МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» .
материал (старшая группа)

«Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад№2 «Светлячок»

р. п. Базарный  Карабулак  Саратовской области» воспитатель

   «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» .

                                                   ВОСПИТАТЕЛЬ: Сычева Людмила Александровна

2017г

В  представлении великого  чешского педагога  Я.А.Коменского природа – это единство макро- и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать   природу, жить  и действовать по законам, которые справедливы для   всего живого. В.А.Сухомлинский  подчеркивал, что «ребенок по своей  природе – пытливый исследователь ,открыватель мира».Следовательно, совершенствовать воспитание личности  ребенка необходимо  через обогащение его опыта полными, верными  и яркими  образами природы.

Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания  в значительной степени зависит от уровня сенсорного  развития детей ,т.е.от того, насколько  совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым  источником  разнообразных  ощущений  является природа. Роль воспитателя заключается в том, чтобы  поддержать, сохранить первые, наиболее яркие  детские впечатления и, опираясь на них ,научить  своих  воспитанников видеть  красоту  и  разнообразие природы. Исследуя почки,  листья, цветки, кору  деревьев, стебли травянистых  растений, плоды, дети  описывают  их  с точки  зрения  чувственного  опыта  (сенсорики):цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого нужно все  понюхать ,потрогать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует  развитию логического мышления. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, является овладение мыслительными операциями и способами действий. Дети старшего дошкольного возраста уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой эти знания приобретались.

Знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А. Парамонова). Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно – исследовательской (поисковой) деятельности. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации  получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида познавательно – исследовательской (поисковой) деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит из ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.  

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает. Однако этот вид экспериментирования, как отмечает Л.А. Парамонова, у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном уровне.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

Активность дошкольников нельзя оценивать только уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления. Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Опыт работы с дошкольниками показывает, если ребёнок 6 – 7 лет понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении. Он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания. Получается, как раз за пониманием идёт «вспышка активности». Это, в свою, очередь, вызывает у ребенка положительные эмоции

Таким образом, условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность. Первостепенное значение приобретает факт успешного завершения поисковых действий. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей .

Хорошо известно, что развитие творческого мышления обеспечивается не воспроизведением ребенком известных образцов действий, а формированием у него способности комбинировать перегруппировать, рассматривать что-то с разных точек зрения, прибегать к ассоциациям. Чем богаче ассоциации, тем свободнее чувствует себя ребёнок, исполняя практические задания, и тем выше его познавательная активность. Безусловно, использование готовых образцов (правил, принципов, алгоритмов) облегчает взрослому руководство процессом усвоения ребёнком знаний, создаёт благоприятные условия для контроля, коррекции и оценки его деятельности. Но не стоит забывать, что такая стратегия, целесообразна, относительна некоторых детей, а, в общем, она снижает самостоятельною и познавательную активность старших дошкольников, приучает их быть послушными исполнителями чьих-то условий, поэтому не может быть приоритетной.

Оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях воспитанник может сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет. Поскольку такая ситуация для детей, неуверенных в себе, необычная или даже нежелательная, тревожная, необходимо подбодрить ребёнка, высказать уверенность в его возможностях, поддержать его старания, подчеркнуть, что он может выбрать самый удобный, самый интересный для себя способ. Сделать ему это нелегко, потому что придется освободиться от привычки заглядывать к соседу, ждать указаний взрослого, от страха перед ошибкой. Поэтому столь важны   в дошкольном, младшем  школьном возрасте наблюдения за живой  и неживой природой, а  также посильная практическая исследовательская деятельность.

Наблюдения, проведение опытов, практические работы  по определению  и описанию объектов природы, по изучению   представителей  растительного и животного мира, взаимосвязи   живой  и неживой природы, работа детей  на учебно - опытном участке  способствует  усвоению  знаний  о природе , формированию понятий ,выработке умений  сравнивать, анализировать, обобщать, находить  целое   и его  часть, описывать предметы. В процессе  исследовательской деятельности  дети  научатся  слушать  воспитателя  и  сверстников, логично  отвечать на поставленные вопросы ,доказывать  мысль, у них постепенно возникает  интерес   к знаниям  и эмоциональная  отзывчивость  на красоту  природы.

- Список использованной литературы:

1. Харитонова, Л.Н. Исследовательская деятельность дошкольников Текст / Л.Н. Харитонова // Дошкольное воспитание.- 2001.- №7.- [С. 33-34].    

2.Валова, Л.Б. Исследовательская деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие      Текст / Л.Б.Валова.- Бийск: БПГА им. В.М.Шукшина, 2008.-[ С.6-9].

3. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников  Текст /Н.А.Короткова // Ребёнок в детском саду.- 2003.-№3.- [С.4].

4. Куликовская, И.Э.,Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный  возраст: Учебное пособие Текст /И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.- М.:Педагогическое общество России, -2003.- [56 с].

5Савинова, И.А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования   Текст /И.А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008.- №12.- [С.112-118].

6. Поддьяков А. Исследовательская активность ребенка [Текст] / А. Поддьяков // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей  развитию познавательно  - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»«Для ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Методическая разработка "Использование сюжетов Г.Цыферова для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для  организации познавательно -исследовательской деятельности детей всех возрастных групп. Благодаря сюжетам Г.Цыферова экспериментирование приобретает творческий ха...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогу дошкольного образования необходимо уметь открывать перед ребенком в окружающем мире всегда что-то новое, чтобы жизнь его заиграла перед ним всеми красками радуги. Надо оставлять всегда что-то...