Технология сюжетно-ролевых игр
учебно-методическое пособие на тему

Технология сюжетно-ролевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_syuzhetno-rolevyh_igr.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Н. Ф. Тарловская.

Ведущей деятельностью детей -дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее важной  является проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

Элементы  современных  педагогических  технологий  творческих  сюжетно-ролевых  игр были  заложены  крупными  педагогами  отечественной  дошкольной  педагогики  А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, д.В. Менджерицкой. Данные авторы признавали необходимость руководства  сюжетно-ролевыми  играми  со  стороны  взрослого.  Они  раскрыли  три направления руководства:   приемы, направленные на формирование игры;  приемы, связанные  с  формированием  инициативы  и  творчества;    приемы,  направленные  на формирование взаимоотношений.

Вышеназванные  авторы  выделяют  следующие  этапы  руководства  игрой:  подготовительный(обогащение  впечатлениями  на  занятиях,  экскурсиях,  целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);  основной этап(начало, ход, конец игры, воспитатель  использует  прямые и  косвенные  приемы);   участие  в  игре(совет, напоминание  и  т.д.).  В  современной  педагогике  предложено  несколько  технологий организации  сюжетно-ролевых  игр.  

Наиболее   интересным для меня  является  технология Н.Ф. Тарловской.  Для   автора характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей. Первый источник–действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям. Второй источник–это цели, которые специально ставятся перед ним взрослым. Как же побудить ребенка к тому, чтобы он понял и принял поставленную взрослым перед ним новую цель и начал самостоятельно реализовывать ее?  

Современная  дошкольная  педагогика  исходит  из  того,  что  таким  побудителем является  готовность  малыша  подражать  взрослым.  В  период  младшего  возраста  для ребенка взрослый является посредником между окружающим миром и самим ребенком. Например, наблюдая за тем, как вы кормите куклу, малыш может захотеть сделать то же самое. Однако, результат будет зависеть от того, насколько ребенку понравятся именно эти  игровые действия и насколько он захочет повторить их в своей игре. Так, Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание взрослому, а общение с ним.  В качестве первого шага на этом пути она предлагает  совершать игровое действие относительно самого  ребенка,  а  не  игрушки:  «понарошку»  покормить  малыша,  вымыть  ему  руки, измерить температуру, покатать на машинке и пр. Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им  максимум  удовольствия,  позволяли  пережить  чувство  успеха,  радости, удовлетворения. При  формировании  целенаправленной  деятельности  в  игре  предстоит  решить четыре основные задачи:знакомить детей с разнообразием игровых целей;  побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;  постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;  практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

Подготовка ребенка к принятию роли совпадает с развитием его самосознания. В чем же заключается эта подготовка? Принять на себя роль –значит суметь вообразитьи отобразить себя кем-то другим (мамой, папой, доктором, поваром). Для ребенка данная ситуация является довольно сложной.  Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная задача педагога–подготовка детей  к  принятию  роли. Образ взрослого характеризуется не только атрибутами, но и ограничениями, набором специфических действий. Но на первом этапе подготовки мы еще не требуем от малыша  выполнения  специфических  ролевых  действий.  Игры  «во  взрослых»  нужны малышу.  Это  отвечает  его  внутренним  потребностям,  потребностям  его развития –растущему  интересу  к взрослым  и  их  занятиям.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Изучение технологии сюжетно-ролевой игры как средства формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста.

Итоговая работа по по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...

Семинар. "Игровые технологии. Сюжетно-ролевая игра"

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В и...

Консультация «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благода...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...

Выступление на пед.совете "Технологии сюжетно-ролевой игры в детском саду"

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Технологии сюжетно-ролевой  игры в детском саду"...