Использование игровых приёмов в художественно – эстетическом развитии, музыкальном воспитании ребёнка
методическая разработка на тему

Давыденко Надежда Евгеньевна

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в художественно - эстетическом развитии музыкальности детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов

в художественно – эстетическом развитии,

музыкальном воспитании ребёнка

          Основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования  « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.)  предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.  Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка.  

Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

●создание музыкальным руководителем условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при   общении с музыкой;

● творческое развитие природной музыкальности ребенка;

●высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

●помощь в формировании  внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и  психокоррекция).

            У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой,  психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его  не как дополнительного, а как необходимого.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей 

Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения.   В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства".   Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.

  Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным   на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное  занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим,  выбирая  формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

●способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

●ассоциативности художественного мышления;

●выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

●координации слуха – голоса – зрения – движения;

●чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

●умение различать и отражать художественными средствами противоположные  понятия: большое – маленькое; высокое – низкое; приближение – удаление; светлое – темное; яркое – тусклое; легкое – тяжелое; теплое – холодное; громкое – тихое; быстрое – медленное;  плавное – отрывистое; одновременное – последовательное;  доброе – злое.

            Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей,  подталкивал  к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.    Методики и разработки Т.Боровик,  А.Бурениной и Т.Сауко,  Т.Тютюнниковой,  О.Радыновой, М.Картушиной,  и других авторов,  постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»,  «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным,  расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

●тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

●разработанная Т. Боровик  практика  теории  интонационной  природы музыки;

●идеи элементарного музицирования К. Орфа;

●предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной  педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

            Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель - развитие музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М.М.Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.

 В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. В практике работы использую  следующие формы  развития  музыкальности:

Коммуникативные  танцы  

            Вовлечение  ребенка в процесс музицирования  лежит через создание атмосферы  приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.   Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

● развития коммуникативных навыков,

● работы над ощущением формы,

● развития двигательной координации,

● развития чувства ритма.

Если следовать формуле,  что  «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий  с  детьми  как коммуникативные  танцы  и  игры ничего  не  придумаешь!  Эти танцы очень  просты,  в  них  нет  сложных  движений и  фигур.  Здесь присутствуют  игровые  задания,  смена  партнеров    Коммуникативные танцы  не только легки,  но  и   веселы,  они  очень  нравятся детям  и  учат    особенно  зажатых  детей  сотрудничеству.

Всем  знаком  коммуникативный  танец «Ну  и до свидания!»

Использую  в  своей  практике  коммуникативные танцы из программы Бурениной, Суворовой Т.,  нахожу интересные игры  и  танцы  в  интернет.  Вот  некоторые  примеры:

1.Здравствуй, здравствуй наш дружок!

2. Мы с тобой подружимся (поздоровались правыми руками)

  А теперь  покружимся  (руки  «лодочкой»)

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
- игры-команды; массажные; тонизирующие; пластико - ритмо - речевой театр.

Все они пронизаны идеей координации,  которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. Примером координационных  игр  могут  служить  игры  на  телесное  ориентирование, « Вот носик, вот ушки» - Е. Железновой.

«Хор рук».  Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс»  и др.). На усмотрение вашей фантазии.

«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.

Особенностями технологии  является:

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

7. Способствует развитию чувства ритма.

8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.

9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков

10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.

11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности

Данная форма направлена на развитие:

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

  1.       Педагогическое проектирование – это высший уровень  профессиональной деятельности в педагогике,  проявляющийся  в  творчестве педагога.

Проект (от  латинского projktus- брошенный вперед)- это мысль брошенная  вперед.   Проект- это предварительный  (предположительный) текст какого либо документа, план, замысел.  

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

В 2014-15 учебном  году  реализовывала  в старшей  группе разработанный   проект  « Спасибо дедам за Победу»

Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем, позволяет добиться позитивных изменений   в  результатах  воспитания и обучения.

Широко применяю  в  работе  информационно - компьютерные  технологии.  Часто  посещаю  сайты  коллег,  на  которых  обмениваюсь  опытом  работы  и  изучаю  передовой  опыт  по  музыкальному  воспитанию  дошкольников.   Нахожу  в   интернете  музыку  к  занятиям,  видео  с  играми  и  танцами  демонстрируемые  коллегами  на  своих  сайтах.    Иногда записываю  танцы,  исполняемые  нашими  воспитанниками,  затем  просматриваем  их.  Каждый  участник  после  просмотра  анализирует  вслух  свои  успехи  и  неудачи.  Запоминает,  над,  чем  нужно  постараться,  что  исправить.

Прежде,  чем  разучить  тот  или  иной  танец,  если  имею  видео  этого  танца,  то  так же  смотрим  его  с  детьми  в  свободное  от  занятий  время  в  группе, или  прямо  на  занятии.  Такие  просмотры  помогают  детям  быстрее  освоить  новый  материал.

ИКТ  на  музыкальных занятиях    применяю  часто  в  разделе   «музыкальная  грамота».  Наглядность  в  форме  коротких  видео на 1-,1.5 минуты  демонстрирую  с  помощью  ноутбука.  Такие видео нахожу  в  интернет  и  создаю  сама.  Это видео «Нотки», «Дождик», серия ритмических видео–презентаций,  которые  помогают  усвоить  длительность звуков (короткий-длинный), зрительно подкрепляется направление  движения  мелодии – вниз  или  вверх и т.д. В разделе  пение  ИКТ  применяю в распевках  (видео  «Зайка», «Колыбельная» и др.  Демонстрирую  иллюстрации   или видео  к  песням  так же  с  помощью  ноутбука. В разделе  слушание мне  помогают  видео фильмы  и  презентации  на  тему  «Марш»,  «Танец», «Песня». Собраны иллюстрации  и  музыка  маршей:  военных,  торжественных,  праздничных,  марш  игрушек,  марш  пионеров  и  т.д.  Знакомство с русскими  народными  инструментами  проводится  с  помощью  неоднократных  просмотров  видеофильма  о русской народной  музыке  и  инструментах.

  Удобнее  хранить портреты композиторов  и  иллюстрации  к  различным  песням  на   электронных  носителях  и  затем  демонстрировать  их  детям  на  занятии.  Интернет сайты использую  и в работе с родителями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и игровые приёмы в художественно-эстетическое развитие дошкольников

Восприятие классической музыки есть сложный образовательно - воспитательный процесс. Предлагаем свой вариант развития интереса к классической музыке детей дошкольного возраста....

Рабочая программа по образовательной области "Художественно эстетическое развитие" (музыкальное воспитание)

Пояснительная запискаДанная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательн...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) (старший дошкольный возраст)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:«ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание)(старший дошкольный возраст)...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Приключение в осеннем лесу» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание), «Речевое развитие» (развитие речи).

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Приключение в осеннем лесу»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание), «Речевое развитие» ...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

КОНСПЕКТ итогового занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) на тему: «В мире музыки» (для детей средней группы)

Конспект нацелен на обобщение, систематизацию и закрепление ранее полученных  знаний и умений  в музыкальной деятельности детей....