ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Колмакова Елена Сергеевна

В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и упорства, толерантности.     Большую роль в становлении личности играют физическая культура и спорт. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Колмакова

МБДОУ «ДСОВ №135», МО г. Братск

ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Роль и значение патриотизма на разных этапах общественного развития не одинакова и определяется духовным и нравственным состоянием общества.

Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ, померкли образы героев.  Особенно это видно на фоне  обострившейся  обстановки в стране, когда, например, вопрос о патриотизме  олимпийских спортсменов расколол страну на два лагеря. Под вопрос ставиться все чему учили:  Родина, Отчизна, честь.

В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и упорства, толерантности. В некоторых  современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и защищать свою Родину. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот день постепенно превратился в праздник, равносильный международному женскому дню.

Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Но в  связи с изменениями в окружающем мире  необходимо и  обновление содержания образования и воспитания детей дошкольного возраста,  нужна более ранняя ориентация на патриотизм и саморазвитие личности ребенка.

 В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.         Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. 
   Большую роль в становлении личности играют физическая культура и спорт. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое воспитание.

Спортивно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. [1] Кроме того, спортивно - патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, на воспитание гордости за героические поступки предков.

В советское время массовый спорт был идеологией, охватившей массы. Затем физическая культура утратила воспитательные позиции в обществе. Но сегодня спорт и физкультура снова могут стать методом воспитания здорового духом и телом молодого поколения патриотов. Они  вносят неоценимый вклад в решение задачи формирования патриотического сознания, т.к. развитие  физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Не даром говорил Василий Сухомлинский о патриотизме:  «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека».  

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. [1]

Значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость [2]. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Подвижная игра являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. [1].   Семья — неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ведь чувство любви к Родине вырастает из любви к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным будет расширяться, и переноситься на других людей. Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны. Например, «Спортивные выходные нашей семьи», «Активный отдых семьи летом, зимой», «В поход всей семьей», «Мама, папа, я – спортивная семья!». Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно для детей, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. 

Таким образом, в работе с детьми по физической культуре, формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Не случайно именно сейчас в сложный период жизни нашего Отечества мы педагоги стали искать возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному отечественному наследию.

Литература

1. Мещерякова С. В., Логвинова О. Ю., Сорока А. Г., Потапова Г. Я. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 886-888. — URL https://moluch.ru/archive/107/25827/.

2.Клевцова Н.П. Народные игры в воспитательно-оздоровительной работе с дошкольниками  //Журнал «Инструктор по физкультуре

 № 8. — 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста

Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...

Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста...

Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".

quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...

Проектная деятельность как средство формирования экологического сознания детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения. .....

Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

laquo;Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский...