РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
консультация на тему

Лаврентьева Олеся Николаевна

Системность профессионального развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка- детский сад «Фантазия»

Отчет по самообразованию

За 2014 – 2016 учебный год

(01.11.2014 – 31.05.2016)

Тема:«Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа»

                       Подготовил:

музыкальный руководитель

Лаврентьева О.Н.

г. Пыть-Ях, 2014г.

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа

Музыкальные руководители, как и многие педагоги на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Их волновали вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры, ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Игра способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Современные дети, безусловно, отличаются от детей, предыдущих поколений. Информационное пространство, в котором они находятся, значительно расширяет их кругозор, развивает познавательный интерес, но, зачастую, не может в полном объеме удовлетворить  духовные потребности и раскрыть индивидуальность ребенка.

Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества.

Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

Такой «педагогикой» и стало для меня «элементарное музицирование» -  система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Развитие музыкальных способностей в условиях обновления дошкольного образования актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение, потому что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к различным условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Актуальность  также объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников, необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребенка. С точки зрения федеральных  государственных требований актуальность  заключается и в том, что в основе элементарного музицирования лежит игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность. Развитию творческой личности дошкольника способствует орфовская педагогика.  Музицирование в системе К. Орфа понимается как взаимосвязь музыки, движения и речи. Она дает возможность развивать творческий потенциал и личность ребенка в целом, так как способствует развитию речи ребенка, создает условия для звукотворчества, развития звуковой фантазии. В процессе поэтического   музицирования у детей развивается и музыкальная память. Дети приобретают навык ориентировки в пространстве, играя в координационно–подвижные игры. Технология элементарного   музицирования развивает творческое воображение, способность неординарно мыслить, формирует самостоятельность в решении поставленных задач, инициативность.

Цель:

  • Раскрыть в ребёнке творческое начало, которое ему дала природа;
  • определение  основных  направлений  и  педагогических  задач по эстетическому  развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического  использования воспитателями,  музыкальными руководителями и родителями.

Задачи: 

  • Активизация творческого начала каждого ребенка;
  • обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;
  • развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом;
  • формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе элементарного музицирования;
  • создание условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения элементарному музицированию.

Итоги работы за отчетный период:

Этапы работы

Содержание работы

 (основные вопросы и литература)

Сроки

Формы представления результатов

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме.

Дать общую характеристику содержания понятия «Обучение игре на музыкальных инструментах как наиболее эффективный путь в развитии музыкальных способностей».

Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования навыков игры на простых музыкальных инструментах у дошкольников. Разработать  картотеку игр, изготовить и преобрести музыкальные инструменты    для формирования инструментальных способностей детей.

Литература для изучения по выбранной мною теме:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.

3. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г

4. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

5. Тютюнникова Т. Элементарноемузицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.

6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.

2014

Подбор материала о значение детского музицирования.

«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,апрежде всего воспитание человека».В.А. Сухомлинский.

2014

Изучение материала и Подготовка конспекта и   для воспитателей.

Подобрать музыкальные игры с использованием музыкальных шумовых инструментов для развития ритмического слуха дошкольников

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.

2015

Внедрение в педагогическую практику

Подобрать материал для мастер класса для воспитателей

Мастер-класс для воспитателей. «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»

2016

Показ мастер класса  по выбранной мною теме

Продолжать исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования навыков игры на простых музыкальных инструментах у дошкольников.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты) Речевые игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

«Видеть музыку и танцевать стихи. Творческоемузицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.

2016

Распространение опыта.

2016 год

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например  выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к ф способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений0 позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта  слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона  исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропеваниепопевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориенти-

роваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется модели -рование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание распо-

ложения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индиви-дуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до1 – соль2, слева – четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до3. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м – подбирают попевки, на т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию.

Список литературы

Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ref.com.ua/

 
http://www.km.ru/referats/D70B260D740343AC889A59CE789A90BA



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка- детский сад «Фантазия»

Отчет об использовании новых педагогических технологий в работе.

         Подготовил:

музыкальный руководитель

        Лаврентьева О.Н.

г. Пыть-Ях, 2017г.

Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Достижение этой цели возможно путем использования не только стандартных методов музыкального воспитания дошкольников, но и современных, инновационных образовательных технологий.

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Наряду с общепринятыми методами физкультурно-оздоровительной работы большое значение приобрело музыкально-валеологическое воспитание.

Музыкально – валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыкально – валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:

• В образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально – валеологические занятия; музыкально – физкультурные досуги и развлечения);

• В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары – практикумы);

• В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные тематические праздники и досуги).

Целью музыкально –валеологической работы в дошкольном образовательном учреждении является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный; духовно –нравственный; личностный; интеллектуальный; коммуникативный; физический.

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. В своей практике я использую систему дыхательной гимнастики, разработанной А. Н. Стрельниковой. Принцип её методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох через рот. На начальном этапе работы рекомендуется использовать такие упражнения, как «Погончики», «Насос», «Ладошки», «Кошечка».

Артикуляционная гимнастика

На музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

• Формировать артикуляцию различных звуков;

• Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ;

• Увеличить объем слуховой памяти и внимания;

• Развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

• Совершенствовать дикцию;

• Развивать чувство ритма;

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенком) и активная (ребенок самостоятельно выполняет движения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Игровой массаж

Цель игрового массажа – научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Сказкотерапия

Задачи: повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Игровые технологии

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Задачи:

• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме – посредством музыкально-дидактических пособий и игр.

• Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.

• Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Результаты использования игровых технологий в работе:

• Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

• Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

• В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки.

• Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Технология «Синтез искусств»

Цель применения технологии – сформировать духовно-нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Основные задачи:

• Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.

• Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.

• Развитие воображения и ассоциативного мышления.

• Формирование эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры.

• Развитие речи, обогащение активного словаря.

• Обогащение положительного эмоционального опыта.

• Развитие духовных качеств личности.

• Обеспечение обогащенного интеллектуально-творческого развития детей.

• Создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.

Синтез искусств

Музыка Театр Изобразительное искусство Литература

Предполагаемые итоги реализации технологии:

• Дети узнают жанры искусства. Имеют навыки восприятия произведений различных видов искусства.

• Дети умеют сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии. Выражают собственное мнение о предмете. Отвечать на вопрос: «Почему нравится?».

• Умеют сравнивать противоположности, называть признаки. Умеют передавать свои чувства в разных вариантах при помощи средств разных видов искусства.

• Умеют выбирать из большего количества музыкальных отрывков программной музыки, различной по характеру, образы и показывать их в пантомиме или танце, могут передать образ в рисунке.



Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

ФИО педагога        Лаврентьева Олеся Николаевна  

       

Период с 01.09.2018г.  – 31.05.2020 гг.

Тема самообразования

Цель самообразования

Задачи самообразования

Продукт самообразования

«Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Привить интерес дошкольникам к хореографическому искусству, посредством танца.

Образовательные:

- научить детей свободному естественному, и выразительному движению в разных жанрах танца.

Развивающие:

- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к занятиям хореографии путем создания положительного эмоционального настроя.

   Выступление воспитанников на концертах, участие в фестивалях и конкурсах.
Хореографические постановки, либо инсценировка песни.
  Подготовка детей к выступлению на сцене, работа под фонограмму, психологическая подготовка к выступлениям перед зрителями.
  Печатать свой материал в различных газетах (городского, республиканского и российского уровней).
  Сценарии, методики, статьи по музыкальному воспитанию детей.
Распространение педагогического опыта.
  Регистрация и участие в форумах музыкальных руководителей и хореографов.
  Обсуждение наиболее эффективных методов и вопросов в области музыкально – ритмической деятельности дошкольников.
  Использование полученных знаний и информации своей работе с детьми. Повышение профессионального уровня.

   Консультация для родителей

   Выступление на семинаре-практикуме.

   Выступление на педсовете с отчётом по теме самообразования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка- детский сад «Фантазия»

План по самообразованию

за 2017 – 2018 учебный год

Тема: «Здоровьесберегающие технологии

в музыкальной деятельности»

                       Подготовил:

музыкальный руководитель

Лаврентьева О.Н.

г. Пыть-Ях, 2017г.

«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровьесберегающая технология-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействиевсех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения  развития. По мнению специалистов, 75%всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровьявоспитанника не меньше, чем врач. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Успех не возможен без совместной деятельности музыкального руководителя  и всех педагогов учреждения.

Цель проводимой работы:

Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДО, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности детского организма.

4. Способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  здоровьесберегающих технологий:

- валеологическихпесенкок-распевок,

- артикуляционной гимнастики,

- пальчиковой гимнастики

- оздоровительных и фонопедических упражнений,

- игрового массажа и самомассажа,

- игро-ритмических упражнений,

- музыкотерапии,

- вокалотерапии.

План работы на 2017-2018 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-

май

1. «Методика музыкального воспитания в детском саду»

Н. Ветлугина.

2.  Программа «Ладушки»

И. Каплунова

3. Умные пальчики И.Каплунова, Новоскольцева

4. Театр физического развития и оздоровления» Н.Ефименко.

5. Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровью»

М. Картушина.

6. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4лет М.Ю. Картушина

7. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5лет М.Ю. Картушина

8. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6лет М.Ю. Картушина

9. Психогимнастика. А. Аляблева.

10. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Л.В.Гаврючина

11. Двигательныйигротренинг для дошкольников А.А.ПотапчукТ.С.Овчинникова

12.  Потешки для зарядки

Е.А. Субботина

13.  Сказочный театр физической культуры Н.А.Фомина, Г.А.Зайцева

14.  Организация двигательной активности дошкольников с использованием

логоритмикиГ.А.Хацкалева

15. Видеть музыку и танцевать стихи Т.Э.Тютюнникова

16. Психогимнастика М.И.Чистякова

17.  Весёлая психогимнастика И.А.Агапова, М.А.Давыдова

18. Игровой самомассаж Т.В.Нестерюк

19. Театр физического развития и оздоровления  Н.Ефименко

20. Музыка здоровье М.Анисемова

21. Мастерская релаксации А.А Иванов, О.В.Рудашевская

22. Система музыкально-оздоровительной работы в Дестком саду О.Н.Арсеневская

23. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности (Цикл позновательно-музыкальных занятий с детьми 5-7лет) О.Н.Арсеневская

Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми.  

Работа

с родителями и педагогами.

Работа с детьми

Сентябрь-май

«Валеологические песенки-распевки»

С их помощью поднимается настроение, задаётся позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшается эмоциональный климат на занятии, подготавливается голос к пению.

Разучивание валеологических песенок-распевок на музыкальных занятиях.

Сентябрь-май

«Вокалотерапия»

Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения. Ведётся работа по разучиванию песен в течении всего года.

Использование разученных песен в досугах и праздниках.

Сентябрь-май

«Артикуляционная гимнастика»

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Использование артикуляционной гимнастики перед пением на музыкальных занятиях.

Декабрь

«Игровой массаж и самомассаж»

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Самомассаж

укрепляет

защитные силы организма.

Использование игрового массажа и самомассажа на музыкальных занятиях и режимных моментов в группах.

Сентябрь-май

«Пальчиковая гимнастика»

Играет важную роль в развитии речи, артикуляционного аппарата, внимания и памяти ребёнка. Это тренировка и укрепление мышц кисти руки, которое способствует более лёгкому освоению приёмов игры на музыкальных инструментов.

Использование пальчиковой гимнастики на музыкальных занятиях. Игра на музыкальных инструментах на праздниках и досугах.

Февраль-май

«Игроритмические упражнения

Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение  - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.

Разучивание игроритмических упражнений на музыкальных занятиях.  Использование

на праздниках и досугах.

Сентябрь-май

«Музыкотерапия»

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. А также слушание различных музыкальных инструментов положительно влияют на организм ребёнка.

Слушание музыки с показом иллюстраций на музыкальных занятиях и в режимных моментах в группах.

Игра на музыкальных инструментах на музыкальных занятиях, праздниках и досугах.

Работа с родителями

Сентябрь-май

-Составление памятки для родителей  на тему: «Музыка в жизни ребёнка»

-Составление памятки для родителей на тему самообразования.

-Оформления информационного стенда в группах.

-Индивидуальные беседы с родителями

-Посещение праздников и развлечений.

-Посещение родителей музыкальных занятий.

-Рекомендованный список музыкальных произведений для слушания дома.

Работа с воспитателями и специалистами.

Сентябрь-

май

-Составление памятки для воспитателей на тему:«Музыкатерапия в группах»

-Консультация для воспитателей.

-Распределение ролей.

-Консультация с учителем логопедом: обратить внимание на правильное звукопроизношение у детей при разучивании стихов, песен. Правильное формирование звука.

-Консультация с педагогом-психологом:

«Адаптация вновь пришедших детей.»

-Консультация с инструктором по физической культуре: «Музыка в движении»

-Оформление стенда в группах.

-Беседа о проведении праздников и досугов.

-Обсуждение сценария.

-Посещение музыкальных занятий учителем-логопедом.

-Посещение музыкальных занятий психолога.

Использование музыкального сопровождения при проведении подвижных игр.

Самореализация

Ноябрь

Приготовление мастер- класса для работников детского сада на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Проведение мастер-класса по теме самообразования.

Апрель

Доклад о проведённой работе по теме самообразования на педагогическом совете ДО.

Отчёт по теме самообразования.



Предварительный просмотр:

Самообразование музыкального руководителя

Лаврентьевой О.Н.

2016 – 2017у.г.

Тема: «Развитие танцевально-игрового творчества детей младшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка.

Движение под музыку это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени.

Музыкально-ритмические движения, являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг.

Творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. Опыт показывает, что лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Педагог может предложить детям и более сложные задания: часть танца придумывает он, вторую часть – дети. Двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом, т.е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.

Важное место в разделе «музыкально- ритмические движения» занимает танцевально-игровое творчество.

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Методическая проблема, над которой работает педагог:

«Развитие танцевально-игрового творчества детей младшего дошкольного возраста».

Срок реализации проблемы – 1 учебный год.

Цели: Повышение профессиональной компетентности по развитию двигательной активностии эмоциональности у детей младшего дошкольного возраста через танцевально-игровую деятельность.

Задачи:

1.Повысить профессиональную компетентность в области развитии двигательной активности и эмоциональности у детей младшего дошкольного возраста.

2.Изучить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3.Изучить методику развития танцевально-игрового деятельности детей младшего дошкольного возраста.

4.Разработать методические рекомендации в рамках реализации деятельности по развитию танцевально-игрового творчества детей младшего дошкольного возраста.

5.Познакомить родителей с различными направлениями развития танцевально-игрового деятельности детей.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи и т.д.

Методы процесса самообразования

  • Изучение ФГОС дошкольного образования.
  • Изучение психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста.
  • Изучения методической литературы ведущих педагогов по заявленной проблеме.
  • Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
  • Сбор и анализ информационного материала по проблеме.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности городского методического объединения музыкальных руководителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...