Доклад "Приёмы активизации мыслительной деятельности на занятиях по математике. Их роль в подготовке к школе. "
материал (математика, старшая группа) на тему

Галкина Татьяна Вячеславовна

 

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А для этого нам нужно развивать мыслительный процесс у ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы активизации мыслительной деятельности на занятиях по математике.

Их роль в подготовке к школе.

Воспитатель: Галкина Т.В.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А для этого нам нужно развивать мыслительный процесс у ребёнка.

Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно это и помогает в дальнейшем обучении в школе.

Интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.

Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является:

 -наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения.

- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом -разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.;

-умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

-умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;

-умение выдвигать новую познавательную задачу;

-способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности.

Поэтому мы стараемся заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. Активизацию мышления детей на занятии мы достигаем путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Наша задача  — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Для этого используем игровые моменты с приходом какого-либо героя или письмо с просьбой о помощи, посылка которую можно открыть только выполнив определённые задания; игры-путешествия – «в страну Математики», «в гости к королеве цифр»; викторины – КВН, Заморочки из бочки и т.п.

Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это  создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры мы включаем в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Вот  несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания на занятиях математикой, которые мы используем на занятиях:

 Например, игра «Заметь все!»

На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагаю рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываю, и детям предлагаю перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убираю одну из картинок и спрашиваю, какая картинка исчезла, попрошу описать ее. Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.

Игры на развитие внимания

«Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Ухо-нос», «Карлики и великаны», «Повторяй за мной» и т. д.

Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото», «Четвертый лишний», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» и т.п.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности                         С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, я говорю: «Положите сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задаю вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?  Потом детям из этих фигур предлагаю составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

В процессе таких игр дети закрепляют знания о простейших геометрических фигурах, их свойствах, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.

В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт», «Самый быстрый почтальон», «Глаз-фотограф», «Каждой игрушке - свое место» и другие.

Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.                                                                                                                             С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи, другие, логически связанные с ними. Например, игры «Цепочка», «Математическая эстафета». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Контролеры», «Арифметический бег по числовому ряду», «Проверь Угадайку!»)

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.                    Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета» и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку,  у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует  мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.               При проведении устного счета я включаю упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.

Мы, работая с детьми на занятиях, стараемся опираться на лучший опыт семейного воспитания, учитывать своеобразие каждой семьи, тактичными советами, педагогическим просвещением родителей, привлечение их к участию в мероприятиях, проводимых в детском саду, добиваемся взаимопонимания, единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе.