«Стандартизация образовательной деятельности по формированию здорового и безопасного поведения дошкольников
материал на тему

Взрослым кажется ,что дети не заботятся о своем здоровье :если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины ,повыбили бы себе глаза ,поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями .Нет. Детям совершенно так же ,как и взрослым ,хочется быть здоровыми и сильными ,только дети не знают, что для этого надо делать .Объяснить им ,и они будут беречься.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust_soveshchanie_2018.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

                               Материалы предоставлены на

                                           августовскую конференцию по теме:

«Современная образовательная политика

содержание, цели, задачи, механизмы

реализации педагогических работников

образовательных организаций

Благодарненского городского округа

27 августа 2018 г                                   

Доклад на тему:

 «Стандартизация образовательной деятельности по формированию здорового и безопасного поведения дошкольников».

Подготовила воспитатель

первой квалификационной

категории МДОУ «ДС №16»

Еременко Инна Ивановна

 «Взрослым кажется ,что дети не заботятся о своем здоровье :если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины ,повыбили бы себе глаза ,поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями .Нет. Детям совершенно так же ,как и взрослым ,хочется быть здоровыми и сильными ,только дети не знают, что для этого надо делать .Объяснить им ,и они будут беречься.»

                                                                              Януш Корчак.

                               

                                 «Здоровье-это та вершина ,на которую человек должен подняться сам»

                                                                                                                                               И.Брехман.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное  на рациональное удовлетворение  врожденных  биологических  потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне),  способствующие эмоциональному благополучию, профилактике  болезней и нечастных случаев. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

Формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности – задача не из легких. Как,  каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и основ безопасности жизнедеятельности, и когда начинать эту деятельность?

Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится:

"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".

 Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.

Цель  работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

  1. Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
  2. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
  3. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков ,поддерживающих и сохраняющих здоровье.
  4. Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
  5. Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
  6.  Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.

Применительно к ребенку:

  1. обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
  2. знание о здоровье и умении  оберегать, поддерживать и сохранять его.
  3. валеологическую  компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
  4. умение оказать  элементарную медицинскую , психологическую самопомощь и помощь.

Применительно к взрослым –

  1. содействие становлению культуры здоровья.
  2. валеологическое  просвещение  родителей.

Содержание образовательной работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов и осуществляется ежедневно через:

  1. непосредственно организованную деятельность
  2. организацию игр
  3. общение
  4. художественно-речевую деятельность
  5. изобразительную деятельность
  6. познавательно-практическую деятельность
  7. максимальное использование наглядности

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Современные здоровьесберегающие  технологии, используемые в детском саду, отражают две линии  оздоровительно-развивающей работы:

  1.  приобщение детей к физической культуре
  2.  использование развивающих форм оздоровительной работы.

Развивающие формы оздоровительной работы

В младшей  группе:

 (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)

В старшей группе

 к этому добавляются ещё:(силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.

Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)

В подготовительной группе:  

( бадминтон, настольный теннис ,городки)

Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям,  это не помешает. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.        Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду , в которой должны быть атрибуты, символика , терминология ,  ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая  среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми  позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В доступной для  детей форме необходимо дать элементарные знания и практически закрепить их.

Оздоровительные занятия, беседы

Задачи:

• сохранение и укрепление здоровья;

• развитие сенсорных и моторных функций;

• формирование потребности в двигательной активности;

• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

• приобретения навыка правильного дыхания;

• привитие навыков элементарного  самомассажа;

• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);

• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

• формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.

Беседы могут включать вопросы гигиены, питания. закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими здоровье.

Беседы –рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит быть здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым.

 Итак, в течение года дети получают  элементарные знания о строении своего организма и навыки ухода за своим телом.

Все мы - педагоги, родители,  – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно:

 Во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения.

 Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

 В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме.

Сегодня мне бы хотелось поделиться небольшим опытом работы с вами.

Во – первых, чтобы начать работать по этой теме необходимо создать условия, т. е. накопить и систематизировать познавательную литературу, пособия и игры по всем представленным мероприятиям.

Таким образом, в группе создан уголок безопасности, в котором сосредоточены атрибуты и игры, настольно – печатные игры, плакаты, альбомы по безопасности, подборка художественной литературы для чтения детям. Также в уголке имеется демонстрационный материал и изготовлены атрибуты и пособия к проведению сюжетно – ролевых игр, подборка игрушек (пожарные машины, игрушки зверей, куклы)Разнообразный материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.

Во – вторых необходимо продумать и тщательно спланировать работу на учебный год в соответствии с возрастной группой В начале года мною была разработана рабочая программа, в которой я предусмотрела специальные темы по формированию основ безопасного поведения.

«Неделя здоровья и безопасности», «Машины на нашей улице», «Правила дорожного движения»

«Опасные предметы вокруг нас», «Во саду ли в огороде», «Грибное лукошко», так и темы в содержании которых легко включать проблемы ОБЖ «Наша малая Родина», «Наша любимая группа» «Что я знаю о себе» «Дом в котором мы живем» и другие.

Другими словами, тема по формированию здорового и безопасного поведения детей может и должна присутствовать практически постоянно в образовательной деятельности каждого педагога ДОУ.

Все эти темы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста я осуществляю через календарное планирование, которое составляется на каждый день. Воспитательно – образовательную работу планирую, как в утренние, вечерние часы так и на прогулке. Организую с детьми групповую и подгрупповую деятельность, уделяю большое внимание индивидуальной работе. Вся эта работа проходит через все образовательные области, а именно:

-познавательное

-речевое

-социально – коммуникативное

-художественно эстетическое

- физическое развитие.

Составляя план на следующую неделю я продумываю как и в какой форме включить в нее материалы по безопасности Например: Тема «Наша любимая группа» Здесь я планировала повторение правил безопасного поведения в группе и на прогулке, через беседы, «Мы снова вместе», использовала ситуативные разговоры «Безопасное поведение на улице» «Обсуждение опасных ситуациях», дидактические игры «Как избежать неприятности», «Предотвращение опасных ситуаций»

Следующие темы» Что нам осень подарила», «Мир осенней обуви и одежды»«Грибное лукошко» Здесь я отрабатывала направление «Здоровье ребенка» провела беседу о здоровье осенью, включила детей в практическую деятельность изготовление салата, получение яблочного и морковного сока. Познакомила с рецептами полезных блюд питания. Организовала ситуативный разговор «Ядовитые грибы», провела сюжетно дидактическую игру «Грибные заготовки на зиму» С инструктором по физическому воспитанию провели развлечение «В здоровом теле здоровый дух» и «Путешествие в страну Витаминию».  Следующая тема:  «Машины на нашей улице» кроме основного познавательного материала включила повторение правил дорожного движения через дидактические игры «Светофор», «Собери дорожные знаки», «Дорожное лото». Провела беседы с детьми «Мой друг светофор», «Улица прекрасная, но порой опасная», «Я примерный пешеход» Здесь я ставила цель: выявление знаний о правилах дорожного движения.

В игровой форме мы с детьми нарисовали безопасный маршрут движения в детский сад. Цель – закрепление и уточнение безопасного пути из дома в детский сад.

В образовательной деятельности я использую следующие формы работы с детьми.

• Дидактические игры

• Сюжетно – ролевые игры

• Игры – тренинги

• Продуктивная деятельность

• Чтение художественных произведений

• Развлечения.

По разным разделам я использовала различные дидактические игры. Например: «Вызови пожарных» закрепляет умение правильно вызывать пожарных т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Дидактическая игра «Не всякому грибу место в лукошке» помогает закреплять знания детей о том, что грибы бывают съедобными и несъедобными и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы. У нас в группе есть игра «Азбука безопасности» «Один в доме» эти игры помогают детям не растеряться и правильно действовать в разных опасных ситуациях, которые могут случиться дома: Затопление, пожар, поражение током и обрушение.

В ходе игры с детьми обсуждаются ситуации, разбираются причины бедствия и как нужно правильно вести себя в той или иной ситуации. И самое главное выясняли с детьми как можно избежать таких ситуаций. Не баловаться со спичками, петардами, не засорять раковину отходами, быть осторожным с газом, электричеством.

В игре «Дорожные знаки», я использовала плакаты, которые помогают познакомить детей с дорожными знаками, светофором. Ребята должны называть, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется.

В настольно – печатной игре «Дорожное лото» дети узнают, как должен вести себя пешеход, научит понимать язык улицы, разговаривать с ней при помощи дорожных знаков.

Следующая форма работы с детьми - это сюжетно – ролевые игры. В сюжетно – ролевых играх дети закрепляют знаки дорожного движения, правила поведения на дорогах

Одной из форм работы являются словесные игры. В игре «Добавь слово»закрепляются основные правила безопасного поведения в быту, на улице. Педагог читает строки стихотворения, а дети добавляют недостающие слова.

• Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег, не смотри, не жди, не стой, а залей его …. (водой)

• Если младшая сестренка зажигает дома спички, что ты должен предпринять?

Сразу спички …. (отобрать)

«Запрещается –разрешается» Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово «разрешается или запрещается»

• Идти по тротуару … (разрешается)

• Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом … (запрещается)

• Играть в футбол на мостовой …. (запрещается)

• Переходить по пешеходному переходу … (разрешается) и. т. д.

Одной из освоенных нами форм работы являются игры – тренинги, в ходе которых отрабатываются действия в различных ситуациях Например: Тренинги по теме «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице.

Очень важно обучить ребенка громко кричать, призывая на помощь, привлекая внимание окружающих. В начале тренинга прошу детей позвать на помощь, как это делал петушок в сказке «Кот петух и дрозд». Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы, за быстрые реки кот и дрозд спасите меня. Разыгрывали эту ситуацию, где один из детей изображал лису, а другой петушка. Лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывая на помощь кота и дрозда.

Тренинг провела на тему «Опасные ситуации», «Контакты с незнакомыми людьми»

Предложила детям разбиться на пары: один выполняет роль бандита, который говорит приятным голосом, называя его маму и папу по имени и отчеству, убеждая, что это они его послали и просит открыть дверь ему. при этом ласковым голосом, делая заманчивые предложения. Второй ребенок должен правильно отреагировать в этой ситуации.

Следующая форма работы по освоению основ безопасной жизнедеятельности является продуктивная деятельность Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил дорожного движения, лепка машин, светофора. Большое внимание отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. В сказках мы познаем те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая обсуждая народные сказки, играя в них дети легко усваивают какую -то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему поколению придется столкнуться в реальной жизни. Большинство детей считают, что опасными бывают люди с неприятной внешностью. А молодые, хорошо одетые взрослые не могут причинить никакого вреда Здесь на помощь приходят сказки Чудовище в Аленьком цветочке, оказалось добрым заколдованным принцем.

Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.

Одной из форм ОБЖ являются развлечения.

Развлечение «Путешествие в страну Светофорию» помогло закрепить в игровой соревновательной форме правила дорожного движения, Путешествие в страну «Витаминию»

Показала детям, как важны для здоровья витамины, и в каких овощах и фруктах много витамин.

Пожар – это страшно, на котором дети закрепили на практике все о пожаре, познакомились с профессией «Спасатели»

В своей работе использую следующую литературу и наглядно-дидактические пособия: учебно-наглядное пособие Р. Б.  Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой комплект наглядных пособий «Уроки безопасности», энциклопедия под редакцией Ольги Корчагиной «Азбука Здоровья»; Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра» и «Уроки Айболита» и много других пособий.

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому ведется сетевое взаимодействие с ГИБДД и Пожарной частью, в рамках которого организуется регулярные встречи с инспектором ГИБДД, экскурсии в пожарную часть, на пекарню, в школу, в парикмахерскую, в теплицу.

При  организации работы с родителями, направляю их  на  формирование у детей  уверенности в себе и своих возможностях, закреплении  знаний об осторожном обращении с опасными предметами, правильном поведении при контактах с незнакомыми  людьми, поведении  в различных опасных ситуациях. Для этого провожу индивидуальные и групповые консультации, а также  использую различные информационные материалы:

  • памятки «Пользование электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
  • буклеты «Основы безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
  • консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.

Как известно, любую опасность легче предвидеть и избежать, чем попасть в неё, поэтому ребенок должен знать и понимать, что именно может быть опасным в его окружении.

Для меня очень важным является то, чтобы воспитанники  научились применять на практике и  в реальной жизни всё - чему их научили в важный период – в период дошкольного детства! 

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  4. Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.
  5. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
  6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  7. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  8.  Безопасность (учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста)
  9. Н. Н. Андреева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина Москва 1988г.
  10. «Дорогою добра» А. В. Коломейченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова.
  11. Занятия для детей 3-5 лет. По социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию.
  12. . Журнал дошкольное воспитание №2. 2007 год. С. В. Нагорная «Неделя здоровья»
  13.  Журнал Справочник старший воспитатель №8. 2012 год.
  14.  Журнал Справочник старший воспитатель №6. 2013 гою.
  15.  Программа «Истоки» Парамонова
  16. . Перспективное планирование в детом саду (Безопасность) Н. С. Галицина. Москва 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы «Безопасное поведение на дороге».

Образовательная область:  Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие.  Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дороге. Задачи: Образов...

Сценарий организовано-образовательной деятельности по ознакомлению с правилами безопасного поведения с детьми второй младшей группы № 3 "Случай на зимней дороге"

Вид ООД: ИнтегрированнаяИнтегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и дете...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»Цель: обучение детей основам безоп...

Методическая разработка "Влияние занятий плаванием в бассейне ДОУ на формирование ответственного и безопасного поведения дошкольников на воде"

Формирование у дошкольников безопасного поведения на воде, через использование авторских игр и игровых упражнений в бассейне ДОУ....

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в формировании ЗОЖ и безопасного поведения дошкольника».

Родительское собрание на тему:  «Роль семьи в формировании ЗОЖ и безопасного поведения дошкольника»....


 

Комментарии

Информация очень интересная и актуальная в настоящее время.Работу по формированию здорового и безопасного поведения дошкольников необходимо проводить воспитателям совместно с родителями.Материал, разработанный Инной Ивановной,хорошая подсказка в данной работе.