ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЕТСТВА (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АННИМАЦИИ)
консультация на тему

Гришина Галина Николаевна

Аннотация: В данной статье автор обращается к анимации, как одной из самых развивающихся визуальных практик современности, которая оказывает серьезное влияние на процессы инкультурации личности ребенка. На основе анализа мультсериала «Смешарики» продемонстрируем, каким образом анимация конструирует новую культурную реальность мира детства с его ценностями, отношениями, символической атрибутикой взрослого и детского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishina_g.n._1.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Гришина Галина Николаевна

воспитатель, МБДОУ ДС№57 «Радуга»,

Старооскольский городской округ

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЕТСТВА

(НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АННИМАЦИИ)

 

Аннотация: В данной статье автор обращается к анимации, как одной из самых развивающихся визуальных практик современности, которая оказывает серьезное влияние на процессы инкультурации личности ребенка. На основе анализа мультсериала «Смешарики» продемонстрируем, каким образом анимация конструирует новую культурную реальность мира детства с его ценностями, отношениями, символической атрибутикой взрослого и детского.

Ключевые слова: мир детства, новая культурная реальность, символическая атрибутика детского и взрослого, современная отечественная анимация.

 Проект «Смешарики» позиционировался как воспитывающий мультфильм без насилия. В мультсериале находятся девять основных персонажей, которых можно поделить на две возрастные группы — это четверо «детишек» (Крош, Бараш, Нюша и Ёжик) и пятеро «взрослых» (Кар-Карыч, Лосяш, Копатыч, Совунья и Пин). «Семья» Смешариков — это модель общества, которая окружает малыша в настоящей жизни, проводя исследование, мы смотрим принципные отличия от классической модели юношества в современной культурной действительности. В мире Смешариков дети и взрослые находятся в позиции равенства, партнерства, дружбы. Они не слышат от взрослых: «Вот подрастешь, тогда усвоишь!». Этот подход меняет классические позиции взрослого и малыша. Модель юношества, сконструированная в телесериале, не имеет классической атрибутики, к которой относятся ритуалы, игрушки, фольклор, забавы. Они хранят и воспроизводят соответствующую для этой культуры картину мироздания в ее ценностно-смысловом своеобразии [2, с.122]. Можем идентифицировать, кто из них взрослый, а кто ребенок лишь в ситуациях, когда «дети» идут за советом к «взрослым». Так герой Кар-Карыча показан в телесериале некоторым гуру: у него много загадок, он постоянно готов поделиться своим актуальным опытом. Обращаясь к изучению формы персонажей, отмечаем, что на первый взор герои мультсериала кажутся довольно простыми. Круглая форма героев оказывается легкой для детского восприятия. Круг – это образ своего мира Смешариков. Трудность отношений, чувств, драмы героев-детишек и героев-взрослых выражены броской гаммой красок, «пастельной кислотностью». Гегель утверждал символику чувственно – цветовых cоответствий, в какой, светлое и желтое – это актуальное, созидательное; черное и голубое -  смиренное, тихое, осмысленное; красное – мужское, царственное, которые господствуют; зеленое – спокойное, нейтральное [3, с.20]. В государстве Смешариков полностью отсутствует красный цвет. Может быть, эта изюминка связана с мыслью мира без насилия, без власти взрослого над ребенком, потому красный цвет отрицается, как цвет злости. Все герои, кроме персонажа Пина, имеют калоритные, даже кислотные цвета. Пин думал как иноземец. Черно-белый цвет Пина смотрится как индивидуальность его особенности. Если в отношении Кар-Карыча, Ежика и Совуньи мы можем пользоваться типологией цветовых знаков Гегеля, то к герою Бараша подойдет трактовка символики фиолетового и голубого в вариантах Н. Кузанского. Богослов и философ называл фиолетовый «гармонией разногласий» [3, с.248]. Конкретно Бараш терзаем внутренними разногласиями. Он ребенок только из убеждений возраста, в остальном - он персонаж взрослый с неповторимой, не детской картиной мира. Остальные «дети» телесериала имеют очевидную гендерно окрашенную маркировку. Гипертрофированно розовый цвет Нюши превалирует в ее картине мира, устройстве дома, нарядах, журналах, мечтах о подиумах и царевичах. Героиня Нюши располагается под властью культуры, искусственно создаваемой торговыми марками, модными тенденциями, миром «гламура». Крош представлен зрителю в голубом цвете, указывающему на половую принадлежность героя. Герой Копатыча изображен в оранжево-коричневой гамме. Данный колор прячет приземленность, простоту в обыденности. Персонаж Лосяша представлен в золотисто-желтом цвете. Как считал Гете, желтый это ближний к свету цвет [3, с. 214]. Лосяш – творец, располагается в постоянном озарении светом науки. Проводя исследование мира  Смешариков с его «круглыми» героями, взрослыми и детками, приходим к выводу, что культурная действительность Смешариков далека от модели классической культуры. Сериал «Смешарики» конструирует особый мир культурной действительности юношества. Анимация способна в динамической единой образной форме визуализировать смыслы действий, которые происходят с культурной реальностью юношества, детским и взрослым миром, конструировать модели отношений «ребенок-взрослый» в современной культуре, также призывать к рефлексии, ответу на вопрос: какая модель отношений «ребенок-взрослый» более применима сейчас.

Список литературы

1. Воронова Е. Анатолий Прохоров: в логике Винни-Пуха // Фома.- 2007.-№7(51).[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// foma.ru/anatolij-proxorov-v-logike-vinni-puxa.html.

2. Мамычева Д.И. Детство – метаморфозы культурного взгляда. – Таганрог: РГНФ, 2013. – 148 с.

3. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. - СПб.: Речь, 2004.- 672 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны»

Вопрос формирования у дошкольников предпосылок патриотической позиции приобретает особое значение в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне.Тема Великой Отечественной вой...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной Войны

   Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм- это любовь к своей Родине и своему народу....

Родительское собрание в старшей группе. Тема: "Современная игрушка: бедствие или культурная реальность"

Какое значение имеет игра и игрушка в жизни современного дошкольника, какие игрушки помогают ребенку войти в мир человеческой культуры, какова роль взрослого в развитии игровой деятельности?...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной Войны.

Привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы, одно из направлений работ...

Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны».

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.К сожалению, современные де...

Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере Великой Отечественной войны.

О важности приобщения ребёнка к любви к своей Родине никто не спорит, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за свою страну, в которой мы живём.  К сожалению...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны»

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей &nda...