Статья "Особенности развития позновательно-исследовательской деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра"
статья по коррекционной педагогике

Давыдова Анастасия Сергеевна

Статья, освящаяющая проблемы коррекционного обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Опубликовано в институтском сборнике МПГУ, 2017 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davydova_a._s._statya.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Давыдова Анастасия Сергеевна

магистр

МПГУ

г. Москва, ГБОУ «Гимназия» № 1799 СП ДО-2,

учитель-дефектолог

Россия, г. Москва

smw_kukuevo@mail.ru

Cовременные исследования доказывают, что аутизм – явление, имеющее генетическое происхождение. В 2012 году три группы ученых, работающих под руководством Ивана Эйхлера (университет шт. Вашингтон), Марка Дэли  (Гарвардский университет) и Мэтью Стэйта (Йэльский университет) соответственно,  независимо друг от друга, опубликовали результаты своих исследований [2]. Благодаря проведенной работе удалось установить, что нарушения генов у испытуемых носят природу «de novo», т. е. присутствуют только у потомства и отсутствуют у обоих родителей.

Также они доказали, что возраст родителей (в особенности, возраст отца) напрямую влияет на риск появления этих мутаций. В 2015 году Кэтрин Цукерман из университета Джонса Хопкинса (США, Балтимор) опубликовала научную работу, подтверждающую эту теорию. Исследовательская группа состояла из 44 мужчин, уже имеющих в семье одного ребенка с аутизмом и ожидающих второго. Изучения ДНК их спермы до беременности женщины и после рождения ребенка доказало наличие эпигенетических изменений, напрямую влияющих на появление у потомства признаков раннего детского аутизма [1].

Вне зависимости от того, изменился взгляд на природу происхождения раннего детского аутизма или нет, все дети сталкиваются с одними и теме же трудности в своем развитии. Перекос в развитии ребенка с ранним детским аутизмом заметен с первых месяцев его жизни.

В возрасте двух-трех месяцев начинают наблюдаться особенности взаимодействия такого ребенка с матерью, которые критически скажутся на его развитии в дальнейшем. Во время нормотипического  развития, в раннем возрасте мать становится для ребенка не только источником удовлетворения жизненно-важных потребностей (таких как тепло и еда), но и регулятором настроения и эмоционального состояния [3, c. 9]. Ребенок считывает эмоции родителя и переносит их на свое состояние по принципу «если тебе весело, то и мне весело». Еще не имея эталонных реакций на изменения окружающей среды, ребенок полностью полагается на реакции матери. В этот же период появляется комплекс оживления на появление матери в зоне видимости ребенка. Возникает симбиотическая связь.

Еще при зарождении представлений о раннем детском аутизме (середина XX века), ученые отмечали диспропорциональность психического  развития таких детей на ранних этапах жизни. Мать не являлась опорной точкой их жизни, общение с ней не приносило им удовольствия. Отношение к близким – паразитическое, они воспринимаются как посредник между желаемым, которое пока является недосягаемым и ребенком. В случае тяжелых, осложненных форм раннего детского аутизма, отсутствие привязанности к близким, и отношение к ним только как к источнику удовлетворения своих потребностей сохраняется у детей и в старшем дошкольном возрасте. В дошкольный период жизни у ребенка с РАС появляются указующий жест и жесты, направленные на привлечение внимания (например, взять за руку) [3, c. 28]. Однако чаще всего наблюдается частичное угасание этих жестов и потребности обращаться к взрослым по мере физического роста ребенка – необходимость во взрослом как посреднике отпадает.

Чаще же всего отмечались случаи негативистичного отношения ребенка по отношению к родителю – он старался отстраниться от него и избежать контакта. Комплекс оживления в раннем детском возрасте появлялся гораздо позже, не носил такого выраженного характера, как  в норме, или не появлялся вовсе. Добровольный отказ от контакта с близкими приводил к уходу ребенка в мир собственных переживаний, носящих чаще всего характер аутостимуляций. С возрастом эта ситуация усугубляется. Аутостимуляция начинает доминировать для такого ребенка над воздействием окружающего мира. Полностью удовлетворяясь этими ощущениями, ребенок начинает позже исследовать окружающую действительность, как следствие наблюдается задержка моторного и речевого развития. Вся их «деятельность» должна рассматриваться через призму «переработки» окружающего мира с целью выделения привлекательных сенсорных свойств. Без специального, целенаправленного обучения самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность у ребенка с РАС не возникает.

Список используемых источников литератнры:

  • Zuckerman, Katharine Elizabeth; Lindly, Olivia Jasmine; Sinche, Brianna Kathleen (2015) Parental Concerns, Provider Response, and Timeliness of Autism Spectrum Disorder Diagnosis // The Journal of Pediatrics
  • Stephan J. Sanders et al. Multiple Recurrent De Novo CNVs, Including Duplications of the 7q11.23 Williams Syndrome Region, Are Strongly Associated with Autism. Neuron, 2011; 70 (5): 863-885.
  • Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2007. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом часе на тему:«Особенности развития познавательной сферы дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и...

Выступление на педагогическом часе на тему: «Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»

Сенсорное воспитание дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и соверш...

Описание практики «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»

Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных  занятий  с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа....

Специфические особенности развития дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье описаны эмоциональные и познавательные особенности   развития детей с РАС...

Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Важной задачей комплексной профориентации является возникновения у детей с РАС  стимула соразмерного к деятельности, адекватной их возможностям. Необходи­мо определить, в чем конкретно состои...

Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра».

Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»....