Психолого-педагогический проект «Волшебный песок»
проект (старшая группа) на тему

Лютикова Анастасия Сергеевна

«Дети не любят игрушек неподвижных, законченных,  которых они не могут изменить по своему желанию …  лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться … для детей лучшая игрушка – куча песка».

(К.Д. Ушинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43

 Кулундинского района Алтайского края

Психолого-педагогический проект

«Волшебный песок»

Руководители проекта:

учитель- логопед

  Штырева Ульяна Сергеевна  

педагог-психолог

Лютикова Анастасия Сергеевна

2018

«Дети не любят игрушек неподвижных, законченных,  которых они не могут изменить по своему желанию …  лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться … для детей лучшая игрушка – куча песка».

(К.Д. Ушинский)

Авторы проекта: 

Штырева Ульяна Сергеевна  учитель- логопед  МБДОУ детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края
Лютикова Анастасия Сергеевна педагог-психолог МБДОУ детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.
По содержанию: психолого-педагогический.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Цель: развитие речи, познавательных процессов, эмоционально волевой сферы и мелкой моторики посредством песочной терапии у детей с нарушениями произношения.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные: работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний, учить выстраивать композиции на песке по образцу.

 Коррекционно - воспитательные: воспитание внимания, ответственности; создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.

Коррекционно - развивающие: развитие эмоционально волевой сферы и познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, фантазии).

Актуальность проекта: 

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов- педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Критерии эффективности данного проекта.

1.Диагностика на разных этапах.

2.Отзывы, мнения, впечатления детей.

Результат: Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит  дольше сохранить работоспособность ребенка.  Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. 
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика,  дошкольник научится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Научится понимать себя и других. Сформируется база для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Ящик размером 50×70×15, песок, набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир, в процессе игр и упражнений используем презентации, музыкальные произведения, например: «Звуки природы»,  релаксационную и классическую  музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.

План реализации проекта

Этапы

Содержание

Вводный

  1. Изучение методической литературы по теме проекта.
  2. Подготовка материально- технической  базы для занятий по пескотерапии.
  3. Диагностика речевого развития и состояния мелкой моторики детей.

Основной

1.Разработка методического материала по проекту.                  2.Система коррекционно-развивающих занятий, с применением:

  • Дискуссий;
  • Бесед;
  • Игр- коммуникаций;
  • Проективные игры;
  • Познавательные игры;
  • Рисование цветным песком;
  • Элементов сказкотерапии;
  • Музыкального сопровождения.

3.Организация выставки фотографий «Сказки на песке»

Итоговый

  1. Презентация проекта на заседании педагогического совета.
  2. Итоговая диагностика речевого развития, мелкой моторики  и эмоционально волевой сферы детей.

  3.Участие проекта в конкурсе.

Перспективное планирование  занятий по пескотерапии.

Неделя

Тема

занятия

Цель

Сентябрь

1 неделя

1

Чувствительные ладошки.

Развивать речевое дыхание. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Обогащение словарного запаса. Развитие речевой активности.

2 неделя

2

Знакомство с песочным человечком.

3 неделя

3

В гостях у Песочной феи.

4 неделя

4

Путешествие в песочную страну (под музыкальное сопровождение)

Октябрь

1 неделя

5

Солнечный зайчик (под музыкальное сопровождение)

Развивать у детей понимание обращенной речи, развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Снять мышечную напряжённость; способствовать эмоциональному контакту между детьми и взрослым.

2 неделя

6

Осень в песочной стране (с применением компьютерной презентации)

3 неделя

7

Сказочная страна (под музыкальное сопровождение)

4 неделя

8

Сказка об умном мышонке (с применением компьютерной презентации)

Ноябрь

1 неделя

9

Путешествие на паровозике (с применением компьютерной презентации)

Помочь дошкольникам укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти. Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации). Пополнение словарного запаса.

2 неделя

10

Путешествие на остров Сокровищ (с применением компьютерной презентации)

3 неделя

11

Рисование песни «Осьминожки» ( с применением компьютерной презентации)

4 неделя

12

Подводное царство (под музыкальное сопровождение)

Декабрь

1 неделя

13

Путешествие в зимний лес (под музыкальное сопровождение)

Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку речевые возможности.

Способствовать расширению словарного запаса. Развитие речевой активности    в процессе познавательной деятельности и игре. Автоматизация звуков.

2 неделя

14

Рисование песни «Коробка с карандашами»

(с применением компьютерной презентации)

3 неделя

15

Зима в Простоквашено

(с применением компьютерной презентации)

4 неделя

16

Рисование песни «В лесу родилась ёлочка» (с применением компьютерной презентации)

Январь

3 неделя

17

Рисование песни «Дед Мороз и лето» (с применением компьютерной презентации)

Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь  и образное мышление.Автоматизация звуков.

4 неделя

18

Рисование сказки «Колобок на новый лад»

(под музыкальное сопровождение)

Февраль

1 неделя

19

Рисование сказки «Колобок на новый лад»

(под музыкальное сопровождение)

Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь  и образное мышление. Автоматизация звуков в разговорной речи.

2 неделя

20

В гостях у Золушки.

(под музыкальное сопровождение)

3 неделя

21

В гостях у Красной шапочки (под музыкальное сопровождение)

4 неделя

22

В гостях у русско-народных сказок (с применением компьютерной презентации)

Март

1 неделя

23

В гостях у Дюймовочки (с применением компьютерной презентации)

Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности. Развиват ь творческие (креативные) действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.  Развивать речь  и образное мышление.  Автоматизация звуков.

2 неделя

24

Путешествие с Айболитом (с применением компьютерной презентации)

3 неделя

  25

Лунтик и его друзья (с применением компьютерной презентации)

4 неделя

  26

Путешествие к Маше и медведю (с применением компьютерной презентации)

Апрель

1 неделя

27

Путешествие в сказочный лес (под музыкальное сопровождение)

Расширить лексические рамки детской речи. Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи. Автоматизация звуков в разговорной речи.

2 неделя

28

Полёт в космос (с применением компьютерной презентации)

3 неделя

29

Рисование песни «Облака» (с применением компьютерной презентации)

4 неделя

30

В зоопарке. (под музыкальное сопровождение)

Май

1 неделя

31

Рисование песни «Улыбка» (с применением компьютерной презентации)

Развивать понимание обращенной речи. Автоматизация звуков.Совершенствовать навыки четко, ясной, грамматически правильно оформленной речи при  верном  произношении всех звуков.

2 неделя

32

Рисование песни «Фиксики» (с применением компьютерной презентации)

3 неделя

33

Нарисуем  настроение (под музыкальное сопровождение)

Диагностика речевого развития и мелкой моторики детей.

По завершению проекта была проведена диагностикаречевого развития и мелкой моторики детей.На основании полученных данных построена диаграмма.

При оценке результатов были получены следующие данные: при использовании пескотерапии в образовательной деятельности произошёл рост коэффициента речи развития мелкой моторики, в среднем на 20 (с 50 до 70), с теми детьми, с которыми не использовались занятия по пескотерапии, в среднем на 10 (с 50 до 60).

Можно сделать вывод, что использование пескотерапии  в коррекционной работе вызывает у детей положительные эмоции, интерес к логопедическим занятиям,  развивает все познавательные функции, стабилизирует эмоциональное состояние, развивается мелкая моторика и тактильно-кинестетическая чувствительность, развивается самостоятельность, формируется база для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации и конечно положительно влияет на общее развитие детей.

Используемая литература:

1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия – Петропавловск, 2010.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.

3. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.

4. СапожниковаО.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. –М.:ТЦ Сфера, 2014.

5.  Шиманская А.  Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.:  Речь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития  детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....

Психолого-педагогический проект "Волшебный мир"

Основная деятельность дошкольника - игра, в ней он познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, творит. Первые социальные игры ребенка воз...

Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

  Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...

Психолого-педагогический проект "Волшебный песок"

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ...