королева заметила, что капельки возвращаются с Земли грустные. Тогда она решила сама посмотреть, что происходит на земле. Королева превратилась в тучку и полетела на Землю. Увидев, что там происходит, Королева воскликнула: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетела в свой замок, забрав с собой всех помощниц.

  Люди сначала ничего не поняли. Они пошли на речки и озера, но там было пусто: лишь один мусор на дне. Очень тяжело пришлось людям: они часто поднимали руки к небу и ждали дождя.

  Дым постепенно рассеялся, и Королева снова увидела Землю и людей. Они просили у нее воды. И Королева сжалилась, послала капелек на Землю. Увидев воду, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали воду. Люди очистили водоемы. Все стало как прежде. Только теперь уже никто не мог бросить мусор в реку или оставить не закрытым кран. Люди опять стали беречь воду. А Королева Вода снова могла любоваться прекрасной зеленой планетой Земля

Затем предлагается  участникам взять Капельку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Капельку, говорит«Если бы я был Капелькой, я бы попросил у людей…»

5. Первая группа зачитывает сказку залу.

Вторая зачитывает свою сказку и найденные ошибки.

6. Упражнение с залом «Чему я научилась» (рефлексия)

Задание: договорить неоконченные предложения

- Я узнала, что….

- Мне понравилось…

- самым важным для меня было….

- что буду использовать в своей работе …

7.

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Творческих успехов Вам!!!

Слайд №10

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Чарлза Панати «Окружающая среда — это мы с вами…»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...