«Использование элементов методики Монтессори в развитии и воспитании детей раннего возраста»
проект (младшая группа) на тему

Богданова Юлия Сергеевна

«Использование элементов методики Монтессори в развитии и воспитании детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл montessori.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №53»  

    Проект

«Использование элементов методики Монтессори в развитии и воспитании детей раннего возраста»

Выполнила:

воспитатель

Богданова Ю. С.

Г. Новосибирск

2018г

План:

     Введение

  1. Актуальность
  2. Постановка проблемы.
  3. Стратегия проекта: цель, задачи проекта
  4. Образовательный потенциал использования элементов методики Монтессори
  5. Этапы работы над проектом

1) этап: подготовительный (погружение в проблему)

     2) этап: основной - практический (перспективное планирование   по   сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов методики Монтессори .( Приложение1 )

    3) этап: предполагаемые результаты, выводы.  

    4) этап: презентация проекта

  1. Результаты реализации проекта
  2. Оценка

Введение

   В настоящее время рост интереса к идеям и опыту Марии Монтессори связан с такими чертами отечественной педагогики, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка.

   Очень важным в методике Монтессори является гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития при оптимальном психологическом фоне. Методика способствует развитию у ребенка собственной мотивации к активной деятельности, обогащает сенсорные впечатления, дает возможность непосредственного восприятия положительных образцов социального поведения, показывает способы рациональной деятельности с предметами, а также способов эмоционального реагирования.

   Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

    Методика Монтессори в нашей работе выступает как вспомогательное средство в сенсорном развитии, стимулирует самостоятельность и независимость, а также способствует расширению умений и навыков через усвоение алгоритмов деятельности с предметным окружением группы.        

      Я работаю в группе, где воспитываются дети раннего возраста. Анализируя адаптационный период детей группы   пришла к выводу, что чем выше навыки самообслуживания у ребенка, сформированность знаний, умений и навыков пользования предметного и игрового   окружения с учетом их сенсорных качеств ,  тем успешнее ребенок интегрируется в предметно – пространственную и социальную среду группы и детского сада.  

Цель -  развитие сенсорной сферы детей раннего возраста, усвоение алгоритмов действия с предметным и игровым окружением.

Задачи:

1.Изучить методику Монтессори и ее современных последователей.

2.Расширить предметно пространственную среду группы за счет включения в нее   элементов   методики Монтессори .

3.Разработать перспективный план использования элементов методики Монтессори по сенсорному развитию и усвоению алгоритмов действия по использованию предметного и игрового окружения.

4.Обобщение, выводы

Продолжительность проекта: сентябрь-май

Участники проекта: дети раннего возраста, родители, педагоги группы

Формы реализации:

Работа с родителями:

-консультации для родителей: «Помоги мне это сделать самому»,

-беседы:«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)

Предложение к родителям по изготовлению пособий:

«Шьём тактильные мешочки», «Изготовим шумовые коробочки», Изготовим рамки», « Делаем карточки», «Соберём винтики и болтики»

- памятки

-семинар - практикум « страна « Монтессория»

Педагоги:

- оснащение предметно – пространственной среды (оформление сенсорного уголка и упражнений практической жизни)

- формирование перспективного плана по реализации внедрения элементов методики Монтессори игры и упражнения в совместной и самостоятельной деятельности

Форма: педагогический

   Дети выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания, что не противоречит природе маленького ребенка. При желании ребенок действует самостоятельно, обследуя и экспериментируя с игрой или упражнением. И только на втором этапе присоединяется взрослый, показывая алгоритм действия с предметом.  В этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. В методике Монтессори данный вид деятельности называется презентацией. Презентация – это показ алгоритма деятельности с предметом культурно закреплённым способом.

Проект включает три этапа:

1. Подготовительный: август – сентябрь 2018г.

  А) Погружение в проблему.

-  Наблюдение за деятельностью детей в освоении предметной среды группы и коммуникациями с детьми и взрослыми, овладение детьми КГН и навыками опрятности, фиксация стремления детей к самостоятельности и независимости от взрослого в выполнении доступных для ребенка умений.Владение алгоритмами действия с предметным и игровым окружением

- Изучение и поиск литературы, направленной на решение задач по развитию  сенсорной сферы детей раннего возраста, а  решение косвенных задач способствовало  бы развитию мелкой моторики, усвоению алгоритмов деятельности с предметным и игровым окружением, самостоятельности, умению целенаправленно действовать с предметом, доводить начатое до конца.

- Углубленное изучение литературы по методу Монтессори :

М. Монтессори «Мой метод. Начальное обучение» Москва 2010г.

М Монтессори «Дети другие» изд. Дом «Карапуз» 2007г.

М.Г. Сорокова «Система М. Монтессори. Теория и практика» изд. Центр «Академия» 2007г.

Е. Хилтунен «Воспитание чувств. Упражнения для маленьких детей в сенсомоторике» Москва 2005г.

«Социальное воспитание. Сборник для педагогов дошкольных монтессори-групп» Снежинск 2005г.

Б) Работа с родителями

- Презентация методики на родительском собрании кружка сенсорики, с использованием элеменов методики Монтессори

-Знакомство родителей с материалом и авторскими дидактическим играми и упражнениями Марии Монтессори

- Анкетирование родителей на предмет возможного использования элементов методики Монтессори в условиях группы детского сада

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Помоги мне это сделать самому»

Беседы:

«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)

Предложение к родителям:

«Шьём мешочки», «Изготовим погремушки», «Изготовим рамки», «Делаем карточки», «Соберём винтики и болтики»,

Формирование ресурсного обеспечения:

- дидактические материалы, изготовленные самостоятельно или приобретенные М. Монтессори; (рамки, вкладыши)

- дидактические игры и пособия по зонам развития;

- картотека игр на развитие мелкой и крупной моторики;

- каталог игр с природными материалами;

- упражнения практической жизни на пересыпание и переливание и т. д.  

Предполагаемый результат:

- воспитатели повышают свою профессиональную компетенцию в воспитании детей раннего возраста через изучение специальной литературы и реализацию элементов методики Монтессори на практике

-родители знакомятся с методикой Монтессори и ее основополагающим аспектом «Помоги мне сделать это самому»

- дети:

- приобретают чувственный опыт через ориентировочно – познавательную и исследовательскую деятельность

- развивается и уточняется сенсорная сфера детей

 - расширяется пассивный и активный словарь

- формируется понятия алгоритмов деятельности с установкой на результат

2. Этап: Основной (октябрь – апрель 2018г. перспективное планирование , подбор картотеки игр и упражнений)

- Создание предметно – развивающей среды для использования элементов методики Монтессори в группе детского сада, создание уголка сенсорики и упражнений практической жизни

 Создание уголка планирую в выделенном месте части мебельной конструкции по трем направлениям:

 - УПЖ (упражнения повседневной, практической жизни);

- манипулятивная;

- сенсорная, включая конструктивную

    1.  Основные материалы зоны УПЖ будут представлены работой с крупой и водой, различные способы перемещения между емкостями, пересыпания, подметанием мусора, мытьем зеркала, мытьем рук, стиркой белья, различными видами застежек и замков.

    2. Манипулятивная зона в основном включает материалы для развития мелкой моторики (различные виды вкладываний, проталкиваний, нанизываний, прищипываний, сортировок).

   3.  Сенсорная зона включает материалы, направленные на развитие восприятия цвета, звука, формы, объема, тактильное восприятие. «Конструктивная» зона включена в сенсорную – это различной сложности вкладыши, пазлы и головоломки.

Планируется введение новых видов детской деятельности:

- в зоне УПЖ: все работы с водой, вылавливание шариков, просеивание крупы, подметание мусора со стола и с пола, открывание замков, мытье зеркала, мытье рук.

   Предпочтения детей в выборе материалов для работы будут зависить от актуальной в текущий момент внутренней потребности, которая, в свою очередь, зависит от возраста ребенка и уровня развития сенсорной сферы детей.

Изучены и определены предпочтения детей раннего возраста, планирование будет опираться на онтогенез, но путь будет зависеть от предпочтений ребенка и его актуального уровня развития:

    На первом этапе дети работают в манипулятивной зоне и с наиболее простыми материалами зоны УПЖ. Только через 1 – 2 месяца обращают внимание на такие более сложные алгоритмы действий, как мытье рук и стирка белья.

   В сенсорной зоне дети обычно сначала выбирают игры и упражнения, близкие по способу действия к работам манипулятивной зоны: сортировка по цвету, различные «почтовые ящики» с объемными фигурами, различные пирамиды. Самые сложные работы в этой зоне, до которых надо «дорасти», - это коричневая лестница, красные штанги, шумовые цилиндры, тактильный набор тканей изготовленный мною совместно с родителями.

    Самые сложные для детей материалы – в «конструктивной» зоне, т.к. предполагают наличие способности комбинирования, зрительного соотнесения, соотнесения с образцом, то есть развития мыслительных операций.

Работу планирую реализовывать поэтапно:

  1. Презентация деятельности в рамках работы кружка.
  2. Упражнения ребенка в рамках работы кружка.
  3. Внесение игр и упражнений в предметно – развивающую среду группу
  4. Самостоятельный выбор и деятельность ребенка с сохранением  алгоритмов.
  5. Перенос усвоенных способов  в самостоятельную деятельность, собственное экспериментирование.

   Важная роль отводится показу культурно фиксированному использованию того или иного предмета. Презентации не многословны, чтобы максимально сконцентрировать внимание детей на важном.  С помощью презентаций ввожу новые виды работ и правила, они позволяют детям легче адаптироваться в новой обстановке.

3 этап Конечными результатами проекта является определение перспективного планирования   по   сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов методики Монтессори .

( Приложение1 )

4 Этап. Результативность. Презентация проекта.    

 - Обогащение и разнообразие    предметно пространственной   среды группы за счет включения в нее   элементов   методики Монтессори .

- Повышение активности родителей до 74% и сотрудничество с детским садом.

- Разработка   перспективного плана по внедрению и использованию элементов методики Монтессори по сенсорному развитию и усвоению алгоритмов действия с предметным и игровым окружением.

- Создание картотеки игр и упражнений, в соответствии с планом, на развитие навыков, которые помогут детям  легче ориентироваться в жизни, в быту, и даже в отношениях. (упражнения практической жизни.)

Оценка качества проекта:

 Проект имеет практическую значимость, может быть использован воспитателями в работе с детьми раннего возраста . Педагогическая  система  с использованием  элементов методики Монтессори  с детьми раннего возраста  как нельзя лучше подходит для повышения качества  работы и  придания процессу образования гуманистического, личностно-ориентированного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр и пособий в сенсорном воспитании детей раннего возраста

Опыт работы воспитателя по сенсорному развитию, с детьми ясельного возраста....

Использование дидактических игр и пособий в сенсорном воспитании детей раннего возраста

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх.Но наиболее активной формой обучающег...

Сообщение к семинару "Планирование и методика проведения занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста".

Данное сообщение может быть полезно родителям и воспитателям детей раннего возраста...

Использование танцевально-игровых технологий в системе музыкального воспитания детей раннего возраста

    Овладение элементами танцевальных движений, игровыми упражнениями повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к дру...

«Использование элементов методики Монтессори в развитии и воспитании детей раннего возраста»

laquo;Использование элементов методики Монтессори в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

"Опыт внедрения наиболее перспективных методик и технологий обучения и воспитания детей раннего возраста в практическую деятельность"

Методики и технологии обучения и воспитания детей раннего возраста в практическую деятельность....

Использование элементов технологии квест - игры в экологическом воспитании детей раннего возраста

Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности...