Статья: "Роль музыкальных игр в формировании здорового образа жизни дошкольников".
статья на тему

Абрарова Вера Игоревна

Музыкальные игры оказывают положительное влияние на формирование организма детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы, улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жизненно - необходимых двигательных умений и навыков, улучшение телосложения, выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь, развитие двигательной и музыкальной памяти, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский        

         сад № 70 общеразвивающего вида Калининского района г.Санкт - Петербурга.

             

Тема: «Роль музыкальных игр в формировании здорового                                          

              образа жизни дошкольников»

                                       Санкт - Петербург

                                              2018 год.

«Здоровье детей – важнейший труд педагога. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский

           Формирование здорового образа жизни у детей является актуальной необходимостью, это связано с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы семьи. От уровня психического и физического состояния населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества  в  целом, поэтому  проблема  формирования  представлений  о здоровом образе жизни детей является в современном обществе актуальной. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие, а также создание здоровьесберегающей среды.  

Из чего же складывается здоровье?

50% - образ жизни;

20% - наследственность;

20% - окружающая среда;

10% - система здравоохранения.

        Фундаментом здоровья дошкольников становится формирование нравственных качеств ребенка: доброта и дружелюбие, выдержка и целеустремленность, смелость и оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования и способность чувствовать себя счастливым, вера в собственные силы. В связи с этим необходимо формировать у каждого ребенка чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, своих творческих возможностей.    

       По утверждению психолога Г.С. Тарасова, игра - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым - задача взрослых.         

       В современной педагогике  игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребенок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются  инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ освоения ребенком социального опыта.

        В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность»  дается следующая классификация музыкальных игр дошкольников:

Классификация музыкальных игр:

  • игры, развивающие музыкальный слух;
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
  • игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности
  • музыкально-игровые композиции.

К ним относятся:

  • подвижные игры;
  • хороводные игры;
  • игры с пением;
  • народные игры;
  • театрализованные игры;
  • речевые игры;
  • музыкально-дидактические игры.

              В условиях ООД направление  «Музыкальная деятельность» игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

           Музыкальные игры оказывают положительное влияние на формирование организма детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы, улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жизненно - необходимых двигательных умений и навыков, улучшение телосложения, выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь, развитие двигательной и музыкальной памяти, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в 3 аспектах.

Первый аспект – физиологический: связан с исследователями В.М. Бехтерева, И. М. Догеля, И.Р. Тарханова и других, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмичных движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект – психологический: музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект – педагогический: посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

           В музыкальной игре, как и в других видах деятельности, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи: ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно, воздействовать на детей с разным темпом развития. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии.  Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

       Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью, учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:                  

Оздоровительные:

  • укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • развитие быстроты двигательной реакции. 

Коррекционные:

  • развитие слухового, зрительного  восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,  координации движений и нормализация их темпа и ритма;
  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;                                        

Образовательные:

  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Развивающие:

  • познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
    самоконтроль,  внимание, память,  мышление, ориентировка  в пространстве;

Воспитательные:

  • воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной  культуры, эстетическое отношение к окружающему.     

         На музыкальных занятиях особое место среди музыкальных игр занимают подвижные музыкальные игры, которые в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а  также  помогают предупредить  умственное переутомление и повысить работоспособность детей в течение дня. Организуя воспитание детей музыкой  и движением, необходимо часто подбадривать ребенка, обеспечить безопасную предметноразвивающую среду, организовать жизнь коллектива в атмосфере дружбы.

Педагогическая направленность музыкальных игр:

         В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

  • Н.А. Метлов с воспитательной точке зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию.
  • Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки.
  • И.Л. Дзержинская рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до 3 лет к разным видам музыкальной деятельности.
  • Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки музыкально-ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.
  • Е.Д. Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр:  игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.
  • Л.Н. Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных музыкально-дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни ребенка.
  • Народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе дошкольных образовательных учреждений. Они повышают двигательную активность детей дошкольного возраста, общую выносливость, воспитывают интерес и любовь к подвижным играм разных народов, развивают у дошкольников эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формируют стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.  

Можно выделить 3 группы музыкальных игр:

  • І группа - игры на развитие внимания.
  • ІІ группа - игры на развитие памяти.
  • ІІІ группа - игры на развитие мышления.

Каждая группа имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту реакции.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведение в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий - сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.      

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой материал, игровой замысел, правила.

По форме проведения игры подразделяются на:

  • статические (стоя или сидя);
  • игры с движением;
  • речевые игры;
  • игры-шутки;
  • игры-забавы;
  • игры-загадки;
  • ритмические игры.

Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие, формируют творческие способности.

Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Обучение в музыкальной игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа:

На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.

На втором  этапе: идет формирование двигательных, речевых навыков.

На третьем этапе: осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность детей.

Игры на развитие внимания:

Внимание - одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, так как главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Согласование текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа через средства двигательной активности.

Игры на развитие памяти:

Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не сможет ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.

Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить.

Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.

Игры на развитие мышления:

Мышление у ребенка развивается постепенно, оно осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать. При этом обращается внимание на способы умственных действий.

Со стороны взрослых детям оказывается помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности.

             Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений - подготовить тело ребенка к воспроизведению действий.

Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых правил.

Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей. Метрическая единица - доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.

Музыкальные игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, в середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка. Если это игра-приветствие, то её проводят вначале занятия.

Например -  игры с пением:

Игра «Здравствуй, дружочек!»  (на мелодию р.н.п. «Ах ты, берёза!»)

Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

Здравствуй, дружочек,                       Качают правыми руками

Милый мой дружочек!

Здравствуй, дружочек,                       Качают левыми руками

Милый мой дружочек!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,              Кружатся в парах «топающим шагом»

И на место встали                                  

До  свиданья, до свиданья…             Машут друг другу рукой, идут в

                                                                  разные стороны по кругу,        

 Миленький дружок                          останавливаются у другого ребенка.

В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.

Игра «У медведя во бору» - младший дошкольный возраст:

Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Детям трудно дается это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит их координировать свои действия.

       Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.

Младший дошкольный возраст:

«Медведь и зайцы»,  музыка В. Ребикова

Начинаем со сказки. В глухом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли медведь, не крадется ли лиса.

Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают  на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно  переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа движется под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

«Командир и четыре отряда»,  музыка Л. Сидельникова.

Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами.  Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.

Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

Это игры, имеющие игровые правила, задания.

Младший дошкольный возраст:

Игра «Будь ловким», муз. Н. Ладухина

Двух - частная форма музыки. Детям задается вопрос: чем отличаются эти части?

I - часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

II - часть. Легкий бег по кругу. С окончанием музыки дети  останавливаются, или приседают.

Игра «Найди себе пару», л.н.м.,  обработка Т. Попатенко.

Двух - частная форма музыки. Перед началом игры необходимо разучить сложные элементы к игре: «поскоки», перестроения.

I часть – перестроения под музыку.

II часть – легкий бег поскоками врассыпную. На окончание музыки найти себе пару и встать по кругу.

Старший дошкольный возраст:

Игра «Ловушка»,  р.н.м.,  обработка А. Сидельникова.

Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки, «поскоки», «хлопки», «воротики». С окончанием музыки дети пытаются закрыть в кругу детей с платочками.  Дети должны выразительно передать характер музыки, быстро среагировать сменой движений на смену регистра, красиво выполнить «поскоки» и при этом сохранить дружеские взаимоотношения.         

         Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки.  Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований образовательной Программы.

          Совместные музыкальные игры позволяют развивать у детей навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учат дружить, делить с другими успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях. Такие игры формируют у дошкольников понимание своей половой принадлежности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Презентация к педсовету  "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье".  Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....

Статья : "Роль предметно - развивающего пространства в формировании здорового образа жизни ребенка".

Статья предназначена для воспиателей детских садов. В статье описана предметно-развивающая среда по формированию здорового образа жизни детей. В статье использован опыт работы воспитателей детского са...

«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Презентация в ДОУ "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Питание детей 2-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физичес...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...