Районное методическое объединение музыкальных руководителей.
статья на тему

Тема :Особенности постановки танцев с предметами в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности постановки танцев с предметами в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

Тема моего сообщения «Особенности постановки танцев с предметами в воспитании ребёнка дошкольного возраста». Прежде чем начать свое выступление, я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм

Показ  фильма «Танцуем весело»

(фото из архива муз. руководителя Щербак Л.В.)

В показанном видео ролике, как вы заметили, были продемонстрированы, фрагменты танцевального творчества дошкольников с атрибутами, аксессуарами танцевального костюма.  

Занятие танцевальной деятельностью в детском саду способствует развитию у детей чувства ритма, ощущения музыкальной формы, свободной координации движений, умения выполнять различные движения под музыку. Для того чтобы работа над постановкой танца могла выполнять свои воспитательные задачи, педагог должен научить ребёнка владеть своим телом и согласовывать движения с музыкой.

Стоит отметить, что умение двигаться под музыку с предметами является программной задачей, а также одним из критериев педагогической диагностики в детском саду.

В условиях проведения разнообразных по тематике праздников и праздничных досугов в детском саду встает вопрос об их наполнении ярким, образным материалом, доступным и привлекательным для детей. В связи с этим, хочется отметить актуальность использования предметов в танцевальной композиции. Движения с предметами требуют от ребёнка повышенного внимания, хорошей координации, умения организованно двигаться в группе.

Для детского танца лучше использовать атрибуты, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Предмет для танца или игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ей.

Самые приемлемые атрибуты в танце - это игрушки, ленты, мячи, подушки, зонтики, платочки и платки, шары, мишура, шарфы. Они украсят танец и окажут немалое влияние на создание конкретного игрового образа. Атрибут усиливает интерес к танцу, а робким детям может помочь преодолеть смущение.

Наличие ярких атрибутов стимулирует ребёнка к активному участию в танце, конкретизирует для детей содержание постановки, помогает более глубоко его переживать. Когда в танцевальный номер вводится предмет, для маленьких танцоров, он начинает выполнять роль игрушки, помогающей детям понять смысл и задачи постановки.

Работа над постановкой танца пересекается с работой по общей физической подготовке детей. Танцевальные движения с использованием красочных предметов сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому благотворно влияют на физическое развитие детей. Характерная особенность этих танцев состоит в том, что они чаще всего строятся на основе одного-двух традиционных движений.

Работа  с различными предметами создают благоприятные условия для функционального совершенствования зрительного и кожного анализаторов. Они развивают такие физические качества как быстрота, прыгучесть, ловкость. Выполняя движения с предметами различной формы, веса, объема и фактуры дети приобретают опыт, не имеющий аналогий в других группах упражнений. Занятия с предметами прекрасно развивают мелкую моторику рук и кистей и таким образом значительно влияют на развитие речи ребенка, а также позволяют быстрее освоить необходимые трудовые и учебные навыки.

В танцевальных этюдах с лентами, листочками, цветами, снежинками ребёнок учится владеть предметом под музыку, создавая выразительные пластичные движения, осваивает пластику и актёрское мастерство, чтобы создавать особую атмосферу номера и передавать эмоции и чувства танцора: радость, счастье и восторг.

Танцы с предметами, на мой взгляд, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие ребенка. Движения здесь не является самоцелью, их освоение тесно увязывается с музыкой и каким-либо образом. Дети овладевают различными движениями не механически в результате многократного повторения, а через образ, в котором осваиваемое движение находит свое логическое и эмоциональное оправдание. Такой путь, как показывает практика, оказывается более эффективным. Он позволяет ребенку с меньшими энергетическими затратами и в короткий срок качественно освоить то или иное движение. В силу возрастных особенностей ребенок зачастую не может воспринимать движение в деталях, удерживать их в памяти, концентрировать внимание на правильном их исполнении. Сама задача, которую ставит перед ним педагог, в этом случае может оказаться сложной. Ребенок плохо понимает, что и как он должен делать. Включение двигательной активности ребенка через образ значительно облегчает эту задачу. Театрализация осваиваемых движений заключается в том, что практически все движения ребенка имеют логическое и эмоциональное оправдание и, развиваясь во времени, создают двигательно-эмоциональный образ.

Так, танец с платочком под музыку «Синий платочек», отображая военную тематику, очень отличается от других композиций, но является доступным материалом для детского мастерства! Дети чётко в танце показывают  и чувствуют эту разницу.

В этом году я попробовала с детьми подготовительной  группы использовать бубен для танца «Кубанский перепляс», идея возникла, посмотрев итальянский танец Тарантелла, затем я его усложнила или так сказать приукрасила, добавив цветы, так и зародилась сюжет кубанского танца продавец цветов.

Конечно, творческие удачи стали происходить не сразу  начала работы с бубном, но, несомненно, с первого занятия дети с удовольствием танцевали, получая определённую радость и желание работать с предметом, вот так их увлёк данный предмет!

В тоже время, использование в танцах различных предметов, таких как мяч, помпоны, скакалка, лента вносят разнообразие в арсенал осваиваемых движений, повышают динамику танца, открывают новые возможности для воплощения танцевального образа. В танцах с предметами ребенок не просто держит предметы в руках, а выполняет с ними различные манипуляции. При этом сам предмет, его форма, фактура и специфика движения должны органично вплетаться в музыку и образ танца.

Учитывая тот факт, что не во всех дошкольных учреждениях имеется хореограф, а постановкой танцев занимается музыкальный руководитель без соответствующей хореографической подготовки, в помощь музыкальным руководителям предлагаю небольшую музыкально - танцевальную зарисовку (постановку), для начала праздника, которую я назвала   “Листья летят”.

Мастер - класс “Листья летят”.(Постановка муз. Руководителя Щербак Л.В.)

Такая простая музыкально - танцевальная композиция может украсить выход детей на любой праздник,  а атрибуты  можно использовать в соответствии с темой  мероприятия.

Особое внимание хочу уделить детям  младшей группы, их координация движений развита недостаточно. Они ходят переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Но, несмотря на это, у них вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения, а так же смене характера музыкального  произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения. И в этом на помощь приходит  игровой  метод.                                

Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

Так же в обучении детей музыкально – ритмическим движениям могут помочь и использование музыкально коммуникативных, сюжетно-ролевых  игр.

Игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образах движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облечённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. Музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Мастер – класс: Игра «Винни – Пух и пчелы» с атрибутами.                                                 ( муз. подборка муз.рук. Щербак Л.В.)

Как и атрибуты, костюм тоже играет очень важную роль в танце. Он является визитной карточкой танцора, неким отражением характера танца. Костюм в танце помогает до конца раскрыть образ. 

Таким образом, я считаю, что использование атрибутики, сюжетных театральных аксессуаров и танцевальных костюмов, приносит хорошие результаты в танцевальном творчестве.

В заключении хочется дать маленькую рекомендацию общего характера, которая поможет педагогам - музыкальным руководителям  избежать типичных ошибок:

В то время, когда звучит музыка, педагогу не стоит считать вслух, так как это притупляет восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать малышу возможность самому вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только в самом начале обучения новому движению.

Всем большое спасибо за внимание, за активное участие и хочу пожелать  творческих идей, способных воспитанников и успешной работы в постановке танцев с предметами.

Материал подготовила

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №13 х. Лебеди                                                            Л.В.Щербак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

Обмен опытом на районном методическом объединении музыкальных руководителей на тему «Взаимное обогащение профессионального опыта»

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ19.04.2018г. Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального ...

Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...

ДОКЛАД НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

Методика слушания музыки на музыкальных занятиях детьми в детском саду, О методах и приемах используемых на занятии, чтобы воплотить в жизнь главную задачу - развивать эмоциональную отзывчивость на му...

Доклад на районном методическом объединении музыкальных руководителей на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"

В материале представлены формы и методы работы музыкального руководителя  в патриотическом  воспитании детей старшего дошкольного возраста...