Доклад на тему "Музыкально-образовательная деятельность".
учебно-методический материал по теме

Смирнова Анастасия Николаевна

   Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie1.pptx1.3 МБ
Файл muzykalno-obrazova-telnaya_deyatel-nost.docx22.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад на тетему: «музыкально-образовательная деятельность МКДОУ Тишанский детский сад Выполнила: музыкальный Руководитель Смирнова А.Н .

Слайд 2

Развитие музыкальных способностей Ладовое чувство Музыкальный ритм Музыкально- слуховое представление

Слайд 5

Виды музыкальной деятельности дошкольников Восприятие Исполнительство Творчество Музыкально-образовательная деятельность

Слайд 6

Средства музыкальной выразительности Мелодия Ритм Акцент Гармония Интонация Лад темп Динамика Т ембр Эмоционально-образное с одержание музыки Весёлая Грустная Нежная Спокойная Торжественная Мужественная Взволнованная Серьёзная Таинственная

Слайд 7

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Пение Музыкально- Ритмические движения Игра на музыкальных инструментах

Слайд 8

Правило пения 3. Перед началом пения спокой но бери дыхание; 2. Во время пения стой или сиди прямо; 4.Не прирывай слово дыханием ; 5. При пение правильно произноси гласные и чётко согласные звуки, чтобы были понятны все слова; 6. Старайся, чтобы твой голос звучал легко и красиво; 7. Пой выразительно; 1. Чтобы правильно петь, надо внимательно слушать музыку; 8. Начинай и заканчивай песню вовремя .

Слайд 11

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального, Эмоционального развития мышления, творческой инициативы, Сознательных отношений между детьми поэтому этой работе в детских садах Уделяется большое внимание

Слайд 13

Показ песни Разучивание Пение «с голоса» Пение с проигрыванием только мелодии Исполнение не больших музыкальных ансамблей Использование при исполнении мелодии на музыкальных Инструментах (фортепиано, ксилофон, металлофон) Наглядно-слуховой

Слайд 14

Развитие Слухового внимания - «Кто что слышит?» - детям предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. - «Что я делаю?» - дети с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимые воспитателем. - «кто тебя позвал?» - детей просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя. - «Угадай на чём играют?» - детей знакомят со звучащими игрушками, затем дети по очереди отворачиваются и угадывают, какая игрушка звучит.

Слайд 15

Наглядно-зрительный метод Показ картинок Движения в плясках Показ игрушек Показ костюмов Показ ц ветных карточек

Слайд 16

Словесный метод Объяснение Пояснения Указания Беседа З амечания

Слайд 17

Практический метод Исполнительские п риёмы в пении Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных инструментах

Слайд 18

Дидактические игры Тематика На определение высоты звука Развитие чувства ритма На определение х арактера музыки Развитие памяти и м узыкального звука Закрепление з наний о высоте

Слайд 19

Формы организации музыкально-образовательной деятельности Образовательная деятельность Музыка в повседневной жизни Музыкальное воспитание в семье Музыка в быту детского сада, упражнения, игры, утренняя гимнастика Развлечения: музыкальные вечера, концерты, беседы, хороводы. Праздничные утренники Обучение игре на музыкальных инструментах Слушание радио и телепередач Самостоятельное музицирование

Слайд 20

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МКДОУ Тишанский детский сад

Доклад на тему:

«Музыкально-образовательная деятельность»

Выполнила:

музыкальный руководитель

Смирнова А.Н.

Музыкально-образовательная деятельность

   Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства.

 

   Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях ; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

   

   Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры.

   Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть).

   Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.

   Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики. Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом.

   Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления

   Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко.

 

  В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности  (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз).        Дети узнают названия танцевальных шагов (поскоки, шаг польки,переменный шаг, галоп), усваивают названия танцев, хороводов.

   Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

   Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во  внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

Методы и приемы формирования знаний о музыке.

   а) наглядно - слуховой метод (звучания произведения в «живом»исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает  рассказ о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

   б) наглядно-зрительный метод, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приёмов, движение в плясках, играх, упражнениях, показательных картинок, игрушек, цветных карточек, костюмов относящихся к данному музыкальному произведению.

   Зрительная наглядность должна помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей ( в младшей группе применение более оправданно). До прослушивания музыкального произведения, зрительная наглядность привлекает лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать.

   в) словесный метод применяют когда сообщают детям различные сведения о музыке, проясняют ее содержание, разъясняют, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками.

   г)  практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов является упражнение, однако его использование не должно превращаться в тренаж. Эффективный практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами.

д) дидактические игры. Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «музыкальный телефон», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.  Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки, как вид искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

   Музыкально дидактические игры, воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Формы организации музыкально-образовательной деятельности.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ее.

 

  К формам музыкальной деятельности детей относятся:

- Образовательная деятельность: Основной формой образовательной работы с детьми в ДОУ является музыкальное занятие. На музыкальном занятии осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

- Музыка в повседневной жизни детского сада: Всем известно, что музыка звучит не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни ДОУ: включение музыкальных произведений в другие занятия (чтение литературы, изобразительная деятельность), утренняя гимнастика, прогулка, сон. В этом случае огромная ответственность ложиться на плечи воспитателя, потому что именно от уровня его музыкальной культуры зависит качество используемого музыкального репертуара. Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные в процессе музыкальных занятий, могли быть использованы детьми самостоятельно.

- Музыкальное воспитание в семье: Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни в семье, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит, понимает, разбирается как в современной, классической и народной музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Приёмы активизации мыслительной деятельности на занятиях по математике. Их роль в подготовке к школе. "

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А для эт...

Доклад по итогам исследовательской деятельности «Психолого-педагогические подходы обучения одаренных детей»

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете...

Доклад на тему: «Эффективность деятельности на управленческой должности»

Вашему вниманию представлен доклад по организации эффективной деятельности на управленческой должности,раскрыта оптимальная система развития учреждения – спланированная система управленческих действий...

Доклад по итогам исследовательской деятельности "Правила движения достойны уважения"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Доклад на педсовете «Изобразительная деятельность в жизни ребенка»

  Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Зачем крохе рисовать?Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом б...

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Доклад по итогам исследовательской деятельности: Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...