Проектирование сюжетно - ролевой игры "Пекарня".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Последовательность проектирования игры:

1. Задачи  руководства.

2. Подготовка к игре.

3. Перспективный план подготовки.

4. Ход игры.

5. Окончание игры.

6. Оценка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konovalova_ni_s-r_igra_pekarnya.docx64.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации  ИОЧ

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

на тему:

 «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми

дошкольного возраста»

«Пекарня»

в старшей группе

время обучения: 17.04-21.04. 2017г.

Выполнила

Коновалова Надежда Ивановна

воспитатель СП-Детский сад «Берёзка» ГБОУ  СОШ «ОЦ»          с. Августовка

Самара, 2017г

1. Задачи руководства:

1) расширение представлений об окружающем:                                                     - формировать  представления  детей о труде  взрослых (тестомеса, разделочника, заведующего пекарней, экспедитора, пекаря, водителя);                                                              - расширять представление о профессиях (редактора, корреспондента);                               - обогащать словарь за счёт активизации в речи детей слов: формовщик, фасовщик, корреспондент, экспедитор.

     2) формирование игровой деятельности:                                                                - развивать умение создавать игровую обстановку;                                                          - развивать умение распределять роли с использованием карточек, на которых изображены предметы профессий работников пекарни, а также сопутствующих игр;                                                                                                                                                - продолжать  формировать навыки  выполнения игровых действий, используя реальные предметы и предметы-заместители;                                                                       - продолжать формировать навыки построения ролевого диалога;                                        - формировать умение творчески развивать сюжет, умение планировать размещение в игровом пространстве.

     3) формирование взаимоотношений:                                                                                        -  формировать дружеские взаимоотношения  в игре,  умение объединяться и договариваться;                                                                                                                                             - развивать культуру общения;                                                                                                                    - воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к товарищам по игре;                         - воспитывать уважение к труду  взрослых.

2. Подготовка к игре:

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

17.04.

Изготовление карточек для распределения ролей с изображением предметов различных профессий (весы-продавец, печка-пекарь…).

1.Чтение сказки о пшеничном зёрнышке (Т.А.Шорыгина).

2.Мозговой штурм по теме «Хлеб».

3.Рисование витрин для магазина и пекарни. 4.Загадывание загадок о хлебобулочных изделиях.

Участие воспитателя в играх детей при  введении новых ролей и при развитии сюжетов игры.

Предлагать несложные сюжеты для игр.

18.04

Изготовление карточек-заданий для изготовления хлебобулочных изделий, списка покупок для семьи.

1.Просмотр презентации «Экскурсия в пекарню».

2.Обсуждение утверждения: «Хлеб-всему голова».

3.Загадывание загадок о злаковых культурах.

4.Пословицы о хлебе.

 Обучение на занятиях с  дидактическими  и словесными играми.

19.04.

Изготовление рецептов для тестомесов, накладных (с указанием числа хлебобулочных изделий). Рисование витрин для магазина, пекарни, таблички для хлебной машины.

1.Сюжетно-ролевая игра «Строительство пекарни».

2. Чтение: К.К.Барыкин «Хлеб, который мы едим».

3.Пение песни «К нам гости пришли».

4.Лепка хлебобулочных изделий.

Перенос необходимого материала с занятия в игровые уголки.

20.04.

Изготовление микрофона, скрытой видеокамеры, лотков для хлебобулочных изделий, денег.

1.Чтение белорусской  народной сказки «Лёгкий хлеб».

2.Разучивание физминутки «Кто нам хлеб испёк».

3.Беседа «Почему надо беречь хлеб».

4.Исследование истории выпечки хлеба (опрос бабушек и дедушек).

Наблюдения за действиями взрослых и других детей.

21.04.

Изготовление хлебобулочных изделий (лепка батона, завитка, плюшки, печенья, рулета, круассанов, хлебцев).

1.Просмотр презентации «Что привезли в хлебный магазин».

2. Заучивание стихотворения             С. Погореловского «Хлеб».

3.Посещение и наблюдение за действиями Веры Михайловны (нашего повара) во время изготовления булочек.  Исследование питательных свойств булочек.

Игры с элементами драматизации.

Инсценировки.

3. Перспективный план подготовки к  игре  « Пекарня»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

«Пекарня»

Тестомесы

Посуда разного размера, мука, вода, дрожжи, соль, чистые салфетки. Халаты, шапочки или колпаки.

Смешивают муку, воду, соль, дрожжи, замешивают тесто, ставят его, чтобы подошло.

Беседуют между собой о том, у кого какое тесто получается.

«Подай, пожалуйста», « Помоги мне, « Я буду взвешивать муку, а ты отмерь нужное количество воды»,  «Поставим тесто в тёплое место», «Как всё хорошо у нас получается».

Разделочники

   Халаты,

     колпаки.

       Кухонные

           принадлежности

Разбирают карточки и начинают лепить то, что изображено на них.

«Как я люблю лепить рогалики!»

«А у меня плюшки получаются замечательные».

Пекари

   Халаты,

    колпаки.

Приводят в порядок рабочее место, протирают печь, контейнеры, разговаривает с тестомесами о тесте, с разделочниками о том, кто что делает. Заезжает за продукцией. Включает печь, ставит в духовку печь хлеб, проверяет, переворачивает.

«Готово ли у вас тесто?» «Хорошо. Я зайду попозже»

«Кто из вас делает рогалики?», «А у вас что такое красивое получается?»

«Хлеб сегодня особенно подрумянился». «Я думаю заказ понравится».

Заведующий пекарней

Халат,

 Ко.        Халат, колпак, книжечка с рецептами.

Даёт задание экспедитору – раздать рецепты тестомесам.

Даёт задание разделочникам: раскладывает карточки и предлагает взять любую.

Встречает водителя, спрашивает накладную.

«Возьмите, пожалуйста, рецепты»,  «Объясните, для какого теста какой рецепт».

«Выберите, пожалуйста, карточки. По ним вы узнаете, кто, что будет лепить». «Покажите, пожалуйста вчерашнюю накладную».

Экспедитор

Халат,

колпак.

      Накладная

     с заказом.

Сообщает тестомесам, что у нас на пекарне новый заказ. Обзванивает все магазины по телефону и делает заказы на хлебобулочные изделия, записывает их количество.

«Вы замешивайте тесто для хлеба высшего сорта, а вы - для хлеба чёрного», «Как замесите тесто для хлеба, займитесь сдобным тестом», «Добавляйте лучше наши дрожжи, а не сухие французские», «С нашими дрожжами тесто получается пышнее».

Помощник заведующего

Халат,

  колпак.

Договаривается с водителем по сотовому телефону, и едут за продуктами. Читает список продуктов для пекарни.

«Алло, Вы свободны? Я Вас жду, поедем за продуктами».

Сопутствующие сюжеты

Магазин

Продавец

Спецодежда, прилавки, лотки для хлебобулочных изделий, корзины для хлеба.

Принимает хлебобулочные изделия, раскладывает  с лотков  в специальные корзины. Приглашает за покупками.

 -Здравствуйте!.                     -Поставьте, пожалуйста. Кушайте на здоровье. Приходите ещё за покупками.

Шофёры

Водитель

Руль, машина на верёвочке, кепка, лотки для хлеба.

Раскладывает хлеб на лотки, ставит в салон машины, везёт в магазин, разгружает.

«Какой сегодня хлеб душистый», «Я привёз вам хлеб белый, чёрный, А ещё много разных вкусностей». «Получайте пожалуйста».

Корреспондент

Обычная одежда, блокнот.

Беседует, задаёт вопросы.

«Вы ели когда-нибудь подгорелый хлеб?», «Почему хлеб возят в закрытых машинах?»

Редактор

Обычная одежда, записная книжка.

Беседует, задаёт вопросы, благодарит за интервью.

«Кто занимался всеми этими делами?»

«А почему камера называется скрытой?» «Что будет, если совсем не будет хлеба?» «Спасибо за интервью. До новых встреч!»

Строительство пекарни

Строители

Строительный материал, конструкторы разного вида, комбинезоны.

Строят пекарню, определяют, кто в каком зале будет работать.

«Пекарню построим на славу!»

«Здесь будет зал для пекарей, а здесь-для тестомесов. Рядом будут работать разделочники теста».

                

        4. Ход игры.

  1. приемы создания интереса к игре:

Воспитатель приносит в группу письмо, читает его и узнают, что оно от лесных зверят, которые собираются к нам в гости. Чем будем угощать? Можно напечь разных вкусностей. Договариваются, что можно открыть свою пекарню. Но прежде её надо построить. Кто любит строить, будет строителем. А в пекарне кто работает? Кто любит печь-будет пекарем. Кто любит лепить-будет разделочником теста. А чтобы не было споров, роли можно выбрать по карточкам. На счёт: «Раз, два, три-бери» - выбирают любую карточку (весы – продавец, машина – водитель…).

2) сговор на игру:

Дети с воспитателем договариваются  играть в игру «Пекарня». Выбирают роли по карточкам. Воспитатель учитывает желания детей. Если кому-то не понравилась выбранная роль - возможна замена. Вместе обговаривают сюжет. При необходимости, воспитатель задаёт  уточняющие вопросы:

- Кто работает в пекарне?

- Что делают тестомесы?

- За что отвечают экспедиторы?

- Кто разделывает тесто и готовит разные хлебобулочные изделия?

- Нужная ли пекарне заведующая?

- Люди, каких профессий могут рассказать о профессиях, связанных с изготовлением хлебобулочных изделий?

 Воспитатель берёт на себя роль помощника заведующего пекарней, так как он зачитывает список продуктов. Вместе оформляют игровое пространство: кто, где будет работать.  Воспитатель помогает детям оборудовать рабочие места (кухонная посуда, плиты, скалки, разделочные доски …), предлагает подумать, кому с кем рядом будет удобнее работать. Дети в соответствии с выбранной ролью отбирают атрибуты и предметы – заместители.

Дети надевают соответствующую одежду.

Дети играют самостоятельно.

  1. приемы обучения игровым действиям:

- участвует в сговоре детей;                                                                                     - показывает возможные  способы действий с предметами – заместителями;

- организация игрового пространства;

- разъяснения и советы по ходу игры;

- ролевое участие воспитателя.

4) приемы поддержания и развития игры:

        а/ внесение дополнительных атрибутов: вносит различные кухонные принадлежности, кисти, пищевые краски для украшения изделий, бланки с заказами от других организаций, упаковочные пакеты.

        б/ участие педагога во второстепенных ролях: берёт на себя роль ребёнка, который временно отлучился или передаёт эту роль другому ребёнку,  вызывается быть партнёром, например вторым или третьим пекарем, или выступает в роли дегустатора.

        в/ показ новых игровых действий: предлагает всем сотрудникам сделать физминутку, можно на работу и с работы ехать на автобусе, поступил новый заказ на изготовление хлебобулочных изделий.

        г/ напоминание, вопросы: напоминает о дальнейших действиях, спрашивает о приёмах лепки завитушек, рогаликов, даёт советы о том, как лучше украсить изделие.

        д/ введение новых игровых ситуаций: новый заказ на пирог, какую начинку лучше выбрать? Разные дрожжи, какие лучше добавить? Заведующий принёс новый рецепт выпечки. Дополнительный заказ, как успеть с выпечкой?

        е/ оценка: «Вкусная выпечка у вас получилась!», «Какие вы сегодня добрые, поэтому и выпечка у вас вкусная», «Шофёр у нас очень заботливый и исполнительный», «Молодец наш заведующий, как заботится о всех».

5) приемы формирования взаимоотношений в игре:

По ходу игры воспитатель напоминает, что хорошая выпечка получается только у доброжелательных пекарей, разделочники должны с любовью выполнять свою работу, от вежливости и обходительности заведующей, экспедитора зависит и настроение всех работников пекарни. Обращает внимание, как вежливо разговаривает по телефону помощник заведующего с шофёром, как общаются друг с другом разделочники теста, как продавец благодарит шофёра за привезённую продукцию.

         5. Окончание игры.

  1. краткий итог работы в ролях:

Воспитатель отмечает, что сегодня все поработали хорошо, и в магазин продукцию отвезли, и заказы выполнили, и для гостей угощение испекли, теперь будет чем зверят - гостей угостить. Подчёркивает, что такого хорошего результата  можно добиться только слаженным трудом, когда каждый знает своё дело и добросовестно его выполняет. Интересуется, всем ли понравилась его роль, что бы хотел добавить нового в свою работу и работу других. Добавляет, что здоровая пища – залог здоровья, а значит, мы сегодня всем помогли стать здоровыми. Молодцы!

  1. перевод интереса детей к следующему виду деятельности:

Воспитатель как помощник заведующего говорит, что рабочий день закончен, благодарит всех за хорошую работу, желает  приятного отдыха и приглашает всех в автобус, который развезёт их по домам. А вечером будем встречать наших гостей в кафе.

     6. Оценка игры

                1) оценка взаимоотношений:                                                                     Воспитатель  спрашивает, как показалось детям, дружно ли они играли, всегда ли получалось  договариваться, как поступали или поступили бы, если бы возникла спорная  или даже конфликтная ситуация. Хвалит детей за отсутствие таких ситуаций или правильный выход из них.

           

  1. оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью:

     Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, как он оценивает свою деятельность, справился ли с ролью, которую выполнял; сложно ли было играть и почему, что наиболее было трудным; какую роль хотел бы взять на себя следующий раз. Затем спрашивает у детей, как тот или иной ребёнок справился с ролью. Воспитатель отмечает положительные моменты каждого участника игры: Саша был добросовестным пекарем, а Лена очень хорошо справилась с ролью заведующего пекарней, про Ваню можно сказать, что он один из лучших водителей, Таня была вежливым продавцом, поэтому и в магазине было много покупателей. Говорит, что и ей понравилась роль помощника заведующего пекарней, и в игру с детьми было очень интересно играть. Говорит, что и следующий раз тоже будет играть с детьми.

  1. Схема игрового пространства

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование сюжетно-ролевой игры - "Театр буратино и папы Карло"

Проект сюжетно - ролевой игры для старшего дошкольного возраста...

Проектирование сюжетно-ролевой игры "У врача"

Обогащать содержание игры на основе впечатлений о труде врача, познакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать навыки общения с взрослыми и друг с другом....

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Поликлиника» (средняя группа)

Задачи руководства:1) Расширять представления детей о труде врача, медицинской сестры, регистратора, знакомить с трудом продавца аптечного киоска; обогащать словарь за счет активизации в речи де...

Проектирование сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Автором представлен план работы педагога по ознакомлению детей с сюжетно-ролевой игрой "Поликлиника"....

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Парикмахерская Фея»

Расширение представлений об окружающем мире;Формирование игровой деятельности:      -  развивать сюжет;      -  обучение игровым действиям;     ...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Магазин»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской областиструктурное п...