Социализация дошкольника через внедрение инновационной технологии «Клубный час».
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Бровкина Татьяна Сергеевна

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Инновационная технология "Клубный час" является эффективным средством социализации дошкольникаДанная технология позволяет решать важные задачи ФГОС ДО: привлечение родителей в образовательный процесс ДОО, подготовка к школе, социализация воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 5 «Теремок» комбинированного вида Нижегородской области город Шахунья.

Социализация дошкольника через внедрение инновационной технологии «Клубный час».

Старший воспитатель

Бровкина Т.С.

г.Шахунья

2018г.

Слайд 1. 

ФГОС дошкольного образования определил новые подходы. В современных условиях ребенок, как самоценная личность, выступает,  не в роли объекта, а в роли «субъекта» образования.    

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…… ФГОС ДО п.2.6  

    Отсюда мы видим, что одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.                                                                                                                         В дошкольном образовании происходит поиск эффективных технологий, способствующих развитию инициативы, самостоятельности.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В  общении со сверстниками  он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.

  Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.

Для решения этой проблемы мы решили ввести в нашем детском саду современную педагогическую технологию «Клубный час».

«Клубный час» — это особая технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом, и перемещаться по детскому саду соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.

Данную технологию социализации ребенка в ДОО разработали сотрудники Института социологии РАН (в частности, Н.П. Гришаева).

 ДОО посещают дошкольники с ограниченными возможностями здоровья – амблиопией и косоглазием. Эти особенности затрудняют их общение. Но благодаря клубным часам они получают большой опыт взаимодействия со сверстниками в своей группе и детьми из других групп детского сада. С помощью этой технологии воспитатели создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми. Через применение данной технологии решается ещё одна важная задача: вовлечение родителей (законных представителей воспитанников) в образовательную деятельность ДОУ. Дети вместе с родителями путешествуют по разным станциям, на которых родители проводят для детей мастер-классы, игры разной направленности (в зависимости от темы «Клубного часа»).

 Слайд 2, 3

При проведении «Клубного часа» решается большое количество целей и задач по разным образовательным областям.                                                                                                            Основные цели  «Клубного часа» вы видите на слайде.

  • воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста,
  •  уважительное отношение к окружающим;
  • воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • обучение ориентировки в пространстве;
  • развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
  • поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
  • приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.                        

Задачи:

  • Реализация ФГОС;
  • Увеличение посещаемости ДОО;
  • Помощь в обучении детей;
  • Развитие личностных качеств;
  • Снижение претензий родителей;
  • Увеличение интереса педагогов к работе;
  • Сплочение коллектива единомышленников;
  • Повышение престижа детского сада;

Слайд  4.

Технология проведения КЧ.

  I. Подготовка территории для проведения КЧ.    

  •     Кабинеты, залы, холлы, прогулочные веранды детского сада оформляются в соответствующей тематике. С учетом темы клубного часа участники подготавливают и необходимое оборудование.                                    

II. Информирование родителей.

  • Расскажите родителям о цели, особенностях проведения клубного часа в детском саду.

III. Информирование детей.

  • Главный акцент следует сделать на том, как дети должны себя вести во время мероприятия, какие предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения. Совместно обсудите общие организационные и содержательные моменты.

IV. Разработка с детьми правил КЧ.

Правила поведения во время Клубного часа:

  • Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь.
  •  Если взял поиграть игрушку, положи ее на место, когда уходишь.
  •  Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  • Помогай проводить занятие во время «клубного часа».
  •  Говори и ходи спокойно.
  •  Возвращайся в группу по сигналу звонка.
  • Если не хочешь ходить в другие группы, можно остаться в своей группе.
  •  Если устал, можешь вернуться в свою группу.

V. Подготовка воспитателей.

  • Воспитатели организуют работу с детьми в группе. Они повторяют с ними правила поведения во время клубного часа, помогают оформить небольшие памятки. Оформляют  зоны для работы с детьми.По просьбе воспитателей родители шьют для дошкольников специальные сумочки. В них дети складывают жетоны и блокноты для записей. Воспитатели  проводят в начале и конце релаксацию с детьми.

Для проведения клубного часа воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1) Тематику «Клубных часов» перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

2) Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа.                   Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;                                                                                                         3) Организационные моменты «Клубного часа». Педагоги ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».

Слайд  5.

Чтобы организовать клубный час, необходимо провести предварительную работу.                                                                                                                      По просьбе воспитателей родители шьют для дошкольников специальные сумочки. В них дети складывают жетоны и блокноты для записей. Воспитатели организуют работу с детьми в группе:

вспоминают правила поведения в группе;

расчетным материалом являются жетоны. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них жетоны: когда ребенок первый раз нарушил правила – один жетон, второй раз – второй жетон, третий раз – третий жетон и лишают ребенка участия в следующем клубном часе;

во вступительной части воспитатель раздает планы-схемы с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. Например, во время «Экскурсии по осеннему городу» схематическое изображение автобуса показывает, что здесь есть «автобусная остановка», где можно «выйти» и найти что-то интересное. Аналогичный демонстрационный план-схема есть и у воспитателя. Чтобы дети запомнили помещения, обозначенные на плане-схеме, воспитатель может заранее провести экскурсию по коридорам детского сада.

По сигналу колокольчика дети выходят из групп, свободно передвигаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, где организована образовательная деятельность. Через час по повторному сигналу колокольчика они возвращаются обратно.

Каждый ребенок посещает те места, которые захочет, с учетом отведенного времени. В разных помещениях ДОО организованы различные виды деятельности, но все они связаны общей темой. Дошкольники сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем.

После возвращения в группу детей воспитатель проводит релаксацию: дети садятся с воспитателем в круг на ковре и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали. Во время обсуждения звучит спокойная музыка. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и ждали своей очереди, чтобы поделиться впечатлениями. Особое внимание он обращает на то, как дети вели себя, нарушали ли правила. В заключение воспитатель приглашает дошкольников на следующий клубный час, чтобы узнать еще что-то новое.

Они повторяют с ними правила поведения во время клубного часа, помогают оформить небольшие памятки. По просьбе воспитателей родители шьют для дошкольников специальные сумочки. В них дети складывают жетоны и блокноты для записей.

4) Выдается план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельностный или творческий в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт.

5) После завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.

 Обсуждаются такие вопросы:

—    Где ребёнок был?

—    Что тебе запомнилось?

—    Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?

—    Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?

—    Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

6) после проведения каждого мероприятия на педагогическом часе  педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

— что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

— как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);

—    соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

—    какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, подвижные и малоподвижные игры, экспериментирование и др.

Слайд  6.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа».

1. Деятельностный: в каждой группе есть какая либо деятельность.

2. Тематический: проводится по единой теме месяца.

3. Свободный: проводится обязательно 1 раз в месяц. Ходить можно везде, кроме тех мест где висят красные кружочки.

4. Творческий: дети сами придумывают что у них будет на КЧ, приглашают к участию младших детей.

5. Квест: Дети выполняют разные задания, проходят через разные испытания. Проводится коллективно.

6. Музейный: посвящен единой тематике, используется в разных видах деятельности.

7. Большая игра: самый сложный тип КЧ, проводится в конце года.

8. Итоговые праздники: итог темы по результатам месяца. Дети показывают все, чему они научились.

 Слайд  7.

 Тематический клубный час «Осень золотая».

При проведении этого клубного часа закреплялись знания детей об осени на разных станциях.

Слайд  8,9,10.

К.Ч. - Квест «Это самое красивое слово-мама!».

Дети вместе с мамами и бабушками  на разных станциях выполняли разные задания, за выполнение заданий командам дарилась буква. Итогом этого клубного часа было совместное изготовление открытки. Родители не только путешествовали, но и проводили мастер-класс для детей.

Слайд 11.

К.Ч.-Квест «Масленница».

Этот клубный час проходил на улице. У детей углублялись знания о народных праздниках. Родители вновь были полноправными хозяевами этого клубного часа: встречали детей на разных станциях, проводили разные народные забавы, украшали территорию приготовленными заранее цветами, бабочками.

Слайд 12.

Тематический клубный час «Зарница» посвященный дню защитника отечества.

Дети вместе с папами проходили разные испытания, задача для каждой команды - донести конверт до штаба и расшифровать. Дети после каждого выполнения задания очень гордились своими папами.

Слайд 13,14.

Свободный клубный час.

Это самый сложный вид клубного часа, т.к. дети самостоятельно принимали решение куда они хотят пойти. В течении часа воспитанники посещали разные кабинеты(заведующего, методический кабинет, медсестры), заходили в прачечную, пищеблок. Сотрудники детского сада знакомили детей со свое профессией, предлагали им побыть в роли заведующего, медсестры, методиста и т.д.

Слайд 15.

                            ИТОГИ КЧ.

  • Родители активнее взаимодействуют с педагогами, предлагают свои идеи для очередного клубного часа.
  • Дошкольники становятся более открытыми и свободными в общении с детьми других возрастных групп и педагогами ДОО.
  • Стеснительные дошкольники становятся более активными и смелыми в общении, гиперактивные – уравновешенными и рассудительными.
  • Педагоги ДОО  заинтересовались новой технологией, при подготовке к проведению активно помогают друг другу.

Вывод: результатом введения данной технологии стало: умение ребенка договариваться друг с другом, выслушивать собеседника, вести себя в общественных местах.

Приобщение родителей к образовательной деятельности ДОУ.

Повышение престижа ДОУ.

Итоги вы видите на слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Воспитание валеологической культуры дошкольников через внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии внешней среды. Её предметом является индивидуальное здоровье человека, его резе...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...

РМО «Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение современных технологий»

Тема  «Развитие воображения и творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста  посредством творческого конструирования"...