Логико - математические игры
консультация по теме

Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне, поря­док следования, преобразования, сохранения количества, объема, массы и др. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_-_matematicheskie_igry.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Логико-математические игры для дошкольников.

        Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объема, массы и др. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.

Естественно, что в дошкольном возрасте (4-6 лет) можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество; предвидеть результат; изменять ситуацию; активно действовать практически и в идеальном плане, не отвлекаясь; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

        В настоящее время разработаны (и продолжают разрабатываться) логико-математические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста

        Учебно-познавательные книги, тетради с печатной основой (рабочие тетради), по материалам которых можно разрабатывать логико-математические игры, очень популярны в настоящее время и используются родителями и воспитателями в дошкольных учреждениях с целью развития у детей умений анализировать ситуацию, заданную графически, решать логические задачи, оперировать знаками, связями и зависимостями, прогнозировать результат. Одно из наиболее удачных изданий рабочих тетрадей для дошкольников - «Математика - это интересно».

        В ходе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Кроме этого, логико-математической игре, как любой обучающей, свойственна и познавательная, и игровая мотивация, а преимущественно диалоговое общение взрослого с играющим вносит оживление, не ограничивает, а наоборот, стимулирует свободу выбора ребенком практических и умственных результативных действий, развитие мышления и речи. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

        Приведем пример логико-математической игры, разработанной З. А. Михайловой и  И. Н. Чеплашкиной.

«Как репку из земли вытягивали».

Цель: ориентировка в последовательности выполняемых действий и условных изображениях.

Материал: карточки с изображением репки и персонажей сказки, а также фигур, последовательно уменьшающихся по размеру (прямоугольник, квадраты).

Ход игры:

Взрослый: Посадил дед репку. Сначала это было маленькое семечко, которое Мышка принесла. А потом, очень скоро, из семечкавыросла большая-пребольшая репка. Мышка увидела репку: «Моя репка. Я принесла семечко деду».

Стала она репку тащить. И так и этак обхватит - ничего не получается. (Действия выполняет ребенок.)

Взрослый: Кто должен помочь Мышке вытянуть репку?

Ребенок: Это должна быть Кошка.

Взрослый: Кошка сильнее или слабее Мышки? А по размеру их можно сравнить?

Ребенок: Кошка сильнее и больше, чем Мышка.

Взрослый: Чтобы не ошибиться и правильно распределить участников, которые будут тянуть репку, надо их как-то изобразить: большим прямоугольником - репку, а тех, кто ее будет тянуть, - квадратами. Но все разные по величине (кто-то большой, кто-то поменьше, кто-то совсем маленький); одни сильнее, другие слабее. Одинаковые возьмем квадраты или разные по размеру?

Ребенок: Разные.

Вместе с родителем ребенок раскладывают условные изображения в таком порядке: называют последовательность тех, кто будет приходить тянуть репку:

- Мышка уже есть, затем –Кошка, Внучка, Бабка и Дед.

Взрослый: Увидела Мышку Кошка и подумала: «Так и быть, помогу Мышке вытянуть репку, а потом Мышку съем». (Действия осуществляет ребенок.) Мышка за репку, Кошка за Мышку, тянут-потянут... вытянули, только не репку, а Мышку. Мышка пищит, Кошка мяукает, а репка как сидела в земле, так и сидит. Решили позвать того, кто сильнее и больше. Кто это?

Ребенок: Внучка.

Взрослый:Тянут - потянут... Никак не вытянуть репку. Кого надо позвать?

Ребенок: Того, кто сильнее и больше: Бабушку, а потом - деда.

Взрослый:Пришла Бабушка. Кто за кем тянет репку? (Ребенок восстанавливают последовательность.) Кто всех сильнее? (дед.) Тянули вместе с Бабкой и Дедом, не вытянули. Кто это лает? Про Жучку забыли! За кем надо поставить Жучку?

Ребенок: За Кошкой.

Взрослый: Почему?

Ребенок: Она сильнее и больше.

Взрослый: Стали тянуть. Опять никак не вытянуть, снова упала Мышка. Опять стали думать, как быть. Может, ты уже догадался, почему никак не вытянуть репку? Почему падает Мышка?

Ребенок: У нее мало силы, слабые лапки, она не может удержать репку.

Взрослый: Какую ошибку мы допустили, когда тянули репку? Ребенок: Установили не ту последовательность.

Ребенок исправляет ошибки, допущенные в расположении изображений сказочных героев. Пользуясь словами сначала, потом, ребенок вновь пересказывает сказку Репка.

Возможные варианты усложнения познавательных задач:

1. Уточнение общего количества участников вытягивания репки из земли и количества людей и животных среди них. Выкладывание квадратами последовательной зависимости среди тех или других.

2. Использование стрелок в ходе графического изображения общей последовательности включения в процесс героев сказки; использование в речи слов: «сначала», «потом», «затем», «после» и др.

З. Последовательное выкладывание в ряды разных по длине, высоте, объему предметов, картинок с обоснованием порядка их расположения.

Источника:

Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство Детство - Пресс», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логико-математическая игра "Угощения для медвежат"

Данный конспект занятия предназначен для педагогов ДОУ, которые в своей работе углублённо используют логико-математические игры....

Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас,в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом....

Стендовый доклад логико - математические игры, как эфективное средство подготовки к школе.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....

Логико-математические игры

Данная презентация посвящена воспитанию интереса к занятиям математикой и развитию  логических способов    познания....

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают ма...

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....