Выступление на педагогической конференции
статья на тему

Романова Ирина Владимировна

          В детском саду я работаю в художественно - эстетическом направлении. Это направление я выбрала не случайно. С детства я увлекалась рисованием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii_2016.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!  

Поздравляю Вас с началом нового учебного года.

          В детском саду я работаю в художественно - эстетическом направлении. Это направление я выбрала не случайно. С детства я увлекалась рисованием. Окончила Ибресинскую школу искусств художественное отделение.  Дальнейшее обучение проходила в Чувашском  Государственном Педагогическом Университете  по специальности «Изобразительное искусство и черчение»  

          Затем судьба привела меня в детский сад «Рябинка».  С выбором направления работы с детьми, я не сомневалась, конечно же выбрала – художественно - эстетическое. Сейчас свои  умения и навыки я передаю свои воспитанникам.

          Опыт работы с детьми в детском саду небольшой. Вначале я столкнулась с такой проблемой как, нежелание детей рисовать. Старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, они бояться рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получиться. Отсюда и паника. А ведь главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, заставить поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.  С этими мыслями начала изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И я нашла то, что нужно. Моей палочкой – выручалочкой стали: журнал « Дошкольное воспитание», книги Г.Н. Давыдова « Нетрадиционная техника рисования», И.А. Лыковой «Цветные ладошки».  Ознакомившись с этими материалами, попробовала сама нарисовать теми способами, которые, описываются в них. Настолько это интересно и увлекательно. Я решила попробовать эту методику на своих занятиях. Мои «трусишки» были удивлены. Первый вопрос их был:  - А что мы будем делать?  Мой ответ: - «Рисовать» - поверг их в удивление. Ведь на столе не было карандашей. Долго думали, чем рисовать. А когда узнали, что пальчиками, удивились ещё больше. И единственный страх, который был у детей,  исчез  после первого же занятия. Дети с удовольствием макали пальцы в краски. В результате у всех получились красочные рисунки.

           Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

         Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

     В своем направлении обобщаю опыт работы  с педагогами, что позволяет обмениваться опытом среди коллег и повысить компетентность в этом направлении. В 2013 году участвовала в районном педагогическом конкурсе «Воспитатель года» , где показала открытое занятие  во 2 младшей группе  «Рыбка в аквариуме» (рисование ладошкой). В 2014 году в своём детском саду показала открытое занятие на РМО в 1 младшей группе «Птички»  (Оттиск картофелем) и развлечение «В стране мыльных пузырей».

 Усвоению  художественных навыков и умений детей мне так же помогает кружок «Цветные ладошки» , который провожу с детьми, начиная с младшего возраста , так и весь дошкольный период. Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и в свободное от занятий время. Провожу с детьми экскурсии в этнографический музей нашего посёлка, библиотеку, целевые прогулки по посёлку, на пруд, в парк, что развивает у детей наблюдательность, цветовосприятие и художественный вкус.

 В ходе работы с детьми, использую различные нетрадиционные техники рисования, такие как, рисование ладошкой, пальчиком,  ватной палочкой, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиски (пробкой, ластиком, поролоном, пенопластом, смятой бумагой,  картофелем), надбрызг, кляксографию (обычную, с трубочкой), рисование солью,  крупой и другие технологии нетрадиционного рисования. Например, пальчиковая живопись у детей вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребёнок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и  если находит сходство с чем – либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, деревья и кусты. Особенно удачным и целесообразным является использование монотипии при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона.

Взаимодействие с родителями воспитанников помогает совершенствовать изобразительные навыки, умения, формировать художественно – творческие способности детей. Познакомила родителей  с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования, при проведении родительского собрания «Значение рисования для развития детей с нетрадиционными техниками»,  провела  практикум по освоению нетрадиционных методов рисования, где родители воспитанников сами попробовали себя в роли маленьких художников. Также провожу анкетирование и консультации с родителями «Любит ли ваш ребёнок заниматься рисованием?», «Мой ребенок – талант»,  «Маленький художник»  и другие. Освещаю свою деятельность с детьми на сайте детского сада.  Разместила статьи: «Развитие творческих способностей детей»,  «Герб нашей семьи»,  «Ёлочка красавица»,  «Лепка снеговика», «Рисование на снегу»,  «Новогодняя сказка», «Ледяные шарики», и на личном сайте  в Социальной сети работников образования NSPORTAL.RU, где родители знакомятся с деятельностью своих детей. Некоторые родители  воспитанников проявляют интерес  к этому направлению  деятельности, поддерживают ,  интересуются технологиями и применяют это дома с детьми. Родители проявили свои способности в совместных выставках: «Осенняя фантазия», «Герб нашей семьи», «Новогодние фантазии», «Игрушка своими руками», «Создадим красоту вокруг нас»

Результатом своей работы в данном направлении, я считаю не только процесс  развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем  совершенствовать их потенциальные возможности.

  Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело  обращаться со своим миром. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Мониторинг образовательного процесса показывает положительную динамику овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательной области  «Художественное творчество»

 Положительным результатом в своей работе, также считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. Например в 2015 – 2016 учебном году мы с детьми участвовали во Всероссийском  конкурсе  детского творчества «Осенний вернисаж» и получили Дипломы в номинации «Декоративно-прикладное творчество» - I место, I I место, III место; Всероссийском  творческом конкурсе  «Детский сад – мой дом родной» получили Дипломы победителей; во Всероссийском  конкурсе  детского творчества «Новогодняя сказка»  получили Диплом победителя  за II место;  в Муниципальном  этапе республиканского конкурса «Наши верные друзья» получили Диплом – I место, I I место и свидетельства участников.

       В  дальнейшем я планирую продолжать работу по развитию творческого воображения у детей.  Ведь все дети способны, поэтому детей следует учить, в первую очередь, исследовать, размышлять и манипулировать идеями. А для этого необходимо сделать обучение привлекательным, легким, доступным, интересным, раскрыть способности каждого, развить у детей желание учиться, помочь ощутить радость открытия.  Экспериментирование в изобразительной деятельности для детей не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Хочу, чтобы всем было интересно. Интерес – это ключ к знаниям и его надо постоянно поддерживать в детях. Для этого ищу новые формы, приёмы, методы, способы реализации своих творческих задумок. Думаю, что это поможет им при обучении в школе, и каждый ребёнок имеет возможность выразить их в определённом виде деятельности, кто-то в рисовании, кто-то в сочинительстве, в театральной деятельности и конструировании. Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...

Выступление на педагогической конференции

Затрагивает главную проблему - развитие речи детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогической конференции "Санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольном образовании"

Выступление на педагогической конференции "Санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольном образовании"...

"Организация математического досуга как условие ФЭМП у старших дошкольников" Выступление на педагогической конференции.

Предлагаю вашему вниманию моё выступление на педагогической конференции. В нём  я  и моя коллега - инструктор по физической культуре раскрываем алгоритм проведения математического развлечени...

Конкурс. Выступление на педагогической конференции 2022г. "Возможности логопедической работы с одаренными детьми"

Данный материал будет интересен педагогам и логопедам детских садов по работе с одаренными детьми.Целью данного материала является: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья...