Музыка в развитии младенца
статья на тему

Кужеватова Светлана Викторовна

Влияние музыки на развитие маленьких  детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_mladenets.docx1015.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/3/e/13e5fa25e9216fd475ddccf6870cec18afa2414f/tiest-po-muzykie-dlia-uchienikov-1-klassa_1.png

Доклад

По методике музыкального развития

Тема: «Музыка в развитие младенца»

                                                                  Выполнила:

Кужеватова С. В.

1.Музыка в развитии младенца.

Под словом Музыка, что понимаете Вы?

                                                              Просто бренчанье струн или клавиш бренчанье

                                                              Музыка - это не только звуки  струны,

                                                              Музыка – это не просто пустое звучанье;

                                                              Музыка – это шорох листвы за окном!

                                                              Музыка – это радость волшебная в дом.

                                                              Ей не страшны и не беды и не расстояния!

                                                              Музыку надо услышать и надо понять.

                                                              Сердцем прильнуть к ней,

                                                              И всей своей душой.

                                                              С музыкой можно грустить, а можно мечтать.

                                                              Музыка верный друг, что рядом с тобой.

Влияние музыки на младенца.

Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен  для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже формирует его вкусы и предпочтения.

 Первый год жизни. Психологи отмечает, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данной А. А. Люблинской, у малыша на 10-12 день жизни возникает реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: малыш начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом. Проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

 В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности, необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.

  Влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Мы эмоционально откликаемся на музыку – она способна изменить настроение и улучшить самочувствие. Младенцы же музыкальны от природы – музыкальный слух формируется еще до рождения. Не случайно голосовые проявления малышей характеризуют как певучее  гуление, вокализации, трели. Известны случаи, когда младенцы трех-четырех месяцев точно интонировали мелодию, пропетую мамой. Для успешного развития врожденных задатков нужно с первых дней жизни приобщать ребенка к миру музыки.

Вслушиваясь в окружающие звуки человеческого голоса, отдавая предпочтение голосу мамы. Для ребенка это уникальный, обладающий неповторимым тембром музыкальный «инструмент». Даже самый простой напев в ее исполнении является сильным психоэмоциональным стимулом: в ответ малыш реагирует гуканьем, продолжительным гулением, оживленными движениями. Вместе с мамой они образуют трогательный дуэт. В моменты музыкального единения малыш ощущает себя любимым, единственным, защищенным. Такие чувства способны вызвать в первую очередь колыбельные песни, которые дают ощущение любви, нежности, покоя и умиротворения.

Спи, младенец мой прекрасный,                                                                  

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

                         (Лермонтов)

Такое же благоприятное воздействие оказывают народные песни. Выразительные, разнообразные по характеру (лирические, плясовые и другие), ритму, темпу, они просты в исполнении и легко воспринимаются, дают возможность для импровизации. Тексты народных песен несут положительную информацию об окружающем мире.

2.Влияние музыкальных инструментов на развитие младенцев.

Если Вы будете с музыкой дружить.

Если сердце свое перед ней раскроете.

Ваши дети будут добры и нежны.

Вы новую жизнь для себя и для них                                                                                                                        откроете!!!

Не  оставят  ребенка равнодушным и звуки детских музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты со звукорядом – хроматический металлофон, блок-флейта, губная гармошка, триола – обладают характерными «голосами», придают новизну и выразительность одной и той же мелодии. Подчас неожиданные музыкальные впечатления ребенок получает от инструментов-игрушек без звукоряда (валдайские колокольчики, музыкальные треугольники, бубны, маракасы, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и тд). Обладая  тембровой окраской, они  передают ритм мелодии, обогащая слуховой опыт младенца.

3.Классическая музыка и малыш.

Огромное значение для музыкального развития имеет слушание классической музыки. Воспринимая музыку как сложный акустический стимул, младенец не выделяет отдельные средства музыкальной выразительности. Поэтому приобщать малыша к серьезной музыке нужно постепенно, в тесном эмоциональном контакте: во время прослушивания музыкальных фрагментов ритмично покачивать, поглаживать, тормошить его, изменять положение его тела в пространстве, экспрессивно-мимическими средствами и движениями подчеркивать характер музыки, выражать отношение к ней, побуждать ребенка к эмоциональному отклику. Таким образом формируется эмоционально-положительное отношение к музыке. Выбирая музыку для совместного слушания, важно помнить: младенец не любит громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, вопросительных, жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз, навязчивых ритмов.

                                                   Льется музыка рекой.

                                                  Вьется нотною строкой,

                                                  Снова звуков половодье

                                                  Захлестнуло все вокруг,

                                                   И кораблики мелодий

                                                  Выплывают из-под рук.

                                                                             К. Ибряев

Я хочу увидеть музыку.

Я хочу услышать музыку.

Что такое - это музыка?

Расскажите мне скорей.

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка.

Есть особенная музыка

В тихом шелесте дождей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружиться под музыку.

Видишь тучка в небе хмуриться –

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку…

                              И. Исакова

4.Выводы психологов и педагогов о положительном влиянии музыки на развитие ребенка как личности.

Музыка является могучим и ничем не заменимым    

Средством в формировании духовного мира                                                                               Ребенка.

Д. Б. Кабалевский

Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает положительное влияние на психическое развитие ребенка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, малыш окружен любовью, нежностью, поэтому он растет жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. И даже если ребенок не станет музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки, добрым и отзывчивым человеком.

Приложение.

Музыкальные игровые упражнения направлены на обогащение музыкально-слухового опыта, развитие чувства ритма, зрительных и слуховых ориентировочных реакций, общих движений, действий с предметами, звуковой активности; способствуют развитию подражания, побуждают к сосредоточению на игрушке, предмете, музыкальных звуках.

 Игры – пляски развивают музыкальную активность, чувство ритма, дифференцированное отношение к музыке разного характера, голосовую и двигательную активность. Кроме того, привносят в общение радость и неожиданность, укрепляют чувство взаимного доверия.

 Игры с использованием фрагментов классической музыки приобщают малыша с первых дней жизни к шедеврам мировой музыкальной культуры, служат основой для формирования музыкального вкуса, развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, стимулируют двигательную и звуковую активность, а также обогащают эмоциональное общение.

 Музыкальные игры с сюжетными игрушками помогут научить малыша разнообразным действиям под музыку или пение взрослого; в простой и доступной форме закрепят представления о связи музыки и движения, о музыке разного характера, разовьют чувство ритма, музыкальную активность, будут стимулировать подпевание, лепет, звукоподражания.

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Специфика искусства по сравнению с другими формами общественного сознания   (наука, религия, мораль) заключается в том, что оно обобщает жизненные явления в художественной форме, в художественных образах.

 Видный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения».

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной  жизни.

Музыка может изображать какие-либо конкретные явления действительности – шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Музыка занимает большое место в жизни людей. Музыкальные произведения мы слышим повсюду: по радио, телевидению, в театре, на концертах.

Музыка – как вид искусства отражает действительность в звуковых образах, знакомит человека с отражением этой действительности и воспитывает определенные отношения к жизни.

 Музыка – искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению  первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Воздействием музыки на чувства ребенка мы формируем его сознание и моральный облик. Музыка вызывает радость, положительные эмоции, тем самым благотворно влияет на нервную систему ребенка; музыкальные движения улучшают качество движений, их выразительность.

«Музыка, как  всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь  к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине…» - Кабалевский Д. Б.

Поэтому музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный  мир ребенка, побуждать к творчеству.

Список  литературы

1. Дошкольное воспитание №4, 2004г. Статья: «Музыка в развитие младенца»    стр.86-87.

2. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.  Уч-щ по специальности «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л.Дзержинская, Л. Н. Комисарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 2изд.- М.: Просвещение, 1982г.

3.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. Ин-тов, учащихся уч-щ и колледжей, муз. Руководителей и воспитателей дет.сада/ О. П. Радынова,  А. И.Катинене, М. Л. Палавандишвили; Под ред. О. П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994г.