Консультация для воспитателей на тему;"Решение нравственно-патриотических и правовых задач через проектную деятельность "
электронный образовательный ресурс

Овчинникова Светлана Викторовна

Данный доклад из опыта работы может быть полезен воспитателям ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение нравственно-патриотических и правовых задач

через проектную деятельность

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого - любви

к своей семье , к своему жилищу, к своему·

детскому саду. Постепенно расширяясь;

эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и настоящему,

 ко всему человечеству.

                                                      Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм, во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но, в силу последних перемен, все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом,  семью, да и детский сад тоже.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного поселка и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «С чего начинается Родина».

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение  планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Приступая к воспитанию у детей любви к родному краю, мы продумали, что целесообразнее начать работу с· закрепления и расширения знаний детей о · ближайшем окружении: о семье , семейных отношениях, детском саде, его предназначении, понимания значимости труда сотрудников д/с в воспитании детей и подготовки их к школе, рассказать детям о традициях, истории поселка, познакомить с достопримечательностями, памятниками, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их родной поселок; край.

С этой целью педагогическим коллективом был разработан проект «С чего начинается Родина».

Проект разработан в соответствии с документами:

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с изм. на 16 марта 2006г.)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008. № 666

Международная конвенция о правах ребенка

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.

Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С: Комаровой - 2-е изд., испр. и доп. -М: Мозаика- синтез,2011г.

Цель проекта: Воспитание у детей гражданских чувств, чувства любви к семье, детскому саду, родному краю, к Родине. Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, родному поселку. Систематизация знания детей, педагогов и родителей о родном крае;

Формирование основ правового сознания у дошкольников.

Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи :

Для детей:

Формировать у детей 5-6 лет представления о своей малой Родине: о семье, доме,

детском саде, селе в котором они живут.

Расширить знания детей о родном поселке: истории, символики, достопримечательностях, социальных и промышленных объектах, их назначении .

Формировать любовь к родному поселку и интерес к прошлому и настоящему родного края.

Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в поселке, сопричастности к этому.

Развивать бережное отношение к своему поселку (достопримечательностям, культуре, природе).

Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружение и отражать это в своей деятельности.

Закрепить знание детьми некоторых правах человека ( право на имя, на любовь и· заботу родителей, на медицинское обслуживание, на жизнь, на игру)

Для педагогов:

Расширить знания педагогов об истории поселка;

Создать условия, методическое обеспечение проекта, стимулировать желание детей найти новые знания, помочь каждому ребенку почувствовать гордость за свой  поселок;

Для социальных партнёров: испытать чувство единения, соучастия, желание передать свои знания;

Для родителей: совместный поиск информации об истории возникновения поселка, его названии; подбор и сочинение стихотворений о поселке;

Определены продукты проекта: открытое занятие: «Экскурсия по поселку Шишкин Лес», макет поселка, выставка рисунков «Милый сердцу уголок», выставка семейных поделок из природного материала , книга стихотворений о поселке;

Участниками проекта стали дети 5-6 лет, их родители. Воспитатели, музыкальный руководитель, изомастер, инструктор по физическому воспитанию.

Тип проекта информационно-практический, то есть информация, полученная детьми в процессе воспитательно-образовательной работы по данной теме находит свое отражение в различных видах детской деятельности- игре, художественном творчестве, труде, создании макетов, выставок при активном участии педагогов ДОУ, родителей и социальных партнеров.

Проект среднесрочный и реализуется в три этапа.

На первом этапе - подготовительном (организационном):

С детьми: провели педагогическую диагностику по нравственно -патриотическому воспитанию, исходя из которой, у 65 % детей отметили низкий уровень знаний истории поселка, достопримечательностей родного края;

Выделили проблему на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей: в ходе организации беседы с детьми подвели детей к вопросу о том, что такое малая Родина, что мы о ней знаем и что хотим узнать;

Разработали с детьми план действий по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью чтобы узнать больше о семье, детском саде, родном поселке: воспитателю, родителям;

-выяснили, в каких источниках можно найти информацию: в книгах, в ходе экскурсий, просмотре фильмов ...

Была сформулирована значимая проблема, на решение которой направлен проект: воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей малой Родине, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.

С педагогами: на этом этапе был создана творческая группа по реализации проекта, отбор участников проводится по желанию самих педагогов включиться в проект.

Главным критерием при этом была готовность педагогов к открытости и изменениям в работе с детьми.

Педагогическому коллективу предстояло решить следующие задачи:

-изучить мнение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей по поддержке образовательного процесса;

-скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно- развивающей среды;

-разработать систему мероприятий по ознакомлению детей с родным краем, подготовить основные методические материалы и необходимые дидактические пособия;

Так же, была определена основная образовательная область программы: социализация; образовательные области, содержание которых включено в проект. познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд, музыка.

Педагоги творческой группы провели корректировку перспективно-тематическое планирования работы по теме, разработали критерии знаний детей о родном поселке для детей старшей группы, подобрали информационные ресурсы для самообразования педагогов- организовали выставку методического материала по реализации проекта, обобщили опыт работы и провели анализ методических разработок.

Так же подобрали дидактическое и методическое оснащение проекта: Методическое обеспечение:

1.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 №6.

2.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

3.М.Д.Маханева «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

4 Н.В.Алешина»Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»/ Москва 2008г./

5.        Г.Н.Данилина «Дошкольнику -об истории и культуре России» /Москва. Аркти. 2005г./

6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» /Москва. Творческий Центр. 2004г/

7.М.Д.Маханева, Т.М.Козлова «Работаем в проектном режиме» Методист ДОУ 2011 №8

8.Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1.Подобрали литературу о родном крае, его достопримечательностях

2.Подобрали произведения о семье, детском саде, взаимоотношениях и играх детей, о родном поселке, символике. 3.Подобрали наглядный материала (иллюстрации, фотографии, слайды с изображением достопримечательностей родного края),

4 Подготовили разные материалы для трудовой деятельности: коробки, проволоку цветную бумагу, паролон.

5.Подготовили изобразительные материалы для продуктивной деятельности: бумагу, карандаши, гуашь, щетинистые кисти, тычки.

6.Подобрали дидактические игры: «Собери флаг и герб поселка», «Узнай и назови общественные здания поселка», «Узнай герб поселка», «Бабенские игрушки»

7.Выставки рисунков «Милый сердцу уголок», фотоальбомы: «Моя семья», «Мой поселок».

8.Создание экспозиций в мини-музее родного края: предметы быта родного края, достопримечательности поселка, промысел «Бабенская игрушка» .

9.Создали презентации: «Наш поселок - Шишкин Лес», «Санаторий Михайловское, «Центр «Бабенская игрушка» .

10.Создание условий для проведения открытых мероприятий ( оформление музыкального зала, использование мультимедиа).

С родителями: с целью изучения общественного мнения родителей было предложено ответить на вопросы анкеты. Проведенное среди родителей анкетирование показало, что:

Большинство родителей согласилось с тем, что дети должны знать историю и достопримечательности родного края, что эту работу надо начинать как можно раньше, но

80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка за высокой занятости;

40 % родителей затрудняются в знании истории поселка, края;

Было  проведено  групповое  родительское  собрание  «Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников», в ходе которого познакомили родителей с целями и задачами проекта, совместно обсудили формы сотрудничества и возможную помощь в его реализации проекта: помощь в изготовлении макета, творческое участие в создании сборников стихотворений о поселке, участие в конкурсах, фотовыставках.

Основной, деятельностный этап

Основная цель этапа- воспитание у детей гражданских чувств: любви к семье, детскому саду, родному краю.

В ходе реализации проекта работа проводилась по четырем тематическим блокам: «Моя семья», бес «Детский сад», «Мой поселок Шишкин Лес» ,«Знакомство с символикой поселка: флаг, герб, гимн».

С темой «Моя семья» дети знакомились в течении первой недели. Главная задача этой темы- расширить представление детей о семье; дать понятие о родословной; учить  ориентироваться в родственных отношениях; закрепить знание имени и отчества родителей, места работы родителей; формировать умение последовательно и четко рассказывать о своей семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, желание оказывать посильную помощь дома. Дети изучали художественную литературу, играли в сюжетно-ролевые игры: «Больница», ·«Семья», «Кафе», «Театр», «Парикмахерская» и др.; с детьми были проведены беседы: «С кем я живу», «Мои братья и сестры», «Как я помогаю маме», «Мои бабушка и дедушка», «Моя родословная».

Занятия продуктивной деятельностью: лепка «У строим выставку посуды», рисование «Мой дом», конструирование «Дом в котором я живу» помогли отразить полученные  впечатления.

 

В конце недели были оформлены фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей»; проведен конкурс семейных поделок из природного материала; проведен спортивный праздник  «Мама,  папа,  я-спортивная  семья».

Для повышения педагогической компетентности родителей, были оформлены памятки о воспитании детей.

Тема второй недели «Наш любимый детский сад»

Задача педагогов на этом этапе- систематизировать знания детей о детском саде, его предназначении, о важности труда каждого сотрудника детского сада в создании условий для роста и развития детей; о любви и заботе сотрудников детского сада о детях. Детям читали художественную литературу: В.Серовой «Не терпит мой папа безделья и скуки», Е.Благининой «Посидим в тишине», Л.Квитко «Бабушкины  руки»; рассказ Н.Артюховой «Трудный вечер»;

проводили беседы: «О детском саде»», «О труде завхоза», «Как я помогаю маме»;

организовывали сюжетно- ролевые игры: «Детский сад», «Больница», «Семья», «Кафе».... В процессе организации экскурсий: «Знакомство с трудом заведующей», «Знакомство с трудом кладовщика» -дети посетили кабинеты, подсобные помещения учреждения, познакомились с трудовыми обязанностями сотрудников, пообщались с ними, уяснили значимость труда и заботы каждого из них для детей, посещающих  детский сад.

В конце недели была оформлена фотовыставка «Как мы занимаемся в детском саду», макет «Детский сад».

Главными задачами при изучении темы «Мой родной поселок» были:

Уточнение и расширение знаний детей о родном поселке, его достопримечательностях, · традициях.

Воспитание интереса к жизни поселка, любви к родному краю, желание заботиться о

его процветании. Дети просмотрели тематические фильмы: «Санаторий Михайловское», «Бабенские игрушки», «Наш поселок Шишкин Лес», посетили центр «Бабенская игрушка», где познакомились с процессом точения и росписи игрушек», поиграли в народные игрушки и игры; мини-музей родного края в детском саду, где рассмотрели макет поселка, иллюстрации с изображением общественных учреждений поселка. Познакомились со стихотворениями о поселке, сочиненными самими жителями. Занятия художественным творчеством: лепка «Кружка украшенная цветком», рисование: «Строители строят новый дом», «Бабенские матрешки», аппликация «Наш поселок», ручной труд: «Лягушки в нашем пруду» позволили творчески отразить в продуктивной деятельности полученные в ходе работы знания и  впечатления.

Для повышения педагогической компетенции родителей по данной теме была  проведена консультация «Путешествие в историю родного края». Родители в свою очередь с интересом откликнулись на предложение сочинить небольшие стихотворения о поселке, принять участие в изготовлении макета поселка.

В конце недели была организована выставка детских рисунков «Милый сердцу  уголок».

Следующей темой было «Знакомство с символикой поселка: флаг, герб, гимн».

Дети закрепили знания о том, что такое символика; рассматривая флаг и герб, выделяли цвета , узнавали о том, что они символизируют; знакомились с изображением на гербе, их назначением, прослушали гимн поселка.

Совместно  с воспитателями изготовили дидактическую игру «Собери флаг», герб  поселка» .

Для родителей была проведена консультация «Герб, флаг, гимн».

Так, из проведенной работы на основном этапе видно, что наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, художественным творчеством).

План работы включал организационные формы, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

На заключительном этапе была проведена диагностика знаний детей. Анализ  полученных результатов и сравнение их с данными первой диагностики показали, что уровень знаний детей повысился. Дети получили много знаний о ближайшем  окружении: семье, детском саде, родном поселке; повысилась компетенция и  заинтересованность родителей в этом вопросе. Завершением проекта стало открытое занятие «Путешествие по родному поселку».

Проект позволил детям усвоить сложный кий материал через совместный поиск решения проблемы. Объединение образовательных областей в решении данной темы позволил детям усвоить целостную картину окружающего мира- свою малую Родину. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду значительно повысился. Все рисунки детей будут собраны в альбом, планируется изготовление книги детско-родительского творчества Стихотворения о родном поселке» для других возрастных групп, так же планируется провести повторный опрос родителей о проведенной работе в рамках проекта. Не смотря на то, что работы над проектами только началась, и мы еще испытываем определенные трудности, но такую работу надо проводить в детском саду. И начинать по формированию у детей гражданских чувств, чувства любви к родному краю необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым бли...

Из опыта работы«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную  деятельность» ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Изучение исследования, направлено на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, об истории нашей страны, о народных традициях, часто равнодушны к ...