ДОКЛАД НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Методика слушания музыки на музыкальных занятиях детьми в детском саду, О методах и приемах используемых на занятии, чтобы воплотить в жизнь главную задачу - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать инерес и любовь к ней.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД  НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.         2015г.

ТЕМА: «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В ДЕТСКОМ САДУ»

Подготовила  музыкальный руководитель

                      МК ДОУ«ДС №8 «Гнёздышко» г.Бахчисарая  Макарова М.В.

               Дошкольное образование – это важный этап в общем развитии человека. Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольника. (ФГОС).

              Музыкальное воспитание – одно из средств формирования личности ребёнка. Очень важно уже в раннем возрасте дать яркие  музыкальные впечатления, именно в раннем возрасте уже можно вызвать радость у ребёнка от восприятия знакомого музыкального произведения, желание его слушать. Слушание – это вид музыкальной деятельности, в котором развивается интерес и любовь к музыке;

                                                - расширяется музыкальный кругозор;

                      -  повышается музыкальная восприимчивость детей;

                                                - воспитываются зачатки музыкального вкуса.

              На музыкальном занятии мы используем методы и приёмы, чтобы воплотить в жизнь главную задачу – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Основным и наиболее распространённым из них – наглядный, словестный и практический.

               Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно – слуховой ( исполнение музыки) и наглядно – зрительный ( показ иллюстраций, картинок).

               Наглядно – слуховой – важнейший метод музыкального воспитания, применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение.

             Музыка на занятиях может звучать, как в  «живом» исполнении, так и в техническом звучании. Хоть в записи звучание произведения и обогащает процесс обучения, но оно не может заменить «живого» исполнения, которое более действенно.

            Музыка требует посредника между композитором и слушателем. Этот посредник – исполнитель, т.е. мы с вами, музыкальные руководители. Только исполнитель может вдохнуть жизнь в музыкальное произведение, оживить и озвучить его, поэтому на исполнителя накладывается большая ответственность за качество прочтения авторского текста.

          А.Р. Рубинштейн назвал исполнение вторым творением, сравнивал исполнителя с актёром. Именно, исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актёрском сценическом искусстве. Так, взволнованная речь человека отмечается быстрым темпом, непрерывностью, почти без пауз. Музыка печального характера, обычно, медленная, тихая, с остановками, интонациями вздоха, плача и т.д.

          Не всегда исполнение на пределе технических возможностей музыканта достигает желаемого результата, так как дети могут воспринять пьесу, как сумбурную, с непонятным звучанием, не почувствовать выразительности музыки. Необходимо увлечь детей игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор в данном произведении, преподнести его так осмысленно, прочувствовано им.

      Значение словесного метода в музыкальном воспитании так же очень велико. Этот метод помогает углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведённой беседы, педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

         От установки, которая даётся педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит её восприятие детьми. Музыкальный руководитель должен уметь увлечь детей беседой о музыкальном произведении, обязательно сообщить название пьесы, её автора .

          Угадать произведение и понимать его ребёнку трудно, не зная его названия. Поэтому, перед слушанием музыки, надо сообщить название пьесы, композитора, жанровую принадлежность исполняемого произведения.

           В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные темы:

  1. «Какие чувства передаёт музыка?»
  2. « О чём  рассказывает музыка?»
  3. «Как  рассказывает музыка?»

Эта последовательность может быть использована, как схема беседы  о     музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов.

      Музыкальное искусство содержательно. Известный музыкант – психолог

Теплов Б.М. в своей книге «Психология музыкальных способностей» писал, что «в наиболее прямом смысле, содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Основа содержания музыки – выражение настроений, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного – определения эмоционально – образного содержания музыки.

       Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада, объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить её к знакомым им жизненным явлениям. Важно дать детям понять, что изображая какие – либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Шум ветра  может быть передан в музыке ласкающим, нежным, приветливым, а может быть страшным, сметающим всё на своём пути.

              Детям необходимо понять,  что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Чтобы понять о чём рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в её звучание.

Дети старшего дошкольного возраста могут различать выразительные интонации: вопросительные, утвердительные, просящие, грозные и т.д., без труда определяют моменты изобразительности -  «как–будто падают листья», «журчит ручей», «капает дождик», «чирикают птички» и т.д. дети выделяют средство выразительности (темп, динамику, регистр, форму).

       Различение детьми оттенков одного настроения, помогает им глубже различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, понимать, что одним словом, например, «весёлая», можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов – образов. Например, при сравнении Свиридова Г. «Парень с гармошкой» (весёлая, плясовая, бойкая) и Чайковского П.И. «Мужик на гармонике играет» (весёлая, маршеровая, удалая, важная) – всё это обогащает их словарный запас.

      Всегда желательно использование различных видов искусств (музыка, поэзия, живопись), важно, чтобы они точно были подобраны. Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки, главное, чтобы они старались использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; тёмные тона – тревожному, таинственному; яркие, сочные краски – весёлому, радостному характеру музыки.

            Так же используется оркестровка музыкальных произведений, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки: можно использовать тембр барабана или бубна; нежный характер – нежный, мягкий тембр колокольчиков; чтобы передать капельки дождя можно использовать треугольник.

       Применение приёма оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушание и игра на детских музыкальных инструментах. Его можно использовать в пьесах «Походный марш» Д.Кабалевского (барабан), «Маленький вальс» Н.Леви (колокольчик), «Смелый наездник» Р.Шумана (ложки).

        В развитии музыкального восприятия детей – приём: передача характера музыки в движении (игры, танцы). Приёмы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Такие варианты – отход от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки и фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

Обмен опытом на районном методическом объединении музыкальных руководителей на тему «Взаимное обогащение профессионального опыта»

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ19.04.2018г. Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального ...

Районное методическое объединение музыкальных руководителей.

Тема :Особенности постановки танцев с предметами в воспитании ребёнка дошкольного возраста....

Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...

Доклад на районном методическом объединении музыкальных руководителей на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"

В материале представлены формы и методы работы музыкального руководителя  в патриотическом  воспитании детей старшего дошкольного возраста...