Родительское собрание:«Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
план-конспект урока (младшая группа) на тему

Кирейчева Елена Васильевна

Тема: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук». Вторая младшая группа.

Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук, научить  родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование:

·        Плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

·        Сосновые и еловые шишки

·        Счетные палочки

·        Платочки

Участники:

·        Воспитатель

·        Родители

Форма проведения: собрание – практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук». Вторая младшая группа.

Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук, научить  родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

  • Сосновые и еловые шишки
  • Счетные палочки
  • Платочки

Участники:

  • Воспитатель
  • Родители

Форма проведения: собрание – практикум.

Ход собрания.

Организационная часть.

Загадка.

Пять – да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки,

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»

Угадайте, Как их звать?

(Пальцы)

Правильно, пальцы. Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.

Основная часть.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психологическое напряжение.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.  Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

И сегодня на нашем собрании мы с вами поиграем. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно, только в игровой форме. И не забывать хвалить ребенка, создавая ситуацию успеха.

Практикум.

  •  Игры с шишками.

С древних времен на русской земле забавлялись шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камнями и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекатывали друг другу и т.д.

Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев свои ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнить четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с шишками (сосновыми)

Как ежик колется сосна,

Ее мне шишка не страшна

Сосновую шишку в ладонях катаю

С сосновою шишкой сейчас я играю

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут.

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Малыши довольны.

                         (А.Орлова)

Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого надо положить сосновую шишку и взять еловую.

Раз, два, три, четыре, пять

Шишку будем мы катать

Шишку будем мы катать

Раз, два, три, четыре, пять

Еловая шишка нам колет ладошки

Мы покатаем шишку немножко.

Или

Шишки словно ежики

Колются чуть-чуть

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Следующее упражнение – сжимание или разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

Шишку я в руке держу

То сожму, то разожму

Поиграю с нею –

Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правою

Вот сжимаю левою.

Буду шишки я сжимать,

Буду ручки укреплять.

  •           Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

       Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Например:

«Играем на барабане» - ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

«Фонарики»                      -  вращательное движение кистями обеих рук.

«Веселые брызги»            - отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.

«Погрозим»                  - указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой.

«Пальчики»                       -  пальцы «шагают», «бегают», «танцуют».

«Музыканты»                   -  пальцы «играют» на различных инструментах.

Итак самым простым является изображения пальцами различных фигурок.

 «Домик»                      

-Дом стоит с трубой и крышей

 На балкон гулять я вышел

«Очки»                        

-Бабушка очки надела

 И внучонка разглядела

«Флажок»

-Я в руке флажок держу

 И ребятам им машу

«Лодка»

-Лодочка плывет по речке

 Оставляя на воде колечки

«Пароход»

-Пароход плывет по речке

 И пыхтит он, словно печка

«Стул»

-Ножки, спинка и сиденье –

 Вот вам стул на удивление

«Стол»

-У стола 4 ножки,

 Сверху крышка как ладошка

«Грабли»

-Листья падают в саду,

 Я их граблями смету

«Скворечник»

-Скворец в скворечнике живет

 И песню звонкую поет


«Шарик»

-Надуваем быстро шарик.

 Он становится большой

 Вдруг шар лопнул,

 Воздух вышел –

 Стал он тонкий и худой.

«Елка»

-Елка быстро получается,

 Если пальчики сцепляются.

 Локотки ты подними,

 Пальчики ты разведи.

«Корзина»

-В лес корзинку я беру

 И грибы в не кладу.

«Кошка»

-А у кошки ушки

                          на макушке.

 Чтобы лучше слышать

                         мышь в ее норушке.

 

«Зайка и Ушки»

-Ушки длинные у зайки,

 Из кустов они торчат.

 Он и прыгает, и скачет,

 Веселит своих зайчат.

«Коза»

-У козы торчат рога,

 Забодать может она.

«Гусь»

-Гусь стоит и все гогочет,

 Ущипнуть тебя он хочет.

«Петушок»

-Петушок стоит весь яркий,

 Гребешок он чистит лапкой.

«Курочка»

-Курочка прыг на крыльцо:

 Я снесла тебе яйцо.

«Птенчики в гнезде»

-Птичка крылышками машет

 И летит к себе в гнездо.

 Птенчикам своим расскажет,

 Где она взяла зерно.

«Дерево»

-У дерева ствол,

 На стволе много веток,

 А листья на ветках

 Зеленого цвета.

«Птичка»

-Пальчики – головка

 Крылышки – ладошка.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

Дружные пальчики.

Один, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Этот пальчик маленький

Мизинчик удаленький,

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Пальчик серединный

Самый длинный

Пальчик указательный

Очень замечательный

Большой палец, хоть не длинный

Но зато он самый сильный

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

     Пальчики одной руки, сжатые в кулак медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак.

 

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик парить стал,

Этот пальчик жарить стал

Ну, а этот сам все съел,

Потому и потолстел.

Апельсин.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа

Эта долька – для стрижа

Эта долька – для утят

Эта долька – для котят

Эта долька – для бобра.

А для волка…кожура.

Он сердит на нас беда!!!

Разбегайтесь кто куда.

Засолка капусты.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

     Движения прямыми кистями вниз-вверх. Движения кулаков к себе и от себя. Движения пальцев имитирующие посыпку солью. Интенсивное сжимание рук в кулаки.

 

Замок.

На двери висит замок,

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И открыли.

 

Дом и ворота.

На поляне дом стоит          -

Ну, а к дому путь закрыт   -

Мы ворота открываем        -

В этот домик приглашаем  -

Фигура «Дом»

Фигура «Ворота»

«Ворота» открываются

Фигура «Дом»

Как живешь?

-Как живешь?

-Вот так!

-А плывешь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Вот так!

-Вдаль глядишь?

-Вот так!

-Ждешь обед?

-Вот так!

-Машешь вслед?

-Вот так!

-Утром спишь?

-Вот так!

-А шалишь?

Показать большие пальцы.

Имитация плавания.

Указательный и средний пальцы «бегут».

Приставить к глазам пальцы «биноклем».

Подпереть щеку кулаком.

Помахать руками.

Обе руки под щеку.

Хлопнуть по надутым щекам.

Бусы.

Дети с бусами играли,

Бусы брали и катали

Поиграли, разбросали,

А потом их все собрали.

- Ритмичное движение пальчиков – сжимание, разжимание.

- Потирание ладошками друг о дружку.

- Руки в стороны, ладони вверх.

- Пожимание ладошек.

Медведь.

(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.)

Лез медведь в свою берлогу

Все бока свои помял.

Эй скорее на подмогу.

Мишка, кажется, застрял.

(С силой вытянуть платок)

  •      Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственное воображение. Кроме того, во время этих игр можно развивать представление ребенка о форме, количестве, цвете, а также его творческие способности.

Можно предложить малышу следующие задания:

- Сосчитать палочки из которых выполнена фигура;

- Если фигура выполнена из разноцветных палочек, сосчитать палочки    каждого цвета;

- назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура.

Выполнение фигурок из палочек.

Занимаясь с ребенком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10-15 минут.

Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики»

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях....

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи: 1.Формировать у родителей элементарные пред...

Родительское собрание «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Родительское собрание-практикум в старшей группе....

Родительское собрание «Развитие речевых способностей ребенка»

Материал родительского собрания будет интересен логопедам. начинающие логопеды может быть найдут полезный материал....

Встреча родительского клуба «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Встреча направлена на взаимодействие с родителями и обьяснения им важности развития мелкой моторики у детей....

Родительское собрание "Развитие у ребенка мелкой моторики рук"

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребен...

Родительское собрание Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка

Огр.проект и конспект родительского собрания в младшей группе"Развитие мелкой моторики рук и ее влияние на речь ребенка"...