Проект "Народная культура и традиции"
проект (средняя группа) на тему

Chuklanova Lyudmila Vladimirovna

Проект реализуется в  средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_natsionalnye_traditsii_i_obychai.docx44.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народная культура и традиции»

(Народный фольклор: загадки, сказания)

Вид проекта: познавательно -творческий.

Участники проекта:  дети средней группы «Акварельки», родители, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель английского языка, преподаватель бурятского языка.

Продолжительность проекта: с 1 марта по 30 марта 2018г.

Проблема: Отсутствие у детей достаточных знаний о народной  культуре и традициях, отсутствие  знаний о народном творчестве, фольклоре, сказаний ,загадок, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что проект помогает детям получить более широкие знания о  народной культуре и традициях России, Бурятии, так и англоговорящих стран. Формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своих родных. Именно семья может создать для своего ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. В процессе организации проектной деятельности появляется уникальная возможность сближение детей и их родителей на основе совместной деятельности.

Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов»:

Что знаем?

Что хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

Что у каждого народа есть свои сказки ,придания, пословицы, загадки.

Как  народная культура традици,загадки сказания говорятся  на разных языках бурятском английском. Праздники и традиции .

Через просмотр мультимедийных презентаций, картинок про Семью

Через посещения и просмотры различных спектаклей внутри сада.

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам  художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки.

Цель проекта: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

Расширять представления о народной игрушке (народная игрушка разных этнических культур). 3накомить с народными промыслами Бурятии. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Расширять представления детей с ближайшим для них окружением – сложившимися традициями, обычаями, духовностью родного народа. Продолжать знакомить с устным народным творчеством родного края и  англоговорящих стран. Знакомить детей с народными традициями и обычаями, с родным декоративно прикладным искусством (Городец, Гжель). Знакомить с традиционными промыслами народов Бурятии. Приобщать детей к традиционной культуре русского, бурятского и англоговорящего народа.

Задачи проекта:

-Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

-Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

-Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

-Формировать общие представления о народностях, живущих на территориях Красноярского края.

-Воспитывать уважение к культурам других народов.

-Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

-Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове ,Дымкове, русской народной игрушке).

 -Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.

-Упражнять в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов.

-Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

-Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

-Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

-Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

Предполагаемые результаты:

1.У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.  

2.Дошкольники знают названия различных промыслов.

3.Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».

4.Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

5.Родители приняли активное участие в реализации проекта.

                                                               

 I этап - Подготовительный

Подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок, потешек.

Сбор материалов, мультимедийных  презентаций

II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.

Работа по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Дидактические игры:  «Собери юрту»,        

 «Найди лишнее», «Художественный салон», «Найди пару», «Обведи элемент», «Поможем художнику», «Что это закончи».Что едят в Британии, а)шапки и шляпы

б)игра  «Pigs tail»,  «Caps and hats»Знакомство с игрой «Шагай наадан» ,»Мори урилдаай», игра в кости.

Образовательные события:

- ФЭМП

Учить составлять арифметические задачи на сложение.

-Сосчитай матрёшек,

 -чашечки  , пиалочки.

Ангарские бусы.

Беседы: - «Как жили люди на Руси русские ,буряты», «Русские народные игрушки»,Национальные костюмы. «Устройство русской избы, бурятской юрты», «Старинные русские обычаи», «Дымковская сказочная страна», «Знакомьтесь, русская матрёшка!», «Блюда русской народной кухни»,бурятской кухни,домашнее убранство бурят,что едят в Англии и Америке(имбирный пряник).любимая игрушка англичан,беседа в музее «Teddy bear».

Рисование :«В гостях у народных                мастеров». «Гжельский чайник» , «Барыня с коромыслом» «Золотая Хохлома,«Распиши платок»,Закрепить знания о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Городце, Жостове, Хохломе,сундук.

Аппликация: «Матрешки в хороводе».

(коллективная работа), сундук малгай(шапка)

Лепка:  по замыслу по мотивам дымковской игрушки, Лепка филимоновской свистульки (из пластилина), рисование пластилином «Жостовский поднос» (в миниатюре). «Нерпа»,изделия из соленого теста, Гутал(обувь),

Подвижные народные игры:

«Гуси гуси»,

«Бабка ёжка», «Бабушка и пиражок»,

«Ручеек», «Капуста» , «Дедушка рожок»,мори урилдаан(конные скачки).

Сюжетно-ролевые игры:


«Путешествие в прошлое» , «Идем в музей игрушек»,  

«Магазин игрушек» , «Мы идем на пикник «,Challenge на тему «My toys», «Моя любимая еда».

Рассматривание предметов: домашней утвари, убранства бурятских английских, русских народов.

Чтение художественной литературы: 

 былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.  Бурятская народная сказка «Алтан»

Конструктивно-модельная деятельность:

«Что нам стоит теремок построить»,плоское оригами «Матрешки»,оригами «Петушка»

Спортивные развлечения:

Богатыри, «Бухэ барилдаан»(борьба).

Игры – драматизации: по теме

Чтение русских народных сказок: Чтение сказок преданий о Байкале ,чтение и пересказ русской  

 народной сказки «Иван царевич  и Серый Волк». Англ.сказка «Осел, столбик и дубинка.»      

Ручной труд (природный, подручный  материал):

Изготовление из соленого теста нерпы

ОБЖ: Беседы Формировать представления о правилах поведения в общественных местах (в музеях, минимузеях).

Чтение стихотворений: чтение бурятских, русских , английских авторов,сказки,былины, легенда о Богатыре  Байкале.

Музыкальная деятельность:

«Русский фольклор».

Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Хороводная игра «На горе-то калина». Песенка « teddy bear»,разминка с плюшевым мишкой,Сэсэг соогуур гуй. лдообди

Рассматривание иллюстраций:  

По теме

Хороводные игры:      «Мы матрешки», «Золотые ворота», «Горелки», , «Плетень», «Ручеек»,бурятские игры «Рукавицу гнать»,

Составление творческих рассказов:

по теме

Отгадывание загадок:

По теме

Составление рассказа по сюжетным картинкам: из разных сказок по теме

 

     

Взаимодействие с родителями:                                                                                        Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту):
• Русские и бурятские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые), 
• Русские, бурятские народные игрушки и игрушки англоязычных стран (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т.п.), 
• Русские народные праздники, бурятские праздники (Масленица, Иван Купала, Пасха и т.д.)
• Быт (русская изба, бурятская юрта), 

III этап – Заключительный

Проведение утренника

- Раскрепощение детей.

- Развитие элементов актёрского мастерства.

- Выразительность речи.

- Сплочённость детского коллектива.

- Вовлечение в проектную деятельность родителей.

- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.

- Деятельность по осуществлению проекта.

Итоговый результат: 

1.Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта; бурятской юртой, английским бытом.

2.Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками ; бурятскими и английскими.

3.Расширить  представление  о  народном искусстве;

4.Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

5.Воспитывать  интерес  к  фольклору, разучить детские  частушки,  потешки.

6.Организовать, совместно с родителями, в группе  выставку – музей предметов народного быта и культуры.

      7.Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного исскуства».

      8.Шуточная викторина «Скороговорки».

9.Спектакль «The Gihhqerbvead man» (чтение ,просмотр).

Русские народные подвижные игры


«Гуси-гуси»

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Русская народная подвижная игра «Бабка Ёжка»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит!
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

Русская народная подвижная игра «Бабушка и пирожок»

Задачи: развивать ловкость и внимательность, скоростные качества.
Описание: Выбираются «Бабушка» и «Пирожок». Остальные дети встают в круг, взявшись за руки. «Пирожок» находится в центре круга, а «Бабушка» – за его пределами. Дети говорят:
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки,
И с начинкой пирожок,
Ну-ка, съешь меня, дружок!
«Пирожок» выбегает из круга (дети поднимают руки вверх, образуя ворота), а «Бабушка» старается его поймать. После чего ведущие меняются.

Русская народная игра «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук. 

Русская народная игра «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли, 

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый». 

Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.

По божьей росе,

По поповой полосе

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого  - у них свой «дом».

 Дети:              Ах ты, дедушка Рожок,

                         На плече дыру прожёг!

Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры: игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. 

 Русская народная игра «Матушка Весна»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Описание: Выбирается Весна.  Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. 

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,        

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Тематическое планирование ООД по физической культуре "Народная культура и традиции"

Методический материал для ООД по физической культуре по  теме "Народная культура и традиции"...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯХ РОССИИ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ С КУЛЬТУРОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье раскрывается алгоритм организации работы по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях родного края через сравнение с британской культурой. Описываю...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...