"От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней"
материал на тему

Хакимова Наталья Николаевна

"От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emd_suhomlinskiy.docx581.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбургской области

Тема: «От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней»

Подготовила: Н.Н. Хакимова-

воспитатель МБДОУ № 5 «Степнячок»

п. Акбулак, 2018г

Тема: «От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней»

Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

               Сухомлинский В.А.

    (слайд 3) Неспокойное время, в котором мы живем – время, где нужно найти особый подход к каждому ребенку, а также время где, детям проще общаться через интернет и время, в котором дети зачастую страдают от переизбытка доступной информации. Что же происходит с современным ребенком?

    Можно отметить, что снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.

     Отмечается сужение уровня сюжетно – ролевой игры дошкольников, это приводит к недоразвитию мотивационно – потребностной сферы и воли ребенка.

     Четко фиксируется снижение уровня детской любознательности и воображения.

     Наблюдается недостаточная социальная компетентность  у детей, а именно, беспомощность в отношениях со сверстниками и неспособность решать простейшие конфликты конструктивно.

    Для современного ребенка характерны следующие ценности: настойчивость, решительность, презентабельная внешность, НО при этом эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать в иерархии ценностей ребенка занимают последнее место.

     В самом детстве изменились отношения между детьми: рост агрессии, цинизма, грубости и жестокости, Но в это, же время современный ребенок переживает неуверенность, страх, одиночество и духовную опустошенность.

А что же современные родители? Разве они не отвечают за воспитание своих детей?

    Современные родители зачастую придерживаются новых, модных взглядов на воспитание детей, иногда, даже не зная, что есть великая Советско-российская педагогическая школа, которая дала нам таких великих педагогов как Сухомлинский В. А. и Макаренко А.С. и многих других.

     В содержательных и эмоционально – насыщенных произведениях Сухомлинского В. А. поднимаются и решаются важнейшие вопросы обучения и воспитания учащихся так, чтобы они стали нравственными, сознательными, ответственными, активными и патриотичными гражданами своей страны. Разве не это сейчас требуется по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения?  Разве не в этом проблема современного детства?

     Именно в этом и заключается актуальность многоаспектного научно – педагогического наследия Сухомлинского Василия Александровича в современном обществе.

(слайд 4)     В развитие идей Сухомлинского В. А. внесли вклад такие ученые и педагоги как Рындак Валентина Григорьевна, Челпаченко Татьяна Викторовна и другие.

    Челпаченко Т.В. обосновывает актуальность дидактической системы Сухомлинского в связи с внедрением ФГОС второго поколения. Татьяна Викторовна доказывает тем самым, что идеи Василия Александровича до сих пор не потеряли своей актуальности, а раскрываются на современном этапе с другой стороны.

     Что же особенного было в идеях великого педагога и стоит ли от них отказываться?

     Идеи Сухомлинскго В.А. основывались на любви, уважении, свободе личности и нравственности.

     В его системе обучения главным было не только умственное воспитание учеников, но и нравственное, трудовое воспитание, а также эстетическое.

     Формирование мировоззрения – сердцевина умственного воспитания.

Для формирования мировоззрения очень важно, чтобы мыслительные операции находили отражение в практической деятельности ученика.(воспитанника) Таким образом, можно сказать, что умственное воспитание невозможно без нравственного, эстетического и трудового воспитания.

     Говоря о нравственном воспитании можно сказать, что Сухомлинский В.А. уделял ему особое внимание. Он считал, что основой нравственного воспитания должны быть: гражданские взгляды, убеждения, чувства, поведение, поступки, единство слова и дела.

    В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональном воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью.

     Большую роль в нравственном воспитании играет формирование тончайших моральных чувств – человеческого долга, чуткости и отзывчивости. Азбука воспитания человечности в том, чтобы ребенок, отдавая тепло своей души другим людям, находил в этом личную радость.

     Главное же в этой самой тонкой сфере воспитательной работы, как показывает опыт, - переживание ребенком горя, забот, страданий другого человека, личное участие в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии.

 При этом начинать прививать основы нравственности нужно с самого раннего возраста, особенно путем сказок, т.к. именно маленькие дети очень чутко реагируют на горе других людей. 

    (слайд 5) Василий Александрович, зная о важности нравственного воспитания, посвятил этому вопросу много сказок, притч и новелл.

 http://accessories.mypartnershop.ru/img/1015055489.jpghttps://wcbook.ru/data/book/60/607753.jpghttps://img.labirint.ru/images/comments_pic/1720/0_4fba382bbb4f4aa75290eb59f3d9bb3c_1495299887.jpg

     Делая вывод, нужно отметить, что действительно в современном обществе происходят существенные изменения между отношениями «ребенок – ребенок» и «родитель – ребенок». Большинство родителей меньше уделяют времени своим детям, т.к. заняты на работе и решают личные проблемы. А дети и не требуют этого внимания, лишь бы был компьютер, планшет и другая техника. Отношения между детьми тоже изменились. Общение между детьми стало элементарным, а дети не умеют решать даже простейшие конфликты.

     (слайд 6) В современном обществе стало модным использовать современные зарубежные книги по педагогике. Но за рубежом происходит процесс отказа от традиционных ценностей, затрагивающие все сферы общества, даже семью.

     Если мы хотим все–таки сохранить истинные, традиционные ценности, то воспитывать, нужно, ориентируясь на традиционные книги по педагогике, а их у нас великое множество, как много и великих педагогов, чьи взгляды и принципы остаются актуальными, и по сей день. Это не значит, что не нужно читать зарубежных педагогов. Нужно, но при этом, отдавая себе отчет, каким вырастет ребенок, воспитанный на этих книгах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Размышления о качествах личности педагога в гуманной педагогике....

Идеи гуманной педагогики через искусство декупаж

Данный материал несет гуманистическую направленность. Статья посвящена искусству декупаж....

Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".

Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения  является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...

Гуманная педагогика. Амонашвили Ш.А. Три страсти в жизни ребенка.

                                                    ...

Гуманная педагогика - грани будущего

Когда мы, взрослые, опираемся на «природные движущие силы» ребёнка, общение и познание происходит интересно и очень продуктивно....