Мастер-класс "ИКТ и нестандартные музыкальные инструменты"
учебно-методический материал на тему

Коновалова Ирина Николаевна

Мастер-класс с использованием видеопартитур ритмических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ikt_i_muz.instr_._-_kopiya.ppt0 байтов
Файл master-klass_ikt_i_muzyka.docx23.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«ИКТ и нестандартные музыкальные инструменты

в работе с детьми дошкольного возраста»

Одной из составляющих для всестороннего развития детей дошкольного возраста является игра. Именно в игре создаются наилучшие условия знакомства малышей с окружающим миром, предоставляется возможность к общению со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает навыки общения в социуме. Музыкально-ритмические игры являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально-ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

Сейчас уже очень многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной деятельности. Игры с музыкальными инструментами - это ничем не ограниченный полёт фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не «оценивают» по принципу «плохо или хорошо».

Музыкальные игры - это творческое развитие, которое служит нескольким важным педагогическим целям:

- развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсацией;

- развивать основы тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок;

- формировать эмоционально радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия» - детские музыкальные инструменты.

На начальном этапе обучения первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети могут выражать свои эмоции и применять на деле свой небогатый жизненный опыт.

Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если сломают, то смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов, выполняя роль музыкальных игрушек, помогают понять, откуда и как рождается звук.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеёмся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Упражнения с детскими самодельными инструментами

Вариант 1. Ритмично аккомпанировать любой мелодии или устроить шумовой оркестр.

Вариант 2. Музыкальная зарисовка. Сопровождать шумовыми звуками рассказ или сказку (скачет конь — это кастаньеты, идет дождь — это шум дождя,  гром — барабан, пустыня и шуршит песок — маракас, весенняя капель или пошел дождь — музыкальные бокальчики или стаканчики и т.д.), историю, явление природы, событие. Так можно импровизировать с текстами многих сказок и стихов. Вы читаете текст сказки и показываете на определенный инструмент. Ребенок придумывает, как этим инструментом передать данное событие или слово.

Если Вы играете с группой детей, то можно заранее раздать им разные инструменты. И глазами показывать, какой инструмент сейчас вступает в сказку. Тогда игра будет полезна еще и для развития коммуникативных способностей детей.

Вариант 3.  Песня по куплетам. В каждом новом куплете песни вступает новая группа инструментов.

Вариант 4. Песня с оркестром. В первом куплете играет один инструмент, во втором к нему присоединяется второй инструмент (звучат оба инструмента), в третьем — третий инструмент и так пока не получится полный оркестр (все наши музыкальные инструменты играют).
Лучше всего подойдут для таких музыкальных импровизаций песни народов мира.

Вариант 5. Диалог без слов. Попробуйте поговорить друг с другом звуками инструментов. Передайте радость, грусть, огорчение, удивление и другие состояния, а также разные события с помощью звуков музыкальных самодельных инструментов. Меняйте ритм, громкость звучания инструментов.

Вариант 6. Игра в эхо. Нужно повторить ритм за ведущим на своем инструменте. Игра полезна, в том числе и для развития слухового внимания и речи малышей.

Вариант 7. Игра  в кругу «Внимание». Все сидят в кругу на полянке или на стульях в комнате. Ведущий задает ритм, и все игроки его повторяют на своих инструментах. Потом внезапно ведущий изменяет ритм — нужно это заменить и подстроиться под ведущего. Другой вариант этой игры — ведущий меняет громкость звучания.

Вариант 8. Сказка с инструментами. Детям раздаются музыкальные инструменты. Можно одному ребенку давать 2-3 инструмента. Договоритесь заранее, что будет в сказке обозначать каждый инструмент. Например, шум дождя — слово «дождь», удары ложек — шаги и т.д. Вы импровизируете — рассказываете небольшую историю, в которой встречаются эти слова. Как только игрок услышал «свое» слово — он должен вступить в текст Вашей истории звуками своего инструмента: пошуметь шумом дождя, изобразить скрип открывающейся двери, шаги кошки и другие события, которые Вы запланировали заранее. Не ищите готовой истории — сочиняйте на ходу.

Главное в играх с музыкальными игрушками, сделанными своими руками, – это развитие умения ребенка прислушиваться к особенностям их звучания, передавать разный ритм, разное эмоциональное состояние с их помощью, творчески подходить к их использованию. А также экспериментирование — что изменится, если изменить инструмент — его длину, наполнитель и другие характеристики.

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Приходит в шубке белой
Красавица-зима,
Ступает королевой,
На шапке — бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд,
Платком она помашет -
Снежинки полетят.

Сегодня к нам прилетели резные снежинки. Да они не простые, а музыкальные. А на улице так много снежинок, они хотят с вами поиграть.

1. Ритмическое упражнение на развитие слуха и ритма

«ПОЙМАЙ СНЕЖИНКИ»

(музыкально-дидактическая игра «Поймай снежинки»)

Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках всё катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается...

А хотите прокатиться на лошадке? (да) Тогда берите инструменты и отправляемся в путь!

2. Озвучивание стихотворения

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Санки полозом скрипят (вертушка)

А бубенчики звенят (бубенцы, ключи)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Ветер шумит (бутылочка)

дятел стучит (кубики)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Холод, холод, (бокал)

Стужа, стужа, (бумага)

Снег пушистый кружит, кружит (султанчики)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

С горки покатились, (рубель)

В лесу очутились! (тарелочки)

А в лесу растет видимо-невидимо красивых елочек. Устали они стоять на одном месте и решили подвигаться. Давайте и мы с вами немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

3. Физкультминутка «Елочка» (видеоклип)

Собрались все звери вместе и решили встретить праздник Новый год вокруг лесной красавицы новогодним оркестром (колокольчики, треугольники, маракасы, бубны).

4. Новогодний оркестр

(видеоклип «Новогодняя полька»)

Но вот налетела снежная вьюга и запорошила нашу красавицу елочку, закрыла весь новогодний наряд. Опечалились лесные жители. Давайте мы поможем освободить елочку от снежного покрывала и сдуем с нее все снежинки.

5. Дыхательная гимнастика «Снежинки», прошуршать шуршалками (презентация «Снежинки» - дыхательная гимнастика)

Вам понравилось наше путешествие в зимний лес? Давайте возьмём музыкальные инструменты и попробуем изобразить зимнюю природу, как падают снежинки, дует ветер, завывает вьюга.

6. Музыка зимы

Молодцы, звонкая зима у вас получилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартных музыкальных инструментов в работе с детьми

Я хочу поделиться с вами способами изготовления и применения нестандартных музыкальных инструментов в работе с детьми, которые развивают творческую активность, формируют чувство ритма....

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе с использованием татарской народной музыки и нестандартных шумовых инструментов «Музыкальный сундучок»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе с использованием татарской народной музыки и нестандартных шумовых инструментов  «Музыкальный сундучок»...

Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструмента

Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструментаЦель – обогатить представления детей о музыкальных инструме...