Консультация для педагогов в детском саду "Правильное оформление методических разработок и дидактических пособий, различия между ними"
консультация на тему
«Правильное оформление методических разработок и дидактических пособий, различия между ними».
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может представлять собой:
Разработку конкретного занятия;
Разработку серии занятий;
Разработку определенной темы
Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
Разработку общей методики преподавания предметов;
Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета т.е. с использованием определенного оборудования.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
- Определить цель методической разработки.
- Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
- Составить план и определить структуру методической разработки.
- Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы; описание видов деятельности педагога и воспитанников; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правильное оформление методических разработок и дидактических пособий, различия между ними».
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может представлять собой:
Разработку конкретного занятия;
Разработку серии занятий;
Разработку определенной темы
Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
Разработку общей методики преподавания предметов;
Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета т.е. с использованием определенного оборудования.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
- Определить цель методической разработки.
- Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
- Составить план и определить структуру методической разработки.
- Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы; описание видов деятельности педагога и воспитанников; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения практических работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общая структура:
1.Аннотация.
2.Содержание.
3.Введение.
4.Основная часть.
5.Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
- Характеристика темы;
- Планирование изучение темы;
- Рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
Образовательные цели и задачи темы;
Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
Место и роль темы в курсе;
Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
Дается дидактический анализ содержания материала;
Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
1. Продумать методику преподавания темы.
2.Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
3.Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы:
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению занятия.
- Дидактический материал к занятию (можно не выделять в виде приложений).
- Список литературы (источников) для учащихся.
- Список литературы для педагогов.
Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Общие требования к оформлению методической разработки.
- Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного занятия, то не менее 10 листов.
- Объем основного содержания-- не менее половины всей рукописи.
- Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
- Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
- Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
- Количество и объем разделов не лимитируется.
Дидактическое пособие - это учебное пособие, позволяющее опираться на слуховое, а также зрительное и тактильное восприятие. Используя различные виды визуальных средств, активизируется работа учащихся, пробуждается их интерес и внимание, тем самым это способствует качественному усвоению материала.
Чтобы разработать дидактическое пособие необходимо:
1.Определить, для какого возраста необходимо пособие.
2.Необходимо выделить цель и задачи (Образовательные, развивающие, воспитательные)
3.Определить варианты применения (во время занятий НОД, для самостоятельного использования).
Требования к представлению дидактического пособия:
- Титульный лист с названием можно с иллюстрацией
- Фото пособия 2-3 шт.
- Краткая Аннотация (описание представление пособия из чего изготовленно, его назначение (о чем, для кого, указать возраст и возрастные особенности) на развитие каких функций направленно).
- Кем может быть использовано данное пособие (родителями, педагогами)
- Привести примеры применения пособия в разных видах деятельности детей (обучающих, развивающих, закрепляющих)
- Обобщающий вывод о применение данного пособия, т.е. результат использования пособия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических разработок родительских собраний в детском саду
Сборник методических разработок родительских собраний в детском саду...

Сравнение 2 групп предметов и установление соотношений между ними.
Сравнение двух групп предметов и установление чсоотношений между ними: "больше", "меньше", "равно"....

Дидактическая игра на распознание местоположения предметов на плоскости и пространственных отношений между ними: «Сервируем стол»
Формировать навыки ориентировки на горизонтальной плоскости. Развивать пространственные представления, связную речь, самоконтроль, сообразительность, мышление, память, умение концентрировать вни...
"О создании каталога методических разработок педагогов по технологиям поддержки детских инициатив"
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с уче...
Конспект занятия для средней группы «Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними»
quot;Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними"...

В чём различие между зоной ближайшего развития(ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР)?»
Сообщение из опыта работы...

Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...
- Мне нравится (1)
