Семинар "Дети и их права"
материал на тему

Цель семинара - пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста, углубление знаний педагогов по нормативно-правовым документам, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по обеспечению правовой защиты, в том числе путем воспитания и образования родительской общественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_ih_prava.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Семинар с педагогами

Разработал:

Педагог-психолог

Данилова С. А.

Ядрин, ноябрь 2018 г.

Цель семинара - пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста, углубление знаний педагогов по нормативно-правовым документам, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по обеспечению правовой защиты, в том числе путем воспитания и образования родительской общественности.

Материалы: 2 иллюстрации с ребусами, раздаточный материал к заданиям «Продолжи пословицу», «Отгадай сказку», «Сложи ромашку».

Ход:

Педагог:

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки, и у кошки тоже.

Без прав на свете жить не сможем,

Всегда нам право и везде поможет.

        Уважаемые взрослые, скажите нам, пожалуйста. Есть ли у детей права? Конечно, есть. И записаны они в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка».

        Хочется начать нашу встречу со слов В.А.Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

        Целью нашего семинара является пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста, выявление и повышение уровня знаний педагогов по данной теме. Несомненно, выбранная тема будет интересна педагогам нашего детского сада, и все вы станете активными участниками данного мероприятия.

Историческая справка

        Психоистория отношения взрослых людей к несовершеннолетним детям по книге Ллойда Демоза "Психоистория". «Чем глубже в историю – тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Ллойд Демоз.

        От зарождения человеческой истории и до IV века н. э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость.

        За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги.

        Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году. Церковь противодействовала детоубийству.

        В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств.

        Во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом, должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса (Бакшутова Е.).

        Для того чтобы держать детей под контролем часто прибегали к запугиванию. Перед детьми держали изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть и разорвать на куски.

        Царскосельский Лицей – представляло собой закрытый интернат, где воспитывались мальчики с 6 лет, практически лишенные контактов с матерью и отцом. Эмоционально тяжело было находиться в Лицее, были попытки воспитанников к самоубийству.

        В XVIII-XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6 летние дети работали нередко по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули.

        Считается, что в XX-м веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.

         Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, голод, разруха – таковы главные вехи XX-го века, повлекшие за собой:

• массовое сиротство детей;

• массовую беспризорность и безнадзорность;

• еще более жестокое обращение с детьми.

        Именно в начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Это были правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

        В настоящее время Мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами, базовыми потребностями детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира.

В настоящее время права и достоинство ребенка нашей страны защищает международное и российское законодательство. Чтобы познакомиться с основными правами детей предлагаю вам отправиться в путешествие по правовым станциям. Команда педагогов готова.

Итак, мы начинаем. Нам нужно приехать на вокзал под названием «Международное и российское законодательство защиты прав детей». Адрес вокзала мы узнаем, разгадав ребус.

Расшифруйте ребусы, а в них названия законодательных документов, защищающих права детей.

(ОТВЕТЫ: КОНВЕНЦИЯ ООН, КОНСТИТУЦИЯ РФ)

Положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского Кодексов некоторых государств – членов ООН, в частности – России.

        Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.

        С нашего вокзала «Законодательная база защиты прав детей» мы отправляемся на первую станцию защиты прав детей.

        Отгадайте загадку и узнаем, о каком праве говорится?

1.

Нас не было — оно было,
Нас не будет — оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть. (имя)

        На какую станцию мы с вами приехали?

Станция «Право на имя» (статья 8).

        Отправляемся на следующую станцию.

Рассмотрим фото (дети в одежде сезонной, по назначению и прием пищи). Какие права ребенка соблюдаются в данных ситуациях?

Станция «Право ребенка на заботу и полноценное питание родителями».

        Итак, мы отправляемся на следующую станцию прав детей. Как называется следующее право ребенка, нам расскажут пословицы.

Задание «Продолжи пословицу». Педагогам раздаем незаконченные пословицы.

  Жизнь дана на добрые … (дела). 

  Жизнь прожить — … (не поле перейти).

  Жить — ... (родине служить). 

  Больше живешь — … (больше видишь). 

 Жизнь без цели - … (пустая жизнь).

 Жизнь всему… (научит).

 Пока есть жизнь – есть и  (надежда).

 Жизнь дороже всех… (сокровищ).

  Радостная жизнь веселит ... (сердце).

  Не красна жизнь днями, а красна … (боевыми делами).

  Не тот большую жизнь прожил, кому много лет, а тот, кто … (много сделал).

        О каком праве нам «говорят» пословицы (о жизни)? Станция «Право ребенка на жизнь». Никто не имеет права покушаться и отнимать жизнь ребенка любыми предметами, способами. Есть у детей право на личную неприкосновенность.

        Чтобы узнать название следующих станций нам нужно выполнить задание.

Задание: вам предлагаются короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:

- Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть.

- Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению.

1. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?" (Ш. Перро "Золушка")

Статья 31. - Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию. И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

2. - Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми". (А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше")

Статья 19. Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

3. "Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди; - говорит, - и без подснежников не возвращайся". (С. Маршак "Двенадцать месяцев")

Статья 20. Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

4. "На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу". (А. Толстой "Золотой ключик, или приключение Буратино").

Статья 28. Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!

5. Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Андерсен «Гадкий утенок»)

Статья 8. Право ребенка на сохранение индивидуальности.

- Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет право переделывать его. Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть.

6. Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи. Искала – искала, не нашла и говорит Ивану Царевичу: «Ах, Иван Царевич, что же ты наделал!» (р. н. сказка «Царевна-лягушка»)

Статья 16.1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну.

- Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, родителям не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравиться в его поведении. Но никто не имеет право вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: «С этим не дружи, такую музыку не люби».

Упражнение «Сложи ромашку»

        Сейчас вы получите лепестки ромашки, на которых указаны права детей. Вам надо собрать ромашку, только из тех прав, которые есть в Конвенции.

«ПРАВО НА ИМЯ»

«ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО»

«ПРАВО ЖИТЬ В СЕМЬЕ»

«ПРАВО НА МЕДЕЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»

«ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ»

«ПРАВО НА ЖИЛЬЕ»

«ПРАВО НА ДОСУГ И ОТДЫХ»

«ПРАВО ЛЕНИТЬСЯ»

«ПРАВО КАПРИЗНИЧАТЬ»

«ПРАВО ДРАТЬСЯ»

«ПРАВО ОБИЖАТЬ»

«ПРАВО РУГАТЬСЯ»

        Посмотрите на этот цветок. Если оторвать хоть один лепесток, то цветок начнет гибнуть. Чтобы наши дети росли полноценными, цветущими, радующими нас, необходимо, чтобы все лепестки были целыми, а значит надо, чтобы все права наших детей соблюдались, не нарушались, и следить за этим должны в первую очередь мы взрослые.

Педагог:

        Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое. Благодарим за активное участие и сотрудничество!

        А сейчас я хочу поблагодарить команду педагогов за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конкурсно - игровая программа"Правила дорожные - правила надежные"

Музыкальная   познавательная   программа  предполагает  участие  в  ней   детей  и  их  родителей. Направлена  на  совместное  обучение  правилам  дорожного  движения, включает стихи, веселые  игры , ...

Права ребенка-это права взрослого

Проектная работа  по правам ребенка в подготовительной группе...

Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Тематическое развлечение совместное с родителями. «Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка культуры поведения на дороге детей и родителей.

Тематическое развлечение, совместное с родителями. 2016г«Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка куль...