Гуманная педагогика - грани будущего
статья на тему

Никитина Елена Николаевна

Когда мы, взрослые, опираемся на «природные движущие силы» ребёнка, общение и познание происходит интересно и очень продуктивно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumannaya_pedagogika_grani_budushchego.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманная педагогика  – грани будущего

Е.Н.Никитина, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» городского округа город Воронеж

В марте 2017 года мне выпал случай лично познакомиться с известным педагогом, почетным президентом Международного центра Гуманной Педагогики, академиком РАО Ш.А.Амонашвили и его последователем П.Ш.Амонашвили,  в деталях познакомиться с концепцией гуманной педагогики. Конечно, я слышала о ней и читала ранее. Но то, что сегодня представлена такая простая, по сути, и уникальная по содержанию методика, потрясло меня и как маму, и как педагога.

К нам приходят дети, в чьи руках находится будущее – и  их будущее, и наше будущее, и будущее следующих поколений. И то, каким мы воспитаем ребёнка, каждого ребёнка, таким и будет это будущее. Как поможем мы, взрослые, этому крохе раскрыть своё предназначение, поддержим его устремления? Ведь от того, какие взрослые находятся рядом с ребёнком, зависит то, каким он станет человеком. И эти взрослые все мы: и семья, и детский сад и дальнейшее окружение, в котором оказывается ребёнок.

Вот и пришли к нам в сентябре 37 особенных, замечательных, самых лучших детей, новое поколение, двигатели цивилизации. И как считает Шалва Александрович «мудрый взрослый» в лице каждого из воспитателей группы должен создать такую атмосферу и обстановку в детском коллективе, в которой каждый ребёнок ощущает себя нужным. Это нелегко, но находить способы общения просто необходимо.  И начинается общение с восхищения: «Доброе утро! Ой, какой ты большой, ты уже пришёл в детский сад...» Да, конечно, так и есть. А всем детям непременно хочется быть взрослее. Используя этот факт можно решать множество педагогических задач. Подчеркивая «взрослость» в поступках, акцентируя внимание на событиях, которые характеризуют стремление ребёнка к изменениям своих качеств личности, дают малышу почувствовать самосовершенствование. Это невероятно важно.

Вот ситуация, подтверждающая это. Вторая половина дня пребывания детей в группе. Дети заняты в игровых центрах. Постепенно детей начинают забирать домой. Часть игрушек остаётся разложенной на ковре. Соня обращается с просьбой организовать игру с использованием железной дороги. «Сонечка, ты уже большая, давай вместе подумаем над этим.  Посмотри вокруг и  скажи, пожалуйста, сможем сейчас организовать игру с железной дорогой?» Я не согласилась с предложением и не отказала ребёнку, поставила эту задачу перед ней самой, как перед взрослым. При этом выразила интонацией и отношением  доверие и большую надежду на то, что она отыщет решение в ситуации. Поиск решения не заставил себя долго ждать. «Ой, здесь вот кубики на ковре и карандашик упал.. Надо всё сложить!» - сказала Соня и с большим энтузиазмом принимается расставлять «заблудившиеся» игрушки. Она решила это сама, отсюда и стремление быстро и хорошо выполнить задачу. Затем с восторгом и гордостью за проделанный труд  сообщает: «Смотрите как красиво. Теперь есть место для игры в железную дорогу!» Девочка «вся просто светилась, было видно, что она  испытывает невероятную гордость за свою рассудительность, за успешное решение намеченного самой же действия. «Она ведь уже большая!» Я похвалила ребёнка, подчеркнув ещё раз её взрослость, и мы приступили к строительству железной магистрали.  Усваивая постепенно   закономерности совместного пребывания в условиях детского сада, дети начинают друг другу подсказывать и, что очень важно, ПОМОГАТЬ проживать складывающиеся ситуации. Ребёнок чувствует себя более взрослым, если умеет не только одеть сам, но и самостоятельно проявить заботу о ребёнке, одевающемся рядом. И это признак принятия самостоятельного решения, и успешной социализации ребёнка – все те качества, которые пригодятся ему в школе и взрослой жизни. И от нас, от взрослых надо не так уж и много – увидеть, восхититься, полюбить, поверить.

 Дошкольное детство – уникальный период жизни ребёнка, полный поиска и открытий. И здесь важно не играть с ними в таких «всезнаек», а опять же верить в возможности каждого ребёнка, давать их способностям раскрываться. Взрослый призван лишь приоткрыть дверь в мир неизведанного, сопровождать его на этом пути. Ребёнок, получающий на всё ответы, теряет тягу к самостоятельному познанию. У него не складывается системы действий при столкновении с неизвестным. И здесь современный воспитатель старается так выстроить пространственно-развивающую среду так, чтобы ребёнок в ней мог реализовать стремление к развитию. Взрослый предоставляет возможность преодоления затруднений в процессе познания.

Вот как было у нас. Прогулка на участке в весенний период, около беседки дети обнаружили распустившиеся цветы. Возник вопрос о том, что это за цветы, как они называются. Больше всех остальных это заинтересовало девочку, не идеально владеющую речью. «Давай спросим у кого-нибудь, что это за цветы, как они называются?» - говорю я, хотя прекрасно знаю ответ на вопрос и не перепутала их с другими. У девочки возникло такое невероятно желание узнать про увиденное чудо, что она не переставала спрашивать о цветах у детей. Её пришлось стараться проговаривать так, чтобы её поняли. Она это делала с таким серьёзным видом, по всему было видно, как это важно. Дети с очень серьёзным видом подходили к цветам, рассматривали, задумывались и с важным видом отвечали: «Я не знаю!» Одна девочка говорит: «Я знаю!» Все участники исследования обрадовано посмотрели, а девочка добавила: «Это ромашка!»  Тут вступаю я и предлагаю вспомнить, как выглядит ромашка. Призываю вспомнить сказку М.Пляцковского «Ромашки в январе», которую мы читали зимой. Вернулись в группу после прогулки, достали книгу, рассмотрели иллюстрацию к сказке. «Нет, у нас на участке выросли не ромашки, не похожи. У ромашки жёлтая серединка и длинные белые лепестки» - говорят дети. Для детей остаётся актуальным выяснить, что же за цветы появились на участке. Они предполагают, что надо спросить у взрослых, может кто-то из них знает. Дети подходят с этим вопросом к помощнику воспитателя, начинают рассказывать и описывать увиденные на участке цветы. Спрашивают у неё, не знает ли она их название. Я делаю знак, чтобы не раскрывали тайну исследования сразу, чтобы накал познания не давал ребёнку покоя. Не удалось узнать. Тут зашла в группу психолог. Дети обрадовали, стали рассказывать, как они гуляли, что видели на участке цветы и очень хотят узнать, как они называются. Психолог поддерживает мою интригу и тоже не раскрывает секрета названия чудесных цветов. С таким настроем дети уходят домой. Причём никакого задания про цветы не озвучиваю, а просто терпеливо жду следующего утра. Вместо привычного: «Доброе утро!» - слышу от детей – «Это одуванчик!» А вместе с этим слышу рассказы родителей, как дети продолжали поиск ответа на вопрос, который не давал им покоя, как вместе они искали картинки, читали рассказы. Теперь мы можем понаблюдать, где ещё растут эти цветы, что с ними происходит дальше, открыть много интересного про самый чудесный цветок. Это получается настоящий поиск. И ребёнок теперь знает не только, как называются эти чудесные цветы, а ещё получил бесценный опыт поиска и радость открытия.

Когда мы, взрослые, опираемся на «природные движущие силы» ребёнка, общение и познание происходит интересно и очень продуктивно. Будем мудрыми взрослыми для своих детей. «Какие бы силы не таились в ребёнке,- говорит Ш.А.Амонашвили - сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека. Совершить чудо: сделать, воспитать, создать из него человека – серьёзная задача для мудрых, любящих взрослых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Размышления о качествах личности педагога в гуманной педагогике....

Идеи гуманной педагогики через искусство декупаж

Данный материал несет гуманистическую направленность. Статья посвящена искусству декупаж....

Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".

Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения  является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...

Гуманная педагогика. Амонашвили Ш.А. Три страсти в жизни ребенка.

                                                    ...

"От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней"

quot;От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней"...


 

Комментарии

Назаренко Жанна Ивановна

Опираемся на природные силы организма ребёнка и следуем за ним.

Назаренко Жанна Ивановна

Следуем за ребёнком.