Мастер-класс для педагогов "Использование логических блоков Дьенеша по ФЭМП у дошкольников"
материал по математике

Поезжаева Вера Валерьевна

конспект мастер - класса, где воспитатели знакомяться с играми, в которых используются блоки Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_bloki_denesha_moya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов МАДОУ д/с №26

"Использование логических блоков Дьенеша по ФЭМП у дошкольников"

Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольников.

Задачи:

 Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

 Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Материал: блоки Дьенеша, схемы, символы свойств,  3 обруча, методическая литература, таблица.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Сегодняшний мастер класс посвящен блокам Дьенеша. Но для начала хочу познакомить вас с дополнительным материалом, по которому можно работать.

Он представлен в таблице. Как вы видите уже существуют игры разработанные для первой младшей группы (или 2мл., если дети из дома). Это – «Удивляйка 1» (Знакомство с формой, как раздаточный материал), должен быть на каждого ребенка, идея ритма – они описаны.

«Удивляйка 2» - знакомство с формой, система как правильно включать исследовательскую деятельность»

«Удивляйка 3»Деление на части. Нельзя пропустить (начало математики)

«Удивляйка 4».Счет. Включается понятие между, рядом.

И я предлагаю девиз мастер –класса

«Познание начинается с удивления».

Теперь пришло время познакомиться с логическими блоками Дьенеша. Открывайте коробочки. Что вы видите? Фигуры. Какие они? Разные. Чем они отличаются? Вот мы с вами выявили свойства блоков. Так и познание мира ребенком начинается с познания свойств. От познания свойств ребенок переходит к умению сравнивать.

Работу с блоками Дьенеша рекомендуют начинать со 2 младшей группы, но как вы уже поняли можно и раньше. Используют материал как конструктор. Вы можете начинать не со всей коробки блоков, а взять  24 только толстые или только тонкие, а если детки проблемные можно использовать только12(например взять только большие или только маленькие, а когда детки освоили идти дальше). Есть альбом, суть построена на идее того, что блоки могут играть роль частей предмета, или самих предметов. Здесь задание  наложить блоки на изображение. Дети это легко осваивают, получают красивый результат и поэтому  этот альбом достаточно привлекателен. Затем дети выкладывают рядом (перенос задания, далее можно предложить выложить по памяти. (Вот три ступеньки в освоении альбома).(Машина, кошка) Еще один альбом здесь материал в стихотворной форме (Жираф). И еще 2 альбома маленькие логики 1, 2». С более сложными заданиями. Выбери себе тоже круглую фигуру, все круглые, о как их много, а давай сделаем бусы для мамы. Найди такой же блок (2 свойства цвет и форма),(дети действуют по примеру взрослого) Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие. (Засели дом?).

Вернемся к системе 2 мл. группы уменьшаем кол - во блоков, второе вводим знаки – символы (во многих источниках со средней), но опыт показывает, что можно и со 2мл. – Форма, цвет, размер)- на полянке красные цветы. Всегда учитывать индив. особенности ребенка. Набор иметь на группу, использовать на занятиях 6-8 коробок). По 1 альбому на группу (Кроме малышей). (зайка  2 альбома) Учитывать уровень детей. Иметь альбом для средней группы.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь переходим в среднюю группу.

В данном возрасте дети уже законно знакомятся со знаками символами свойств. И для данного возраста создан вот такой альбом «Лепим нелепицы». Задание такое послушайте внимательно: «Простой вопрос для малышей, - кого боится кот? Хором. (Мышей).

 В этом возрасте дети сочиняют собственные игры, можно создать книгу, авторы которой являются дети.

Следующее задание из альбома «Давайте вместе поиграем». Скоро новый год и мы украсим елку бусами», но будем украшать по правилам. Разделимся на две команды. Зажигаем огоньки, всего 4 ряда. Зеленый круг на карточке означает место блока на веревочке. (Прокоментируйте, как вы это делаете).

Что вы можете сказать обо всех огоньках 1 ряда.

А второй чем не похож на остальные.

Согласитесь читать сложно символы.

Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме.

В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

Игра по карте: «Довези машину до гаража»

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру «Кот и мыши» из альбома «Праздник в стране блоков». Мышки наряжаются, называя себя, у кота галстук- информация(для мышей это тайна): какими мышками он будет увлекаться.  Мыши в круг, кот в центр. «Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот, тише мыши не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот и разгонит хоровод.»

Кот показывает галстук. После слов 1,2,3,4,5 – начинаю догонять. Мыши разбегаются, те на которых охотиться. А остальные дразнятся.

«Соберем сыр». Нужно составить сыр. Части идут по порядку.

Переходим в старшую группу.

Альбом «Спасатели приходят на помощь. Сюжеты объединены идеей прийти на помощь, быть спасателем. Произошло землетрясение. Разрушен город логических блоков. Необходимо помочь его восстановить. По картам – схемам одна команда спасателей восстанавливает здания. Вторая команда – транспорт. На работу дается 2 минуты.

Следующее «спасатели везут груз».

Грузом выступает любой блок, проходя через знаки меняется.

Переходим в подготовительную группу.

Теперь ищем драгоценные камни, чтобы купить продовольствие.  

Из альбома «Поиск затонувшего клада».

Подсказка для воспитателя на последней странице.

Работа с обручами.

1 обруч – внутри, снаружи

2 обруча – и пересечение

3 обруча – 8 областей (внутри, на пересечении, за пределами)

Свойства разные, раскладываем 1коробку.

И рассмотрим еще одну игру «Демонстрационный материал».

Карточки Знаки – символы.

Модель описания свойств блоков, может висеть просто в группе, что бы дети запоминали. Составлена от простого к сложному. Толщина вводится в старшей группе.

Игра «Шерлок Холмс» разыскивают блок и указывают все его свойства.

Игра «Найди ошибки», «Олимпийские игры» - найти кто лишний.

Экспресс диагностика позволяет в мягкой игровой форме выяснить как у ребенка развита логика.

Игра с блоками, как правило, плавно перетекает в сюжетно-ролевую игру и дети готовы играть все свободное время.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Для проведения различных игр, нами приобретается различная методическая литература.

Благодарю за внимание. Желаю удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Мастер класс. Нетрадиционные развивающие игры - логические блоки Дьенеша.

Сегодня, я хотела бы ознакомить вас с логическими блоками Дьенеша.Меня заинтересовали логические блоки Дьенеша, потому что современные требования к развивающему обучению диктуют необходимость создания...

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми»

Ознакомление педагогов с возможностями дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» для дальнейшего применения по развитию воображения у детей....

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников младшего возраста»

Повышение профессиональной   компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками младшего возраста....

Мастер-класс для родителей «Использование логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «...

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников

Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками. Задачи:- Раскрыть ...