Мастер-класс для педагогов.
материал (младшая группа) на тему

Ипатова Ольга Анатольевна

Привлечение родителей к воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и  художественного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx564.58 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты

«Челядьö 63 №-а свидзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты

Мастер-класс для педагогов

«Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»

 

Воспитатель: Ипатова О.А.

Тема: Привлечение родителей к воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Выступление воспитателя:

  Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок лишь нежно аукал, и вот уже первое «нет», «не хочу», «не буду».

  Каждый день мы сталкиваемся с большими и маленькими проблемами, которые зачастую бывают очень сложно решить. Надо умываться, а малыш не любит, надо кушать, а он не хочет, надо одеваться, убирать игрушки, помогать маме, а он не желает. Что же делать, как объяснить ему наши взрослые «надо»? Надо? А почему?

  Одна из задач воспитания детей раннего возраста – воспитание культурно-гигиенических навыков: опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.

  Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Для малыша лучшим примером всегда являлись сказочные герои, а самым непреложным правилом – детские стихи, потешки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. Это обязательно поможет вам и вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.

   В связи с этим я выдвигаю свою гипотезу: привлечь родителей к воспитанию культурно-гигиенических навыков своих детей можно, посредством использования игровых приемов и художественного слова.

   На первом этапе своей работы, я провожу анкетирование родителей, которые приводят детей первый раз в ДОУ. Я объясняю родителям, что я хочу, чтобы время, которое проводит его ребенок в детском саду, было для него радостным, поэтому я надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с родителями в вопросах воспитания.

   Для меня важно узнать у родителей, что они считают наиболее значимым для своего ребенка, какими навыками обладает их ребенок в большей или меньшей степени, и зная все плюсы и минусы, мы пытаемся вместе решить все проблемы в сфере воспитания. Благодаря этому адаптация ребенка проходит более гладко и менее болезненно.

   Я вам предлагаю фрагмент анкеты-знакомства, где вопросы, которые касаются культурно-гигиеническим навыкам ребенка, т.е., что ребенок уже умеет делать, каким навыкам он обладает и как он это делает (самостоятельно или с помощью взрослого). Анкета прилагается.

     Все анкеты я внимательно читаю, беседую с родителями на интересующие их вопросы. В родительском уголке ведется рубрика «Мамина школа», где даются советы для молодых родителей в воспитании их детей. Выставляю папки-передвижки, где консультации на разные темы по вопросам воспитания и быта ребенка.

    На следующем этапе своей работы я провожу с родителями игровые тренинги, для того чтобы выяснить, что они знают о навыках своих детей. что их дети должны уметь в данном возрасте, что сами родители делают в семье, чтобы их ребенок как можно быстрее адаптировался в нашей жизни.

    Игра для активизации родителей «Список прилагательных»

    Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков, отвечая на вопрос: Опишите, каким вы видите ребенка, который владеет навыками самообслуживания?

    Родителям предлагают качества и характеристики, соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т.д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение: Каким путем можно это достичь? –     «Создание условий, чтобы был пример для подражания, несложные действия позволять ребенку совершать самостоятельно, хвалить за каждое, даже незначительное достижение и тогда у ребенка будет много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс, как интересную игру,  а позже это станет привычным ритуалом). Надо сформировать у малыша привычку и объяснить, почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая её стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции»

Я вам предлагаю потешки, стишки, а вы подумайте к какому гигиеническому навыку можно применить этот стишок? (Стихи прилагаются).

   На очередном этапе своей работы я знакомлю родителей с приемами и методами, используемыми в группе, в воспитании культурно-гигиенических навыков. 

  1. Игровая ситуация.

    Здесь подходят игры, в которых можно создать игровые ситуации. Например: игры с куклами. Это- «строим кукле комнату»; «Оденем куклу на прогулку»; «Кукла делает зарядку»; «Накормим куклу обедом»; «Постираем кукле платье» и т.д.

     Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию. Физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде, чтобы игры были интересные, увлекательные применяю много потешек или стихов, ведь их можно подобрать на все случаи жизни.

Например:

Выше руки, шире плечи.                       Ах, как много разных дел!

Раз, два, три! Дыши ровней.                  Вот компотик закипел!

От зарядки станешь крепче,                  А теперь для куклы нашей,

Станешь крепче и сильней!                   Мы наварим сладкой каши.

 Ребенок «умывает» куклу- потешка «Водичка,водичка…», одевает куклу- потешка «Вот они сапожки» При игре я рассматриваю с детьми разные сюжетные картинки, комментирую эти картинки так же стихами или потешками. Детям очень это нравится, и они с удовольствием рассматривают картинки. Повторяя за мной слова. Просят вновь повторить игру.

  1. Эмоциональный настрой.

   Значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию. Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения. Эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.

  Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр, или логоритмических упражнений. Я это применяю в своей практике, так как считаю, что движения пальцами и кистями рук имеют особое развивающее воздействие.

  Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тела и разума, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, эмоциональное напряжение, повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями- правильно держать чашку, ложку, умываться и т.д.

  Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора!

Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

Ком на ком поставили, глазки подведем,

Нос-морковку вставим, шапочку найдем.

Вот какой снеговичок. Толстый, белый пухличок.

  1. Возрастные особенности.

  Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша.

  В моей группе дети с 1года 3мес. До 2хлет, исходя из этого я нахожу к каждому ребенку индивидуальный подход и работаю с ними от простого к сложному, так как в 1г 3 мес ребенок делает одно, а в 1г 6мес или в 1г 9мес ребенок делает это, но более совершенно и ловчее. В раннем возрасте разница в месяцах играет огромную роль.

  1. Многократное повторение действий.

    В режимных моментах применяю стихи, потешки. Для этого я создала картотеку «Потешки на все случаи жизни».

  На последнем  этапе моей работы в этом  направлении  предлагаю родителям поиграть в игру «Продолжи предложение».

  Каждому родителю предлагается продолжить предложение: «Мой ребенок умеет или делает…». Назвать те качества, которыми обладает ребенок.

   Здесь я узнаю мнение родителей, чему научился их ребенок за год, так как я считаю, что с каждым месяцем ребенок приобретает больше бытовых навыков. Он больше умеет делать, малыш более самостоятелен (самостоятельно ест любую пищу, частично натягивает носочки, обувь, шапку; частично раздевается, знает свою одежду, а также контролирует физиологические потребности).

  Уважаемые коллеги, вы прослушали мой мастер-класс.

Вы согласны с тем, что привлечь родителей к воспитанию культурно-гигиенических навыков своих детей можно, посредством использования игровых приемов и художественного слова? Проголосуйте пожалуйста.

Анкета для родителей.

Навыки самообслуживания у детей раннего возраста.

  1. Следит за собой (опрятность).              Самостоятельно –

                                                                       С помощью взрослого –

  1. Аккуратен в быту.                                  Самостоятельно –

                                                                       С помощью взрослого –

  1. Прием пищи.                                           Самостоятельно –

                                                                  С помощью взрослого –

  1. Пользуется носовым платком                Самостоятельно –

                                                                        С помощью взрослого –

  1. Может раздеваться                                  Самостоятельно –

                                                                        С помощью взрослого –

  1. Может одеваться                                     Самостоятельно –

                                                                   С помощью взрослого –

  1. Складывает свои вещи                            Самостоятельно –

                                                                   С помощью взрослого –

  1. Убирает за собой игрушки                     Самостоятельно –

                                                                   С помощью взрослого –

  1. Моет и вытирает руки                             Самостоятельно –

                                                                   С помощью взрослого –

  1. Ходит в туалет                                          Самостоятельно –

                                                                    С помощью взрослого –

Советы родителям.

  1. Старайтесь поддержать стремление к самостоятельности ребенка.
  2. Поощряйте, хвалите своего ребенка, даже за небольшие достижения.
  3. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
  4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия. Надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  5.  Если у малыша, что- то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  6. Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  7. В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  8. Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  9. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Фотоотчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...