«Комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям со зрительной депривацией как гарант их успешной интеграции в общество здоровых сверстников»
статья на тему

Газарова Кнара Борисовна

В последнее время часто даже на самом высоком уровне поднимаются вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их адаптации в социуме. Именно поэтому сейчас уделяется огромное внимание работе  образовательных учреждений компенсирующей направленности и созданию в них условий для развития эмоционального, социального и  интеллектуального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формированию его личностных качеств. Поэтому мы считаем, что  тема комплексного подхода в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является в настоящее время актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_podhod_gmo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям со зрительной депривацией как гарант их успешной интеграции в общество здоровых сверстников»

В последнее время часто даже на самом высоком уровне поднимаются вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их адаптации в социуме. Именно поэтому сейчас уделяется огромное внимание работе  образовательных учреждений компенсирующей направленности и созданию в них условий для развития эмоционального, социального и  интеллектуального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формированию его личностных качеств. Поэтому мы считаем, что  тема комплексного подхода в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является в настоящее время актуальной.

Для работы с детьми со зрительной депривацией в нашем детском саду отведен коррекционный блок, который включает в себя две группы: средняя «Фиалка», которую посещают 9 детей и подготовительная  «Незабудка», которую посещают 10 детей. В основном это дети с косоглазием, амблиопией, астигматизмом и миопией. Четверо детей из группы «Фиалка» считаются слабовидящими т. к. их острота зрения не превышает 0,4.

У нас имеются: дефектологический, логопедический, психологический кабинеты, оснащенные всем необходимым оборудованием, пособиями и демонстрационными материалами для работы с детьми с нарушением зрения, в которых проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия. Также у нас есть плеопто-ортоптическая комната, где проводится лечение на аппаратах согласно назначениям врача.

Специфика комплексного подхода в оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья заключается в тесном взаимодействии психолога, дефектолога, логопеда, педагогов, воспитателей и медицинских работников, которые решают свои конкретные задачи. И только кропотливая работа каждого из них во взаимосвязи друг с другом может привести к желаемому результату т. е. успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых сверстников.

В начале учебного года наш врач Шкодина Т.В. проводит осмотр детей, уточняет остроту зрения и диагнозы детей, назначает лечение на аппаратах, которое проводит медсестра-ортоптистка Элесханова Л.М.. Она также ежемесячно  проводит проверку визуса детей, результаты которой вывешиваются на специальных стендах для родителей, с целью отслеживания динамики зрительного  развития  каждого ребенка.

В сентябре в течение двух недель проводится психолого-педагогическое обследование детей, результаты которого доводятся до сведения воспитателей. Мы обсуждаем рекомендации врача и с учетом результатов обследования составляем индивидуальные планы коррекционной работы. Я знакомлю воспитателей с новинками лекотеки, которые рекомендуются для использования на индивидуально-коррекционных занятиях.Два раза в год у нас проводятся мини-педсоветы на которых собираются все, кто работает с детьми с нарушениями зрения вместе со старшим воспитателем Гончарюк Г.Ф.. В начале года дефектолог, логопед и психолог докладывают о результатах обследования, об особенностях адаптации вновь поступивших детей. Более подробно останавливаемся на детях, у которых ярко выражены вторичные отклонения, вызванные первичным дефектом. Затем в течение года общими усилиями проводим коррекцию и устранение этих вторичных отклонений. В конце учебного года на мини-педсовете мы уже обсуждаем результаты нашей работы и динамику развития детей.

Основная моя работа – создание специальных мероприятий, направленных на коррекцию или устранение вторичных отклонений с помощью специальных методов и приемов. Одним из типов коррекционных занятий является развитие зрительного восприятия и формирование способов обследования предметов. Так, например, такие виды работы как обводка через кальку и наложение силуэта на контур, способствуют развитию зрительного восприятия, глазодвигательных функций и мелкой моторики, а также готовят детей для работы на синоптофоре.

Еще один пример коррекционного занятия. После того, как дети обследуют предмет зрительно-осязательным способом, мы играем в игру «Опиши и найди». Первый ребенок описывает задуманный предмет по алгоритму с опорой на зрительно воспринимаемую информацию. Второй ребенок должен догадаться по описанию и найти предмет на ощупь. С помощью этой игры закрепляются знания детей, развиваются как зрительный анализатор, так и другие сохранные анализаторы.

На занятии по флористике закрепляются знания детей об осени, расширяется кругозор детей; мы знакомимся с японским искусством составления букетов – икебаной, а также на этом занятии развивается чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Кроме того, дети получают массу положительных эмоций от творчества.

Нашим детям очень нравятся занятия, на которых используются нестандартные подходы. Так, например, пескография. Для этого мы используем локализатор-корректор. Ребята с удовольствием рисуют песком. Но главное, что с помощью пескографии решаются несколько задач: во-первых – лечебная задача: пучок света, попадая на колбочковый аппарт глаз раздражает его, что способствует повышению остроты зрения детей. Во- вторых, развиваются различные анализаторы. А также дети обогащают свой эмоциональный опыт новыми впечатлениями.

В. Сухомлинский говорил: «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку». Для наших детей изотворчество – это праздник души. На занятиях в кабинете художественного труда  педагог Матвеева Э.В. часто использует нетрадиционные техники, например техника квилинга. Через изобразительную деятельность она решает многие коррекционные задачи: развитие цветовосприятия, глазодвигательных функций, мелкой моторики.

Моя работа дефектолога проходит в тесном сотрудничестве с логопедом Газаровой К.Б. Знания детей, полученные на познавательных занятиях по осенней тематике, тут же закрепляются логопедом, которая отрабатывает звукопроизношение и совершенствует грамматический строй речи детей, расширяет их словарный запас и развивает связную речь. С помощью пиктограмм дети описывают признаки осени и составляют рассказ.  

В наших группах работают опытные педагоги: это Денисенкова А.С., Соловьева Т.П., Жидкова В.С.  Это творческие люди с большим стажем, с высшей квалификационной категорией,  а главное, они очень любят детей и в течение не одного десятка лет отдают им свою любовь, сердечное тепло, и дети платят им тем же. Воспитатели прилагают  немало усилий для создания коррекционных уголков в своих группах, подбирают разнообразный материал, который затем используют в ежедневных коррекционных занятиях.

Хотелось бы сказать несколько слов о важности интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Интегрированное воспитание и обучение создает основу для выстраивания качественного взаимодействия между детьми с какими-либо отклонениями и нормально развивающимися, преодолевая границы между ними и делая их прозрачными.

В наших группах наряду с детьми с нарушением зрения воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети. При этом за каждым ребенком с нарушением зрения сохраняются необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Недавно у нас прошел праздник «Осенние музыкальные старты». Дети нашей подготовительной группы соревновались с массовой группой сверстников, на котором победу одержали дети группы «Незабудка». Можно с уверенностью сказать, что интегрированное воспитание – это один из действенных способов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме. И хочется отдать должное музыкальному руководителю Пчелинцевой М. Д., которая организовывает интересные праздники и всегда учитывает рекомендации тифлопедагога по проведению как занятий, так и праздников.

У нас есть традиция, каждый год,  осенью, принимать участие  в фестивале художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята с удовольствием готовятся к нему, гордятся тем, что их показывают по телевизору и очень рады подаркам, которые получили лично, а также для групп.

Психологическое сопровождение является важной составляющей комплексной работы с детьми с нарушением зрения.  Педагог-психолог  Устинович Н.О. проводит психологическое обследование и диагностику коммуникативных навыков детей. С учетом этого обследования организовывает в группах «Азбуку общения», психологические паузы здоровья, обеспечивает психологическое сопровождение семей. Также проводит индивидуально-коррекционные занятия.

Одним из  приоритетных направлений работы с детьми с нарушением зрения  является здоровьесбережение. У наших детей в той или иной мере наблюдается целый комплекс двигательных нарушений, вызванных снижением остроты зрения, нарушением бинокулярности, глазодвигательных функций. Встречаются  такие нарушения как:

- трудности в овладении основными двигательными умениями;

- плохо развита мелкая моторика и крупная мускулатура;

- слабая ориентировка в пространстве.

        Поэтому огромное внимание уделяется проведению физкультурных занятий, утренней гимнастики, пальчиковому игротренингу, использованию логоритмики на занятиях. Особая роль отводится подвижным играм на ориентировку в пространстве, попаданию в цель, а также играм, в которых дети смотрят вдаль и вверх, что способствует развитию бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием.

        Во время прогулок дети не только наблюдают за сезонными изменениями в природе, учатся видеть окружающую красоту, но и  наслаждаются свежим воздухом, укрепляют свое здоровье.

        Сюжетно-ролевая игра является одним из способов коррекции вторичных отклонений. Л.С. Выготский говорил, что  «… именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социальной среды. Игра является отражением представлений детей о мире взрослых. Поэтому именно в игре происходит приобретение социального опыта. Мы часто видим насколько точно дети копируют в своих играх взрослых, подражают им и дословно цитируют.

        Все мы прекрасно знаем, как трудно работать с родителями. Но с родителями детей с какими-либо нарушениями (здоровья) работать вдвойне тяжелее. Ведь сам факт наличия какого-либо дефекта у ребенка является стрессогенным фактором для его родителей, провоцируя неадекватные формы их поведения, что может выражаться либо в гипертрофированных формах любви и гиперопеки, либо, напротив, игнорировании последствий дефекта. И все же мы сотрудничаем с родителями: проводим собрания, индивидуальное консультирование, готовим консультации, приглашаем на занятия.

        В заключение, хотелось бы сказать, что благодаря работе всех  педагогов, которые ежедневно отдают детям свои знания, умения, любовь, частичку своей души и свое тепло, мы все-таки  добиваемся желаемых результатов. Но только при одном условии: если дружно, если вместе. Материально-техническое оснащение  наших групп и кабинетов обеспечивает администрация в лице Сергиенко И.В. Именно поэтому мы считаем, что комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является гарантом их успешной интеграции в общество здоровых сверстников.

         Как здорово, что сегодня возрождается меценатство. Это мы и наши ребята ощутили на себе. Общественный фонд помощи детям с ограниченными возможностями в рамках программы «Иллюстрированные книги – каждому ребенку в подарок» уже два раза присылал нам комплекты замечательных книг на развитие зрительного восприятия и различных анализаторов, за что мы им очень благодарны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оказания психолого-педагогической помощи родителям и их детям в возрасте от 1 до 1,5 лет, неохваченных дошкольным образованием. (группа кратковременного пребывания) «Ясли для малыша-школа для мамы»

    Программа нацелена на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием на укрепление здоровья ребенка, поддержание у не...

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

Психолого-педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детей с ОВЗ, при формировании сенсорных эталонов посредством дидактических и развивающих игр.

  Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образоват...

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии,...

Здоровьесберегающая технология реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях ДОУ - ритмотерапия.

Доклад посвящен актуальной проблеме применения новых эффективных форм реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС по средством применения здоровьесберегающих технологий...

Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям

Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...