Главные вкладки

    Опыт работы Музейная педагогика. Мини-музей «В стране сказок»
    материал на тему

    Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx78.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА:

    Музейная педагогика. Мини-музей «В стране сказок»

    Опыт работы:

    Воспитателя МКДОУ д/с №9

    Набюлина Анна Александровна

    Содержание:

    Введение………………………………………                                           3

    Глава 1. Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………4

    1. История музейной педагогики в  образовательном учреждении     4
    2. Создание мини-музея………………………………………………    11

    Глава 2. Сказка в развитии дошкольников…                                       16

    1. Влияние сказки на развитие ребенка………………………………  .15
    2. Развитие детей в театрализованной деятельности                             23

    Литература…………………………………………………………………26

    Приложения:……………………………………………………………    29

       Введение.

    Огромную роль в становлении личностных качеств ребенка играет детский музей.

    Музейная педагогика стала частью воспитательного процесса. Мы рассматриваем ее не только как взаимодействие музея и ребенка, но и как инновационную технологию духовно-художественного, духовно-нравственного воспитания дошкольников, отвечающую основным Федеральным Государственным требованиям к общеобразовательной программе детского сада.

    В условиях детского сада невозможно создать экспозиции , соответствующих требованиям музейного дела .Поэтому преимущества мини-музея для детского сада очевидны:

    - они занимают очень небольшое пространство, при желании их можно разместить в самых стесненных условиях.

    - мини-музеи не отвечают многим строгим правилам. В настоящем музее ничего нельзя трогать руками , а вот в мини- музее можно и нужно брать в руки экспонаты, переставлять , исследовать;

    -экспозиции мини-музея постоянно открыты для маленьких посетителей ;

    -в создании экспозиций принимают участие все желающие: как дети, так и взрослые.

    В обычном музее ребенок лишь пассивный наблюдатель, а здесь он соавтор, творец!

    Глава 1. Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении.

    1.1.История музейной педагогики в  образовательном учреждении.

    Музейная педагогика позволяет  вывести  ребенка за пределы социума, цивилизации, в мир культуры  и является  живым организмом в процессе познания.

    Предпосылкой зарождения музейной педагогики явилось осознание музея как института образования, что  особо проявилось в конце 19 начале 20 века.  Отцом музейной педагогики  является  А. Лихтварк, ставший  основоположником создания  художественного музея.

    Идеи музейной педагогики  связаны с   такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн.

    Особое внимание уделял проблемам музейной педагогики  К. Фолль, профессор мюнхенского университета, заложивший  научные основы  актуального визуального мышления.

    Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей  книге в 1931 году немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы. Он сформулировал совокупность  требований к проведению занятий в музее:

    - каждое посещение музея должно иметь определенную цель

    - педагог и дети должны осознать, что посещение  музея не развлечение, а серьезная работа и поэтому к нему необходимо готовиться

    - необходима предварительная подготовка детей перед  посещением музея

    - при отборе экспонатов музея  требуется  учитывать возраст и интересы детей

    - итогом посещения музея  должно быть самостоятельное творчество  детей – рисунок,  сочинение, рассказ и пр.

    В 1930-1940-е годы  впервые возникла и была воплощена в жизнь идея  создания специализированных композиций  для детей, построенных по принципу музеев-мастерских, где ребенок получал возможность  самостоятельной творческой работы, в берлинском музее  немецкой этнографии.  Опыт Германии не единственный. Со второй половины 19 века в Европе и Америке происходит интенсивное «музеивание» образования, выделение деятельности по обслуживанию посетителей в особое направление, а затем и ее теоретический анализ.

    Немецкий опыт  оказал влияние и на Россию. Труды  А. Лихтварка и К. Фолля были хорошо известны российским специалистам в  начале 20 века и оказали определенное влияние на процессы формирования практических и теоретических аспектов педагогики.

    Российская теория музейной педагогики начала формироваться в конце 19- начале  20 веков. Это отражено в трудах  Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райкова, являющихся основоположниками  русской  экскурсионной школы. В трудах М.В. Новорусского, В. Коховского, М.С. Страхова, Н.А. Флерова, Ф.И. Шмит, Н.Д. Бартрам, А.У Зеленко, сторонников широкого использования в целях образования  музеев. Целостную систему эстетического воспитания  в художественных музеях представляет  система А.В. Бакушинского и его последователей, которые   положили в основу музейной педагогики идеи  гуманизации  и гуманитаризации образования  через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям.

    Формированию музейной педагогики как научной дисциплины способствовала ситуация, сложившаяся  в области культурно-образовательной деятельности музея периода 1980-1990гг. Формируется  новая  образовательная концепция отечественного музея,  представляющая собой систему представлений о его общественном предназначении и сущности работы с посетителями, меняется отношение  к самой аудитории, которая начинает восприниматься как  равноправный участник  коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. Обозначилась потребность  в появлении особого музейного специалиста, способного подключиться к созданию экспозиций, разрабатывать  и проводить в жизнь программы работы с посетителями, экспериментировать в поисках новых форм и методов работы с детьми. И, последнее, возникла необходимость  в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами. Вполне актуальным стало осознание культурно-образовательной деятельности музея с позиции наук, как педагогика и психология.

    Одновременно для исследований 1980-1990-х годов характерны попытки связать  проблемы музейной педагогики с теми глобальными изменениями, которые происходили в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема зрительной   информации, что повлияло на восприятие человека, переставшего замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная педагогика    пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной   коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими переменами. Поэтому  центральным для музейной педагогики этого периода становится понятие музейной культуры посетителя, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде). В широком смысле музейная культура - это наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Во-вторых, на развитие музейной педагогики влияние оказала теория диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу монологической культуры идет новый диалогический. В этой социокультурной ситуации музей призван был стать местом культурно-исторического диалога, найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. В результате развития музейной педагогики обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает  З. Странский, освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист - музейный педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.

    На ранних этапах культурно-образовательной деятельности музеев работа с детьми не велась или носила эпизодический характер.  Но уже в начале 20 столетия А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий , Ф. И. Шмит, А У. Зеленко доказывали необходимость  приобщения  к музецйной културе  детей младшего возраста.  Последующие исследования Н.Д. Рева, Т.В. Чумаковой, Е.Н. Конуховой, Н.Л. Кульчинской , Б.А. Столярова  подчеркивали  целесообразность раннего знакомства детей с фондами  музеев , однако такая работа  ориентировалась  на младших школьников.

    Со временем эти представления менялись. В  докладах участников  Всесоюзной межмузейной  конференции «Музей и дети» звучала мысль о том, что  музей обязан  обратить внимание  на детскую аудиторию. С 1990 гг.  проводится работа, направленная на  приобщение дошкольников к наследию  духовной и материальной культуры средствами музея ( А.П. Митхеева, Л.В. Пантелеева, О.Г. Тихонова, М.В. Мацкевич, Т.В. Чумалова).

    Постепенно работа с детьми 4-10 лет выделилась в относительно самостоятельное направление музейной деятельности, был накоплен значительный практический опыт, выявился круг специалистов, разрабатывающих программы и методики работы с малышами. Это О.Н. Кокшайская, С.А. Калмыкова, М.В. Мацкевич, Т.В. Романова, Л.Л. Винокурова, Е.П. Толстопятова, Р.И. Ларукова, Н.С. Дикун. Создавались программы: «Предметный мир культуры». « 2Музей и культура», «Здравствуй, музей».

    Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. История развития музейной педагогики и ее особое место в системе современного образования дают возможность протестировать общество на его духовность и цивилизованность по отношению к музеям как сокровищницам нации. К сожалению, в сегодняшней России музеи скорее выживают, чем плодотворно функционируют на благо общества. Особенно в плачевном состоянии периферийные музеи, и дело не только в материальном их обеспечении, но и в кадрах, которые, прямо надо сказать, оказываются не на высоте. Музеи в культуре и в духовной жизни общества на протяжении веков играли разную роль, на них то обращали пристальное внимание сильные мира сего, то о них забывали, отдавая приоритеты другим направлениям человеческой деятельности. Основные этапы развития образовательных систем и предпосылки возникновения образовательной деятельности музеев можно связать с античностью и эпохой Возрождения, когда коллекционирование как одна из форм приобщения к культуре получает должное развитие. "Великая дидактика" Я.А. Коменского с его наглядными методами обучения поднимает значение музейных коллекций для образовательных процессов. Постановка обучения и музейное дело в век Просвещения и в XIX веке привели к созданию новых образовательных систем, собиранию коллекций и основанию оригинальных музеев, в деятельности которых просматриваются педагогические аспекты. Так, в России создание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге самым непосредственным образом было связано с образовательными реформами великого Петра I. Музейно-образовательная деятельность в Англии, с ее предпосылками зарождения современных форм музейной педагогики, и в США, с философским обоснованием музейно-педагогической деятельности и развития форм практического применения педагогических методик в музейной практике; музейная педагогика, направленная на формирование научных подходов к визуальному мышлению и музейной среде в Германии; формирование и развитие музейно-образовательных традиций в России, где А.В. Бакушинский писал о необходимости системности музейно-педагогической работы, - все это сделало музейную педагогику прогрессивно-значимым явлением общественной жизни. Связи музеев и образовательных учреждений в СССР были несколько одноплановыми, но систематичными и целенаправленными.

    Модернизация современной образовательной системы и необходимость выхода музейной педагогики на уровень современных информационных технологий, гуманистическая парадигма современного образования и культурологическая направленность деятельности музеев на современном этапе значительно расширили сферу их деятельности, предложив им более тесные контакты с образовательными учреждениями. Игровые формы работы с дошкольниками и младшими школьниками, деятельностный подход в работе со школьниками среднего звена, элементы проблемного обучения и деловые игры в работе со старшеклассниками и студентами, интегративные формы взаимодействия музея и школы, вуза, распространение своего опыта и создание филиалов и виртуальных музеев, разнообразие форм работы делают опыт Русского музея уникальным и востребованным во многих периферийных музеях нашей страны. Также, несомненно, ценным является опыт музеев города Владимира, где создана уникальная музейно-обучающая среда, предполагающая деятельностный подход в работе с историческим материалом. В Нижнем Новгороде к музеям, активно и систематически работающим с образовательными учреждениями, может быть отнесен Музей истории художественных промыслов Нижегородской области. В некоторых местах сотрудникам музеев и руководству пришлось менять стиль мышления относительно музейно-педагогической деятельности, переходя от фрагментарности и мозаичности к проектному пониманию и осмысления деятельности музея. Понимая проблемы и задачи музейной педагогики, некоторые руководители пришли к идее создания музейно-педагогических центров на местах.

    Основными направлениями деятельности музейных педагогов на

    современном этапе рассматриваются:

    1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного

    отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными

    ценностями.

    2) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

    3) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы

    наиболее эффективно.

    Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

    Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все.

    Музейная педагогика имеет более обширные задачи:

    - воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

    - формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

    - возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

    - формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

    - освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

    Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:

    1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.

    2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

    3.. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

    4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).

    5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.

    6. Цель курса – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.

    Однако, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к культурному наследию.

    Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.

    Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий на кружке, поэтому, такие занятия должны обладать релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, рассуждать...

    В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача педагога  - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение.

    А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.

    В-четвертых, для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому надо рассчитывать на консультации педагога-психолога и педагога-логопеда.

    Пожалуй, работа с дошкольниками, наиболее трудна для современных музеев, ведь они более ориентированы на школу и вузы. Между тем дошкольное образование постепенно и последовательно расширяет сферу сотрудничества с музеями. На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Например, реализация программы «Мой Таганрог» в ДОУ города Таганрога в сотрудничестве с музеями может помочь решению следующих педагогических задач дошкольного детства:

    1)  Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю родного города, через понятие «малая родина»;

    2)  Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;

    3)  Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;

    Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение педагога. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.

    Программа может состоять из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия могут проводиться как в музее, так и в детском саду.

    Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

    Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

    Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.

    1.2. Создание мини-музея

    В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

    Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

    Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

    1 этап. Постановка целей и задач.

    2 этап. Выбор помещения.

    3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

    4 этап. Оформление мини-музея.

    5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

    6 этап. Разработка перспективно-тематического плана.

    7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

    8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

    Основная проблема данного вопроса заключается в том, что знания о музее детям дошкольного возраста невозможно преподнести без создания специальных условий.

    Рассматривая этот вопрос, поставила цель – Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителямя.

    Для раскрытия цели поставила задачи:

    1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
    2. Формирование у дошкольников представления о музее.
    3. Расширение кругозора у дошкольников.
    4. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
    5. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
    6. Развитие творческого и логического мышления,  воображения.
    7. Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
    8. Вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

    Из многообразия видов я остановилась на музее «в стране сказок», который был организован по принципу интерактивности: экспонаты можно трогать, переставлять, играть.

    Эту трудоёмкую и кропотливую работу я проводила в следующем направлении:

    1.Повышение своего профессионального уровня.

    2.Создание предметно – развивающей среды.

    3.Организация взаимодействия с детьми, родителями.

    Первое направление - Повышение профессионального уровня

    I этап – подбор методической и информационной литературы.

    I I этап – мотивационный.

    На первоначальном направлении работы важно как можно интересней и увлекательней изложить саму идею создания мини – музея.

    Для повышения интереса родителей  и получения знаний о музейной педагогике, о значении сказки в развитии ребенка   проводила консультации.

    Второе направление - создание предметно – развивающей среды.

    I этап – выбор помещения.

    • Первоначальный вариант – групповая комната. Я могу в любое время обратиться к материалам музея. Дети самостоятельно рассматривают экспонаты, обсуждают их особенности, задают мне вопросы. По сей день, здесь находится мини – музей.

    II этап – сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

    Для сбора выставочного материала я попросила родителей детей, своих коллег, всех знакомых и родственников принести что – то из своих запасов.

    Каждый экспонат я пронумеровала и отметила в каталоге.

    Каталог экспонатов. 

    При оформлении учитывала, что внимание детей дошкольного возраста ещё недостаточно сформировано, и отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогли шкафы и тумбочки, настенные полочки.

    III этап – принципы оформления мини – музея:

    Построение музейной экспозиции требует соблюдения некоторых принципов:

    • 1. Предметность – основу экспозиции составляют предметы сказочных произведений.
    • 2. Коммуникативною информационность – дизайн экспозиции заключен так, что в ней информация легко воспринимается посетителями различного возраста и любых социальных групп.
    • 3. Экологичность – в экспозиции преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы.
    • 7.Безопасность – музей не создает  угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребенок   свободно достает до любого уголка мини – музея. Сами экспонаты не являются острыми, режущими, легко бьющимися и т. п.
    • 8. Динамичность и вариативность – периодически меняется по тематике, экспонатам. Одни экспонаты можно убирать, а другие – выставлять.

    IV этап – сопровождение предметно – развивающей среды.

    Мини-музей является частью образовательного пространства

    детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной

    детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает

    тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т. п.

    Несмотря на активную работу в области музейной педагогики, я столкнулась с немалыми проблемами:

    • С одной стороны – значимость данной темы для всестороннего развития ребенка, обилие материалов в интернете, отдельные конспекты занятий в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;
    • С другой стороны - Любая вещь несёт в себе разнообразную информацию, каждая имеет свою историю, но отсутствие познавательного материала для детей дошкольного возраста.

    Эти пробелы нужно было восполнить большой грамотной переработкой материала для обучения дошкольников, что и послужило основой для разработки перспективного плана.

    Третье направление - организация взаимодействия с детьми, родителями

    Выполнила большую переработку материала для детей.

    • Мною разработан перспективный план, в котором указан план беседы и информационный материал. На основе этого плана составляются конспекты.
    • Темы занятий и бесед, а также их содержание составила соответственно возрасту детей. Ведь правильно подобранный материал стимулирует интерес дошкольников, облегчая его запоминание. Перед  занятием предварительно подготавливала детей к восприятию материала: пояснение новых слов, сюрпризные моменты и другие приемы для повышения интереса.

    II этап – Работа музея для родителей.

    Именно на этом этапе важно еще раз довести до родителей, что их вклад в развитие ребенка посредством сказки не может ограничиться только помощью в организации мини – музея, они должны понимать, что их участие необходимо и в дальнейшей деятельности музея.

    Родители прослушали консультации информационного характера. Доносила информацию до родителей о значении сказки в воспитании и развитии ребенка. (Приложение №)

    Таким образом, мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Помощь родителей для достижения цели и решения поставленных задач является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада и группы, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения.  Экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

    Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

    Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры. Оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

    В процессе восприятия произведений дети обращают внимание на средства выразительности.

    Повысилась  компетентность и творческий  потенциал педагогов в связи с обновлением  образовательного процесса.

    Создание музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным  и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения,  интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники  выступают в музее в роли экскурсоводов.

    Хотелось, чтобы многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям.  А мини-музеи в группах стали неотъемлемой частью  предметно-развивающей среды нашей группы и показали свою  значимость  в воспитании и развитии детей.

    Глава 2. Сказка в развитии дошкольников

    2.1. Влияние сказки на развитие ребенка

    Тематика мини-музеев может быть разнообразной. В моем случае- это мини-музей «В стране сказок». Который направлен на приобщение дошкольников к миру сказки, миру театра, на развитие моторики,  речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок; на эмоциональное развитие ребенка.

     

    Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю.

    В.А. Сухомлинский

    Так что же такое сказка? Что таит она в себе? Чем она так привлекательна?

    В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки:

    1. Сказка – это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

    2. Сказка – устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название свое получила от слова: «сказывать».

    Какую же роль несет в себе сказка: Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития ребенка. Язык сказки доступен и понятен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

    В тяжелых ситуациях, когда ребенок совсем отказывается слушаться или сильно чем-то огорчен родителям на помощь приходит сказка. Взрослые часто импровизируют, придумывая сказки на ходу, чтобы уложить ребенка спать, успокоить, заставить принять лекарство. В случае непослушания малыша, родители используют сказки, устрашая его каким-либо негативным персонажем.

    Не многие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Золушка», «Маша и медведи», «Кот в сапогах» и другие. А ведь в каждой сказке отображается определенная модель поведения, которая чему-то учит ребенка.

    Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость.

    С помощью сказки мы можем оградить малыша от различных внутренних страхов и недостатков в поведении, аккуратно приготовить ребенка к беседам о сексуальном воспитании. Если вы заметили, что ребенок из прочитанных ему мамой сказок выбирает одну-две любимые, значит, у него уже сформировалась модель жизни, которую он выбрал самостоятельно.

    Чтобы узнать скрытые таланты вашего ребенка, черты его характера и восприятие реального мира проанализируйте любимую сказку малыша. То же касается и детских костюмов. Например, мальчик, который выбирает себе костюм пирата или разбойника, склонен к агрессии и дракам.

    Девочка, выбирающая костюм лисички, будет, скорее всего, и во взрослой жизни вести себя соответственно образу лисички: использовать для достижения своих целей голливудскую улыбку, лукавство и изворотливый ум. Именно поэтому нужно осторожно выбирать сказки для детей.

    Выбирать сказку нужно обязательно согласно его психическому развитию. В определенном возрасте полезна своя сказка.

    В  возрасте от 5 до 7 лет  ребенку уже можно читать любые сказки, в зависимости от его предпочтений. Необходимо учесть, что произведения читаемые в этом возрасте должны всесторонне развивать дошкольника. То есть выбирайте те сказки, которые развивают воображение и мышление, учат добру и культуре поведения.

    С пяти лет ребенок уже сам может пересказывать понравившиеся ему сказки. В случае если ребенок затрудняется пересказывать прочитанные ему неоднократно сказки, мгновенно забывает только что услышанный сюжет, долго не может подобрать необходимые слова для описания персонажей или сюжета, то это может говорить о задержке развития ребенка. Тогда нужно обратиться к врачу.

    Не надо переставать читать ребенку сказки даже если он сам уже научился читать. Ведь чтение сказок сближает взрослого и ребенка, что немаловажно для эмоционального развития непоседы.

    Сказки не только радуют, успокаивают, развивают а и лечат. Многим родителям известна - сказкотерапия. Почему, например, дети так любят Гарри Поттера? Да просто главный герой – мальчик, который обладает большой силой. Поэтому дети, когда ассоциируют себя с ним, чувствуют себя уверенней и сильнее.

    Интересный факт: лечение сказкой аллергии у детей. Дело в том, что вышла книжка немецкого аллерголога Клауса Витта. Она содержит в себе веселые повести. Иллюстрации создал немецкий художник Альфред Андерсен. Так вот на практике доказано, что эти повести с рисунками помогают детям избавиться от аллергических реакций, в первую очередь нейродермита.

    А ведь сказкотерапия не новшество, а испробованный столетиями метод. Например, если малыш заболел, почитайте ему сказку про Карлсона и его варенье и дайте малышу целебный чай. Или, например, если ребенок обжегся, почитайте ему про живую воду, а после смажьте ожог мазью. Результат от лечения будет во много раз сильнее обычного. Особенно полезна сказка, прочитанная на ночь. Правильно подобранная сказка должна расслаблять, снимать усталость, напряжение и возбуждение, накопленное за день.

    Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал и коммуникативные умения детей дошкольного возраста.

    Окружая ребёнка заботой, мы создаём маленький, ограждённый от всех забот мир, и не беда, если у ребёнка не получается, ведь рядом есть родные для него люди, и они рады помочь ему сделать что-то. Но рано или поздно настаёт момент, когда ребёнок шагнёт в большой мир. Чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в социальном мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребёнок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявляя гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции. Ставим перед собой задачи:

     -формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях: устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять;

    - реализовать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать своё мнение.

    Пути реализации этих задач:

    создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации;

    моделирование проблемных ситуаций;

    активизация самостоятельной деятельности детей;

    использование элементов кукольного театра.

    Действуя куклой ребёнок идентифицирует себя с ней, он реализует разные способы поведения, Никаких слов он не заучивает. Каждый ребёнок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что-либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию. Ребёнок берёт на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнёрами.

    В области Познание сказочные образы дают определённые сведения об окружающем мире, т. е. обладают познавательным значением с народными традициями и обычаями. Заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, можно организовать познавательную беседу. Например: пригласив, в гости Деда (сказка «Снегурочка»), который носит кафтан, кушак, лапоточки» можно наглядно познакомить детей с этими традиционными предметами народной одежды.

    Организации НОД по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету сказок предшествует предварительная работа. Я считаю необходимым создавать условия, которые помогли бы ребёнку раскрепостить его творческую энергию, создать положительный эмоциональный настрой для осуществления художественно - творческой деятельности. Разрабатывая творческие задания по содержанию сказок, я предусматриваю, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, в драматизации сказок, в повседневной жизни

    Хочу отметить, что, в большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: учит детей сравнивать формирует привычку доказывать, что это, так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

    Особое внимание уделяю на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.

    НОД по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем. Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаю детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении использую приём завершения детьми отдельных предложений. Одно из главных условий чтения или рассказа сказки – это эмоциональное отношение к рассказываемому. При рассказе от взрослого требуется подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Во время чтения или рассказа я стараюсь встать или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть моё лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. При чтении я слежу не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей, Я считаю необходимо видеть лицо ребёнка, его жесты, мимику, как они меняются в процессе слушания. Наблюдая за детьми я замечаю, какие моменты их взволновали. По отношению ребёнка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять что волнует ребёнка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями оценками. Я не делаю детям замечания, не призываю сидеть тихо. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений.

    Разбор содержания сказок провожу в вопросно - ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. При пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы, поэтому, прежде чем преподнести текст детям, я заранее воспроизвожу текст для себя. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. В процессе рассказа и показа сказки важно не увлечься описанием второстепенных моментов, игрой кукольных персонажей, а донести до ребёнка идею сказки, основное её содержание, выделив при этом основные моменты нужной интонацией голоса, громкостью или паузой. После чтения необходимо побеседовать с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. Планируя вопросы для беседы, я стремлюсь помочь ребёнку разобраться в образе и высказать своё отношение к нему. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного. Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и

    переносным смыслом. Во время беседы мы вместе с детьми обсуждаем героев сказки, особенности их характеров.Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других детей. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, которой потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Использую такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. Я считаю важным, воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья я использую следующие приёмы в работе со сказками: - найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; - сочинить длинное и в то же время смешное слово; -разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука-мука, а порой различный контекст (собачий хвост, собачий характер)

    Старшие дошкольники, рисуя сразу после прочтения сказки, стремятся передать возникший в их воображении образ в своём рисунке. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д., можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и т. д. Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться источником новых художественных впечатлений детей. На занятии я предлагаю материал, дающий детям опыт импровизации в двигательном упражнении, помогающий развитию осознания собственного тела, эмоциональному погружению в сказочный мир новых впечатлений. В движении-импровизации всё оживает, и мы видим уже не просто цветок, бабочку, огонёк – это переработанный образ, это продукт творчества, это выражение себя, это умение объединить двигательную и чувственную сферы. Программа выразительного движения носит развивающий характер Деятельность такого рода настолько занимает детей, что даже гиперактивные дети делают всё без затруднений, При этом дети чувствуют себя хозяевами своих физических ощущений и действий, получая от этого удовлетворение собой.

    Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения –«Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задаю вопросы по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).

    В своей работе я использую дидактические  игры, например: «Кто за кем?», «Что изменилось?», «Расскажи по картинке» и т.д.

    В моей группе есть такие дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечая вокруг, По ходу сказки я слежу за реакцией таких детей. Если такой ребёнок писал В. А. Сухомлинский, «не переживает борьбу добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит что- то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» Я предлагаю таким детям игру-беседу с куклами –персонажами. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действия сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребёнка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

    Таким образом, сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных чувств. Сказки помогают детей гармонично развиваться, учат многому полезному, что пригодится им во взрослой жизни и это факт.

    2.2. Развитие детей 5-7 лет в театрализованной деятельности

    Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
    морали и нравственности. А чем они богаче,
    тем успешнее идет развитие духовного мира детей…
    Б. М. Теплов

    Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

    – как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

    – как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

    – как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

    В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, происходит речевое развитие ребенка. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?

    Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

    Среди многочисленных игр у детей пользуются популярностью игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.

    Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением звукопроизношения. Они в полном объёме развивают все стороны произносительной речи ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.

    Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.

    У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, лучше и быстрее адаптируются в детском саду, становятся более раскрепощенными, происходит неавторитарное общение взрослого и ребенка, сразу пропадающий комплекс «я не умею» – все это удивляет и привлекает.

    Таким образом, развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка; развитие его коммуникативных способностей; психических процессов, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.

    Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр.

    Для реализации самостоятельной деятельности в нашей группе  предусмотрен уголок «Театр». Он оснащен «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутикой, необходимой для постановки спектаклей

    Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, прогулка, вторая половина дня и др.).

    Для того чтобы у ребенка возник интерес к самостоятельной театрализованной деятельности, в группе у нас есть театральный уголок с разнообразными видами театров.

    В результате освоения программы дети  приобретают:

    Обобщенные умения:

    -воспитывается в ребенке готовность к творчеству;

    -развивается произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазия, воображение, быстрота реакции, инициативность и выдержка;

    -активизируется мыслительный процесс и познавательный интерес;

    -прививаются навыки вежливого поведения;

    -воспитывается зрительская культура;

    -воспитывается доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.

    Театрально-сценические умения:

    -развивается чуткость к сценическому искусству;

    -совершенствуются навыки действий с воображаемыми предметами;

    -развивается умение владеть своим телом; способность создавать образы с помощью жеста и мимики; создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

    -совершенствуется умение действовать на сценической площадке естественно; равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;

    -развивается речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики; правильное речевое дыхание; улучшается дикция; расширяется диапазон и сила звучания голоса; формируется четкая, правильная речь; пополняется словарный запас, образный строй речи; интонационная выразительность речи;

    -появляется интерес и желание импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок, как драму, балет, оперу; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;

    -осуществляется знакомство с терминологией театрального искусства; с театральными профессиями; с отличием театрального искусства от других видов искусств.

    Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что игра в «Театр» – это один из видов игровой деятельности детей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

      Литература

    Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.

    «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой,

    О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

    О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской

    народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.

    М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова, «Красна изба…» (знакомство детей с

    русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада),

    Санкт – Петербург, Изд. «Детство – пресс», 2004 г.

    Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,

    Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

    Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера, 2006 г.

    Морозова Л.Д. «Метод проектов в деятельности ДОУ». Ж. «Детский сад от А до Я». М., 2006 г. № 2

    «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор- составитель: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М, АРКТИ 2006г.

    Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122.   (85.101  М89  к883348 кх)

    Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.   (чз)

    Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.   (чз)

    Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с.   (74.1  М94  к883392 + CD)

    Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.   (зп)

    Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289.   (60.5  С56  к873553 чз)

    Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34.   (79.1  М89  к871426 кх)

    Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.   (чз)

    Мень, Т. Е. Ребенок и кукла в современном мире / Т. Е. Мень // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 117-122. – Библиогр. в сносках.   (85.1  Д38  к883349 кх)

    Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. – СПб., 2008. – 48 с.   (85.101  М89  к883356 кх)

    Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» в условиях дошкольных образовательных учреждений Красносельского района С.-Петербурга / С. Г. Маслова, И. П. Ештокина, И. Л. Саво [и др.] // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С.  54-70.   (85.101  М89  к883348 кх)

    Некрасова-Каратеева, О. Л. Детское рисование как предмет исследования: искусствоведческий аспект / О. Л. Некрасова-Каратеева // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 10-42. – Библиогр. в сносках.     (85.1  Д38  к883349 кх)

    Олейник, Н. А. Детское творчество с использованием природных материалов / Н. А. Олейник // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 103-109.   (85.1  Д38  к883349 кх)

    Столяров, Б. А. Изобразительная деятельность ребенка как музейно-педагогическая проблема / Б. А. Столяров // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 4-9. – Библиогр. в сносках.   (85.1  Д38  к883349 кх)

    Столяров, Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования : учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с.: ил.   (85.101  С81  к883351+CD муз)

    Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики : (на примере малого города) / Е. Г. Ванслова // Школьная

    Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О.Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс,1998.

    «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова и др. ; под ред. О.С. Ушаковой. – М .: Изд-во «Институт психотерапии», 2001.

    М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Конспекты комплексных занятий со сказками. – Спб: «Патриот» 2006.

    Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвящение,1998.

    Смирнова О. Д. Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность. Метод рек. Мурманск. 2007.

    Программа  «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте.

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.. 1961.

    Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1983.

    Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

    Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред.О.С. Ушаковой. – М.. 1997

    Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.

    Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М. 2002.

    Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.

    Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.. 1967

    Л.Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1991

    Л.И.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991.

    Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.

    Е.В.Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. – Москва, 1991.

    О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.

    Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.

    Е.Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

    План работы на год по мини-музею Архитектуры...

    Дошкольное образование. Музейная педагогика. Мини-музей Югра.

    Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем...

    Музейная педагогика: мини-музей "Край родной - моя Россия"

    }Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей,  создающая условия погружения  ребенка в специально-организованную пространственную среду. Через...

    Опыт работы по музейной педагогике "Мини- музей камней" в средней группе.

    Опыт работы по музейной педагогике "Мини- музей камней" в средней группе....

    Перспективное планирование по музейной педагогике «Мини-музей «Усть-Сысольск: окно в прошлое» (старшая группа)

    Перспективное планирование по музейной педагогике «Мини-музей  «Усть-Сысольск: окно в прошлое» (старшая группа)...

    Музейная педагогика. Мини-музеи. Идеи для воспитателей

    Музейная педагогика. Мини-музеи. Идеи для воспитателей...